Копырин А.Л. Листая старую тетрадь
Недавно мне удалось прочитать дневниковые записи Галины Александровны Степановой (Ярцевой) об одном из старых районов нашего города, о людях живших там. Материалы охватывают период с конца 20-х годов и до начала семидесятых годов XX века.
Написаны воспоминания в 2002 году, а я встречался и разговаривал с Галиной Александровной в 2007 году. Свои стихи, напечатанные небольшими сборниками, она мне давала читать, а вот про свои мемуары не сказала ни слова. Многих о ком написано в воспоминаниях, я знал или, по крайней меры, слышал о таких людях, а некоторые и вовсе являются моими старшими родственниками.
Галина Ярцева с родителями жила на Ильинском участке, используя терминологию довоенного периода. А ещё раньше этот посёлок назывался Коревинским участком.
Сейчас это территория современного Южного карьера. В двадцатых годах XX века семья Ярцевых проживала прямо напротив клуба «Пролетновь». И в этот период во время гигантского промышленного развития или, как потом охарактеризовали это время, индустриализации страны, в нашем городе, состоящем из нескольких, почти изолированных посёлков, не было особых развлечений.
Из дневника:
В 20-30 годах Ильинский участок Асбестовых рудников был, пожалуй, главным центром общественной, культурной и экономической жизни рудника. Жители кратко называли участок «Ильинка». Через нее проходил Грязновский тракт и дорога на станцию Баженово, здесь располагалась электростанция, без которой жители не мыслили день прожить, так как по ее гудку считали время, начинали и кончали работу, она жалобно свистела в дни похорон провожая кого-то в «мир иной», злобно ревела в дни пожаров, заливала поселок веселыми звуками в торжественные праздничные дни.
Люди работали, а дети находились дома под присмотром бабушек, у которых своих домашних дел было невпроворот. В тёплое летнее время дети были предоставлены сами себе, они играли вокруг здания театра, бегали по аллеям старого парка, который остался от дома управляющего и находился недалеко от театра.
Из дневника:
Самое красивое и интересное в поселке место был городской уютный парк с сиренью, клумбами с розами и тенистыми аллеями.
Дети купались в небольшом водоеме, который в тот период в местном лексиконе назывался Мойка. Это были верховья речки Черемшанки, которая текла мимо современного кладбища номер один, пересекала современную дорогу на посёлок Белокаменный и впадала в речку Грязнушку.
В этой же луже поили коров, хозяйки стирали бельё и брали воду для хозяйственных нужд. Здесь же были мостики, с которых дети ныряли, а хозяйки на этих же мостиках стирали половики.
А еще дети бегали на отвал в поселок Горный, через магазин «Уралторг» и на переезде с улицей Мопра, смотрели на проходящие узкоколейные паровозы, которые тащили на фабрику вагонетки с рудой.
У поселка Горного, с откоса сверху кидали камни в Николаевский разрез, частично затопленный водой и после обеда возвращались домой.
Конечно, основным местом притяжением был театр «Пролетновь» или, как его впоследствии называло местное население, «Кировка». У старшего поколения жителей нашего города театр «Кировка», на всю жизнь остался в воспоминаниях как большое светлое пятно. В театре шли постановки, как классического репертуара того периода, так и местных самодеятельных авторов. Кроме того, и это наверное самое главное, на сцене выступали местные жители, которых знал весь город. И, что немаловажно, к постановкам привлекали детей, впоследствии они об этом рассказывали всю оставшуюся жизнь своим друзьям, детям и внукам. И об участии Галины Александровны в театральных постановках в детском возрасте так же написано в ее воспоминаниях. Ей дважды посчастливилось сыграть небольшие роли в постановках местных авторов.
Здесь же в театре, проходили торжественные мероприятия на все праздники того периода, об этом тоже пишет в своих воспоминаниях Галина Степановна.
