Копырин А.Л. Лыжи охотничьи
Совсем недавно одним из обязательных охотничьих атрибутов были лыжи. В северных районах страны, они по-прежнему сохранили свое значение. А вот в Уральском регионе, и в нашем районе в том числе, они стали применяться не так часто.
В связи с потеплением климата, о котором говорят почти ежедневно с экранов телевизора, и меньшего количества снега, в наших лесах значение широких охотничьих лыж почти утрачено.
Здесь нужно наверно добавить еще пару фактов, о которых теперь почти не вспоминают. Во-первых, охотников стало намного меньше, а промысловиков и тем более. И на сегодняшний день охотой, занимаются люди имеющие возможность себе это позволить. А это значит, или почти равносильно, что у тех, кто ездит зимой в лес, есть снегоходы.
Хотя ради справедливости можно сказать, что некоторые охотники на снегоходах, отправляясь в лес, берут с собой короткие охотничьи лыжи.
И если вы в лесу встречаете одинокий след широких охотничьих лыж, это почти экзотика. Но зато как приятно пройтись с утра на лыжах по еще не проснувшемуся заснеженному лесу.
Послушать робкий пересвист немногочисленных лесных птиц. На снегу, на белоснежном чистом покрывале, можно прочесть интереснейшую книгу жизни обитателей зимнего леса.
И в спокойно тишине леса, пока вы идете на лыжах, вас сопровождает негромкий скрип снега.
Передвигаясь на лыжах, вы можете пройти сквозь заросший выруб, по болоту, по крутым склонам какого-нибудь оврага, пересечь перпендикулярно русло лесного ручья, с обрывистыми берегами.
Можно привести небольшой пример из 60-х годов ХХ века. Леса вокруг города в тот период были «покрепче», охотников побольше, а снегу девать было некуда.
Народ жил скромно, порой на лыжи денег не хватало, а для того, что б изготовить самому, условий не было. На балконе пятого этажа много не построгаешь и топором не помахаешь.
В один из зимних дней два охотника решили сходить в лес по зайцу, но где взять лыжи? Снегу в тот год было до пояса.
Приятели на заводе РМЗ, где работал один из них, нашли большую деревянную бочку. К выходным разломали ее и к доскам, из которых была сделана бочка, а они слегка загнуты, приспособили сыромятные ремни.
Вот на таких импровизированных лыжах, они проходили по лесу целый сезон. Как тут не вспомнишь поговорку – охота пуще неволи!
Но мы о лыжах. И на сегодняшний день у многих охотников старой закалки, кто увлекался зимней охотой, есть широкие охотничьи лыжи.
Кроме того есть люди увлеченные, особенно из молодого поколения, кто увидев у знакомых самодельные охотничьи лыжи, загорается желанием иметь такие же.
На сегодняшний день, широкие охотничьи лыжи можно купить в магазине. Ассортимент для приобретения широк. Как по высоте, ширине, окраске, способу крепления, материалу изготовления и т.д.
И даже название и надписи, для привлечения потенциальных покупателей, сделаны различными шрифтами и конечно отличаются друг от друга.
Но вот если вы захотите иметь лыжи, такие как вам надо, их, конечно, нет. Такие лыжи надо делать самому или заказывать у мастера.
В старых охотничьих журналах, есть подробное описание, как изготовить широкие охотничьи лыжи. Здесь описан материал, из которого делают лыжи, способ заготовки, как обрабатывать и загибать. В общем, все тонкости работы с деревом, которые при желании можно попробовать своими руками.
В нашем районе имели распространение деревянные лыжи голицы. Камусовых лыж подбитых шкурами у наших охотников, передвигавшихся в лесу, в моей практике не встречено.
Время идет. Сам я уже почти пятьдесят лет «бегаю» по лесу и в моем охотничьем хозяйстве, конечно же есть широкие охотничьи лыжи и не одни. У меня их целая коллекция, не набор или ассортимент, а именно коллекция.
Самые первые лыжи попали ко мне случайно. Это были даже не охотничьи, а наверно туристические. Шире спортивных беговых лыж раза в три, как говорили спортсмены лыжники — «доски», сверху покрашенные синей краской и прослужили они мне более пяти лет.
