Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Копырин А.Л. Маршрут по историческим местам

   В выходные группа заинтересованных любителей активного отдыха, на серьезном уровне занимающихся темой родоведения и краеведения, в составе членов Уральского отделения Российского географического общества Ю.М.Сухарева и А.Л.Копырина проехали по селам Белоярского, Богдановического и Сухоложского районов. Еще двое путешественников представляли Уральское историко-родословное общество, это М.Ю.Елькин и Т.Ф.Кораблева зам.председателя Московского ОУИРО.

Цель мероприятия – краткое ознакомление с деревенскими поселениями, осмотр состояния местных храмов и анализ маршрута на предмет использования в туристическо-экскурсионных целях.

   От поселка Белоярского по асфальтированной дороге, миновав Измоденово и Бруснятское, мы приехали к месту первой остановки в селе Некрасово. По каждому населенному пункту можно конечно написать отдельную главу, а если еще озвучить здесь свои впечатления, тогда это будет большая работа. Но расскажем коротко.

   В селе Некрасово автор бывал много раз. Начиная с 60-х годов ХХ века, когда в школьном возрасте трудился на полях местного совхоза. И самым интересным местом в тот период для нас школьников была церковь. Ее ни кто не охранял, неофициальных входов с выломанными досками в оконных проемах было много и мы с удовольствием лазили во внутрь.

   А в здании церкви хранилось зерно. Мы залазили в оконный проем и уходили в угол, садились на теплое пахнущее неповторимыми ароматами зерно и беседовали иногда по паре часов.

   Мы, будучи любознательными и очень энергичными школьниками, облазили здание храма вдоль и поперек. Кстати деревенские мальчишки так же постоянно лазили по зданию. В тот период вверху церкви еще висел колокол и к нему была привязана длинная проволока. В одну из ночей нам почему то вздумалось позвонить в колокол. На следующий день с нами провели длительную «воспитательную» беседу.

   Но это было давно, в другом веке и можно сказать в другом государстве, а сейчас мы остановились на площадке у Троицкой церкви, построенной в 1862 году.

С.Некрасово, у Троицкой церкви. Слева направо: Ю.Сухарев, Т.Кораблева, М.Елькин

Пока мы рассматривали церковь снаружи и фотографировали, к нам подошел местный священник протоиерей Сергей Шипилов. В разговоре выяснилось, что это наш земляк асбестовец и работал он ранее в Асбестовской церкви.

   Священник рассказал краткую историю, что церковь была закрыта в 1936 году и использовалась в то время как здание пожарной части, а впоследствии в нем многие годы хранили зерно. На сегодняшний день ведутся восстановительные работы и хотя в селе всего три старушки прихожанки и дело движется медленно, тем не менее, оптимизма священник не теряет.

Беседа с протоиреем Сергеем Шипиловым. Слева направо: Т.Кораблева, М.Елькин, С.Шипилов, Ю.Сухарев.

   Двигаясь по дороге, конечно, осмотрели из окна машины Некрасовские озера. Наших гостей поразили размеры и протяженность водоемов. Да, впрочем, и простому человеку тоже можно удивиться, на небольшой речке Каменке еще в советский период построены огромные водоемы протяженностью несколько километров. И здесь в современный период организована база отдыха с гостиницей, рыбалкой и прокатом лодок. 

   На выезде на автотрассу, ведущую в К-Уральский, делаем небольшую остановку и осматриваем местность расположенную южнее. По рассказам старожилов, проживавших в этой деревне в начале ХХ века, северо-западнее современной деревни Мосина, в 1774 году произошла битва в которой Пугачевские дружины разгромили правительственные войска. Подобная информация есть в современном справочнике — интернете.

   Следующим пунктом остановки явилось село Каменное озеро. Поселение основано около 1730 года. Название села дано по находящемуся здесь озеру. С озером связано много былей, легенд и преданий. Например, многие жители вспоминают, что по рассказам старших родственников в начале ХХ века озеро «ушло» в землю и обнажилось каменистое дно. Через несколько лет, чаша озера снова наполнилось водой и заняло свои старые границы.  

   Проезжаем в середину села к зданию Николаевской церкви построенной в 1858 году. Здание церкви обнесено забором и видны следы деятельности строителей, но процесс видимо идет так же в вялотекущем режиме.

Каменное озеро. Церковь Николаевская.

Каменное озеро. У церкви Николаевской. Слева направо: М.Елькин, Т.Кораблева, Ю.Сухарев.

Проехав по селу, пытались найти выход к берегу озера, но к урезу воды подойти не удалось. «Гостеприимные» хозяева деревни перегородили подъезды к воде заборами, воротами и бетонными блоками. Так что водную поверхность удалось посмотреть только издалека.

   Дальше дорога пролегает меж огромных просторных полей, когда она поднимается на возвышенность — от взгляда в даль захватывают дух. На наших гостей это производит большое впечатление.

   Мы направляемся к селу Кулики. По официальной информации (из справочников и энциклопедий) поселение  было основано в 1594 году. Сейчас эта дата конечно оспаривается, как впрочем и даты заселения других деревень, но согласитесь приятно что у нас есть куда показать пальцем и сказать, что это самое древнее поселение в данном районе.