Из дневника:
И самым примечательным явлением Ильинки был клуб со странным названием «Пролетновь» (это потом мы узнали Пролетарская новь).
Название мудреное, а еще более мудреное – внешний вид сама форма здания. Такого мы не видели даже в детских книжках.
Клуб вызывал у нас особое уважение и даже страх, писать на его стенах боялись, даже Минька Якимов самый отъявленный хулиган и самый бесстрашный. Этому зданию не только дети но и взрослые, приписывали самые невероятные истории. Говорила бабка Тигачина, что там живет колдунья Фатимединска (мы дети ее боялись вечером ни кто у клуба не играл) а старшая Копырина, мать Степы Копырина, хоть и не видела сама, но слышала, как из трубы клуба по ночам вылетали странные волшебные птицы.
По субботам и воскресеньям играл духовой оркестр который располагался на балконе перед центральными входными дверями.
В выходные к дверям клуба, где проходили танцы на большой площадке, приезжала красивая полная тетя с коляской, где стояли большие блестящие банки с мороженным. Накладывала она из банки в маленькую формочку сладкого мороженного, прихлопнет сверху вафелькой, а на вафельке твое имя или Борькино (брат).
Здесь же в театре в праздничные дни выступал духовой оркестр, а в будние дни коллектив духового оркестра приходил сюда на репетиции. Коллектив оркестра состоял также из местных жителей.
На минуту заострим внимание, в начале советского периода, это двадцатые годы XX века, когда наверное большая половина населения рабочего посёлка Асбест была неграмотной, в среде простых рабочих находились музыканты и скорее всего без всякого образования, которые умели играть на трубе, гитаре, контрабасе и скрипке, про гармошки и балалайки говорить не будем.
Жёны музыкантов также как и теперь ругались и были недовольны, когда мужчины уходили на вечернюю репетицию. Зато как потом гордились все родственники участников театрального коллектива и членов духового оркестра, что их сват, брат или муж выступал на сцене.
При увеличении промышленных масштабов разработки асбеста потребовалось расширение границ горных работ. А это повлекло за собой снос старых жилых районов, находящихся непосредственно рядом с разрезами, так раньше назывались карьеры. Поэтому жителей попадавших под снос домов переселяли в новые квартиры. Почти все основные действующие лица в мемуарах Галина Александровны Степановой (Ярцевой) в тридцатых годах переехали на улицу Калинина, первоначально называвшуюся улицей Кооперативной.
В сфере современной экономической политики возникает любопытный вопрос. Сейчас можно взять деньги в банке для покупки квартиры или строительство дома под какой-то, там говорят, грабительский процент и выплачивать потом эту, с каждым годом увеличивающуюся сумму, до пенсии ваших детей, а то ещё эти долги повиснут на шее ваших детей и внуков. А где брали деньги и средства простые рабочие двадцатых годах XX века?
Строительство двухквартирных одноэтажных домов по современной улице Калинина, повторимся, которая первоначально называлась Кооперативная, началась на средства пайщиков, созданного рабочего кооператива в 1928 году, а уже в 1936 году кооператив прекратил своё существование. Построенные жилые дома перешли в собственность государства. Деньги пайщикам частично были возвращены. А в отличных по тем временам квартирах жили семьи работников промышленных предприятий нашего города.
Из дневника:
На улице Калинина мы жили в шикарной трехкомнатной квартире. Квартиры действительно были отличные: хорошая планировка, хорошая отделка, расположение, отдельный выход на террасу, окружен палисадниками.
Всем очень нравилось когда у нас веранде (террасе) собиралась молодежь, да еще с музыкальными инструментами. Леня Лукашевич играл на мандолине, я на гитаре, Гера подыгрывал на балалайке, какие давали мы концерты!
Прохожие останавливались и слушали, это случалось в летние теплые дни, да если еще выставляли стол, да еще если мама поставит кучу ватрушек, шанег и чай с малиной.