Затем одну лыжу я сломал и пришлось их забросить в гараж. Но мой напарник, возвращаясь из леса в зимний период, увидел такую же лыжу, брошенную в лесу, в одном экземпляре, но зеленого цвета. С этого периода, у меня лыжи стали разноцветными.
Когда наш охотничий коллектив пополнился другими товарищами и в зимний период мы увидели у нашего старшего охотника широкие охотничьи лыжи, изготовленные из ели еще в 50-х годах ХХ века. Естественно нам понадобились такие же.
До начала изготовления лыж пришлось провести эксперимент. Дело в том, что по классическим канонам и рекомендациям специалистов, лыжи надо делать из прямослойной колотой древесины.
А в нашем распоряжении, был большой штабель еловых досок. Взяв одну из досок и прострогав ее на станке, до толщины в пять миллиметров, произвели испытания.
Длина доски два с половиной метра, мы положили ее на чурбаки и взрослый мужчина, в комплекте зимней одежды, встал на нее и от души покачался, доска выдержала.
После этого мы смело приняли за исходное сырье еловые доски. Эксперименты по изготовлению лыж продолжались полгода, в результате у нас появилось несколько пар широких охотничьих лыж, изготовленных из ели мастером Ремхозцеха Южного рудника Ахатовым.
Лыжи нашего старшего товарища, которые мы брали за эталон, были изготовлены из ели. Но в первый же сезон, после изготовления новых лыж, одну свою лыжу он сломал, затем вторую раздавили в машине, и он сам изготовил себе подобные, но из осины.
Вот здесь нам воочию удалось понять термин «музыкальные». Лыжи из осины, при передвижении по снегу звенят на морозе, а если вы задели сучок, они издают своеобразный почти музыкальный звук.
Поэтому все специалисты для изготовления охотничьих лыж предпочитают прямослойную ель. По старой народной науке ее колют и затем обрабатывают топором.
Из практики можно сказать, что немного более легкие лыжи из пихты. По крепости они не уступают еловым, а вот лыжи из липы, легче, но по прочности слегка хуже.
Лыжи из осины наш товарищ изготавливал в самый разгар «перестройки» и вот здесь, как ни горько, но нужно привести один пример.
Резинки на поверхность лыжи, под валенок, мы делали из тонких диэлектрических ковриков, которые брали, конечно же, на производстве.
Но оказалось, что «реформы» так развалили производство, что даже нужных ковриков не осталось.
На этих лыжах с начала 80-х годов ХХ века, мы в зимний период побывали во всех угодьях нашего района. При снежных зимах ходить одно удовольствие.
Втроем или вчетвером, меняя первого лыжника, которого мы в шутку называли лидером, проходили за день большие расстояния. Свободно пересекали болота, которые невозможно пройти летом и доходили до Белого озера.
А еще посетили Березовский район, прошли «насквозь» Островистое, Каменское и Ельничное болота. Почти ежегодно ходили на лыжах на озеро Беткулово, в Сухоложском районе. Посетили Монетные торфоразработки. Регулярно посещали каменные «столбы» в северной части нашего района.
После Нового года, когда охота закрыта, мы ходили в лес просто для своего удовольствия, походить на лыжах, без оружия. Но с фотоаппаратами и кинокамерой. При этих выходах, конечно пересекали заказники и заходили в соседние районы.
А уже появились снегоходы и нас по лыжне догоняли охотинспектора с суровыми лицами и тоже удивлялись нашим лыжам. А еще удивительнее для них было, что остались энтузиасты, которые умеют ходить на лыжах.
Конечно же, фотографировались. А когда фотографии смотрели наши товарищи, даже не охотники, оказалось, что им тоже нужны были подобные лыжи.
На сегодняшний день один из специалистов по работе с деревом, посмотрев фильм о северных охотниках «Счастливые люди», изготовил целый комплект лыж из разных пород древесины.
Здесь традиционные лыжи из ели, экспериментальные из тополя, липы и осины.
ХХI век, технический прогресс, новые технологии… За последние три года, наша компания в лесу не встретила ни одного лыжного следа. А вот следы снегоходов, квадроциклов и внедорожников в избытке.
И совсем уже экзотика, для современных жителей нашего города, увидеть охотника идущего пешком, а сзади за пояс привязаны бечевкой охотничьи лыжи, которые катятся сзади.
Время идет, теперь у меня целая коллекция охотничьих лыж. Не набор или склад, а именно коллекция!
Первые мои разноцветные до сих пор в строю. Вторые, такого же размера, но светло желтого цвета, остались от моего товарища, который еще в ХХ веке уехал жить в столицу.
Ещё одни не широкие подобные лыжи, из цельного дерева, светло-желтого цвета, со значком ДОК на фоне зеленых елочек, достались мне от моего старшего напарника.
Целый комплект лыж достался мне от моего дядьки охотника. Здесь и туристические лыжи с надписью «лесные» и широкие охотничьи из клееной фанеры и большие охотничьи лыжи из клена, сделанные в 60-х годах ХХ века старым мастером Афанасьевым.
Мастеров в городе по лыжам было не так много, а в советский период многие увлекались охотой. А у руководящего состава был административный ресурс, позволявший заказывать лыжи не только для себя, но и для своих товарищей.
Так, благодаря моему товарищу, у меня появились легкие широкие охотничьи лыжи, сделанные квалифицированным мастером из ели.
На тонкостях изготовления и прочих хитростях останавливаться не будем, но вот о ремнях сказать надо.
Один из наших товарищей сделал к ремню вспомогательные лямки. Вставив валенок носком в ремень, он дополнительными ремнями привязывал валенок, это сослужило ему плохую службу.
Возвращаясь поздним вечером с охоты, с тяжелым, почти неподъемным рюкзаком, он шел последним. Снегу в тот год было очень много, проходя по болоту, он зацепился носком лыжи за ветку и свалился в снег лицом вниз. Голова попала между кочками, руки, не найдя опору, тонули в снегу, ноги, к которым были привязаны лыжи, подтянуть нельзя.
Ко всему прочему, рюкзак с широкими лямками при падении переехал на шею и давил на голову, и, к тому же, рюкзак на груди имел застежку. И, пока ее не расстегнешь, из лямок не вылезешь и груз со спины не сбросишь.
Мы, пройдя болото, оглянулись, товарища нет, подождали. Услышали какие то звуки, похожие на мычание. Пошли посмотреть,- а мы тоже с тяжеленными рюкзаками.
Пройдя метров двадцать, увидели его носом вниз, почти утонувшим в снегу. Он что-то мычал сквозь снег. Мы, конечно, похохотали, дали ему несколько советов, но потом, поняв, что дело «пахнет керосином» (вдруг задохнется), вытащили его из снега и посадили.
Он сказал нам много комплиментов, но мораль сей басни такова: будь он один, вполне возможно мог задохнуться.
Ни ноги подтянуть из-за привязанных лыж, не перевернуться — тяжелый рюкзак застегнут на груди. Исходя из этого случая, опыт был учтен.
На сегодняшний день у меня в наличии охотничьи лыжи одного из высокопоставленных охотников нашего города. И еще несколько пар принадлежавших в свое время известным в нашем городе охотникам, занимавшимся любительской охотой на протяжении нескольких десятков лет.
Некоторые из них еще во здравии и даже изредка выбираются на рыбалку, но большинство, по причине возраста и состояния здоровья, уже оставили некогда любимое занятие. А иные уже в лучшем мире.
А уж сколько историй и охотничьих баек связано с каждыми лыжами в отдельности и со всеми вместе, но это конечно отдельная тема.
В зимний период, двигаясь по лесу на лыжах, вспоминаются сцены удачных охот, длительные марш-броски в соседние районы, интересные беседы у жаркого костра. И в первую очередь напарников по охоте.
Выйдя из леса к машине и еле передвигая ноги один из наших товарищей, сняв дымящуюся шапку, расстегнув телогрейку, расправив плечи и восстановив дыхание, с наслаждением и глубоким смыслом говорил:
Как хорошо сегодня пробежали! Как выложились! Все работает — сердце, печень, почки, легкие…
Декабрь 2016 г. А.Копырин.