Галина Александровна в своих воспоминаниях приводит много имён и фамилий. Прочитав многие из них, воображение вернуло меня назад в шестидесятые годы, в далекое время моего детства. Все эти фамилии и имена я слышал много раз, в далёком детском возрасте от своих старших родственников, собиравшихся на праздники и семейные торжества в доме моего деда.
В ее записях упоминается много фамилий, часть из них мои старшие родственники. Некоторых из действующих лиц, описанных в мемуарах, я видел в живую, других знал по рассказам своих домашних, третьи редко бывали в нашем доме, потому что уехали в другие города. Но когда приезжали в гости, в нашем доме за двумя сдвинутыми столами собиралась большая разновозрастная компания и разговоров было… дело доходило до песен и плясок, а расходились далеко за полночь, а иногда и под утро.
На старых фотографиях и праздничных поздравительных открытках, теперь уже тех далеких легендарных времён, остались дух, облик и негасимый свет той неповторимой далекой эпохи, в которой жили наши родители, деды и прадеды.
А строки Галины Александровны рассказывают о местном хулигане Минке (так раньше величали Михаилов) который в жёсткие тридцатые годы попал под репрессии. О большой семье Якимовых (в воспоминаниях других старожилов и в некоторых документах написано Екимовы) в доме которых постоянно собирались дети, а хозяйка пекла маленькие пирожки, которыми угощала детей.
Для справки:
В семье Якимовых было шестеро детей. Мать Клавдия Егоровна Якимова, все ее звали Якимихой, в девичестве Мартынова, тоже из многодетной семьи. У нее было пятеро братьев. Один из которых Иван Егорович является моим дедом)
Много говорится о семьях Сафроновых, Луневых и Егоровых и на страницах дневниковых записей, отчётливо просматривается смена поколений, жизнь нашего города и всей нашей страны.
В довоенный период многие уезжают на учёбу в другие города, другие меняют работу, а некоторые представители прекрасной половины выходит замуж за иногородних студентов и приезжавших специалистов, и также уезжают в большие города. Кто-то попадает под железный молох репрессий. Война — это особая страница в истории нашей страны и всех фамилий, про которых упоминается в мемуарах Г.А.Степановой (Ярцевой). Почти из всех семей мужчины ушли на фронт, обратно вернулись не многие. Не только мужчины ушли защищать свою Родину и многие женщины из нашего города так же ушли на фронт, кто добровольцем, кто по комсомольской путевке. И Г.А.Ярцева ушла на фронт, а вернувшись не встретила и не нашла многих своих друзей и знакомых.
А после войны вновь напряженная работа и уже в соседях на улице Калинина у Галины Александровны внуки тех, кто жил с ней на Ильинском поселке. Но большая часть населения уже другая, сменилось время, сменились люди и отношения. И сама Г.А.Спепанова (Ярцева) тоже переехала на другую улицу в нашем городе. Но очень часто, особенно в первое время после переезда, приходила на улицу Калинина, заходила в «Седьмой» магазин, иногда встречала знакомых, заходила к ним в гости. Вспоминали времена ушедшие, родственников и знакомых, делились новостями.
И видимо память или ностальгия по своим друзьям и соседям, по своему старому дому, по улице, на которой прошли самые лучшие годы жизни, была так велика, что Галина Александровна сделал несколько рисунков и написала стихи про соседей, про улицу, про свой дом.
Из дневника:
Время раскидало рассыпало всех по свету. Из всей нашей детской компании, живы я, брат Герман, из Якимовых – Нина, ее семья живет в Москве. Да пишу я это с душевной болью! И мы с Герой последние представители той старой дорогой Ильинки…
Читая эти строки, написанные о далекой эпохе ХХ века, даже не надо оглядываться, за окном ХХI век, в нашем молодом городе уже все по другому: районы, улицы и люди другие. Остается только сказать словами из некогда популярной песни того времени:
…Это было недавно, это было давно…
Сентябрь 2023 г. А.Копырин