   И еще хотелось бы отметить такой факт или чисто человеческое наблюдение. В нашем городе очень много выходцев из деревень Белоярского, Богдановического, и Сухоложского районов. Почти все упоминают, что у них был богатый родственник в селе Кулики. В дореволюционный период у него была сенокосилка, жатка и веялка. Отсюда можно сделать вывод, что на три района был всего один состоятельный крестьянин. Или мужик был крепкий и плодовитый и оставил после себя большое потомство.

   Как поселение, село появилось намного раньше Каменноозерского и по воспоминаниям жителей, было богатым. На сегодня подобного не сказать, но вот на окраине села видны отремонтированные здания животноводческих ферм, значит еще не все потеряно.  

   Как и во всех поселениях, возникших в прошлые века, в центре села церковь. Христорождественская церковь заложена в 1881 году, закрыта в 1935 году. Здесь так же проводят реставрационные работы медленными темпами, все объясняется наличием средств. По рассказам местных жителей в церкви на праздники проводят службы.

Кулики. Церковь Христорождественская.

   Невозможно удержаться и не рассказать об одном местном доме, находящемся недалеко от церкви. Каждый раз, бывая в селе Кулики мы подъезжаем к этому дому. Да и не только мы… Асбестовская художница Л.Дмитриева запечатлела этот дом на одной из своих картин. Впоследствии репродукция с картины, была помещена на обложку родоведческого сборника Рефтинского ОРК и разошлась по области, да и намного дальше.

Дом в Куликах

   На наличниках этого дома запечатлены красные конники в буденовках, с шашками в руках.

Наличники.

Все, кто посещает это село, фотографируют эти необычные наличники. Надо сказать, что в прежние годы у хозяина на воротах висела длинная кованная цепь – коновязь. Несколько лет назад мне удалось коротко переговорить с хозяином. Он работал руководителем конного двора и увеличивал поголовье лошадей с каждым годом, до тех пор, пока на смену лошадке не пришел трактор…

Цепь на воротах — коновязь.

   Вновь выезжаем на дорогу, идущую среди полей, и через десять минут мы в селе Барабинском. Здесь, кроме новых магазинов, построенных вдоль дороги, большой мемориал памяти воинам погибшим в Гражданскую и Отечественную войны.

В селе Барабинском мемориал павшим войнам.

На мраморных плитах высечены имена жителей села, погибших на фронтах. В этих списках наши товарищи увидели фамилии свои старших родственников.

 

У мемориала, слева направо: Т.Кораблева, Ю.Сухарев, М.Елькин.

  Насчет магазинов, в конце советского периода здесь работал отличный по тем временам магазин. Продавцом работал мужчина. Здесь продавали книги, одежду и обувь, товары повседневного спроса, запчасти для мотоциклов и автомобилей и охотничьи принадлежности. Этот магазин знали, наверно, все, кто проезжал по асфальтовой дороге и почти все специально сворачивали с трассы и заезжали в этот магазин.

   Само село, именно с центральной точки, производит хорошее впечатление. Вдоль всего села мы проезжать не стали, а отправились в следующую точку нашего маршрута село Кунарское.

   На выезде из села были большие резервуары под ил, откаченный с озера Кукуян. В советский период при широкомасштабном ведении сельскохозяйственных работ этим илом, а еще его называли сапропель, удобряли поля. Но на сегодняшний день все пришло в упадок, заросло кустарником и частично уже распахивается частниками под строительство индивидуальных домов или под огородные площади.

   Двигаясь дальше по дороге, осмотрели старый Сибирский тракт, который выходит из села Грязновского и продолжается в восточном направлении. Особенно хорошо видно трассу старого Сибирского тракта, после пересечения высоковольтной линии с автодорогой. С автодороги свернули в деревню Белейку и по асфальтовой дороге проехали по деревне, где в далекие годы царского режима находилась пересыльная тюрьма.

   Село Кунарское считается одним из самых древних на территории некогда существовавшей Новопышминской слободы. Село расположено вдоль реки Кунары и в центре большой водоем, а на берегу удобная живописная беседка, в которой в жаркую погоду сегодняшнего дня можно отдохнуть и слегка перекусить.

   Передохнув и осмотревшись по сторонам, из памяти всплывают воспоминания старшего поколения наших родителей, родившихся около 1930 года. В разговорах можно было часто слышать, как жители Измоденова, Некрасова, Барабы и Кунары считали себя почти родственниками. В тот период было распространено брать в жены девушку из соседней деревни и таким образом с давних пор породнились жители многих деревень.

   А в селе Кунарском на высоком красивом месте стоит каменная Прокопьевская церковь, построенная в 1835 году. Внутри активно ведется восстановление, только работают здесь, как впрочем и везде, братья «славяне» с кучерявыми черными бородами. Но знающие церковный этикет люди разъяснили, что ничего страшного, после освящения церкви все будет соответствовать принятым православным канонам. 

Церковь Прокопьевская в селе Кунарском.

Село Кунарское. Внутри восстанавливаемой Прокопьевской церкви.

   Осмотрев церковь снаружи, по крутым металлическим лестницам поднялись на второй этаж и там увидели старинные элементы конструкции. Деревянные балки размером в сечении более полуметра производят внушительное впечатление. Несмотря на то, что простояли они уже более ста восьмидесяти лет, время не коснулось тленом этих деревянных изделий. Грубо отесанные по краям, они до сих пор несут на себе следы работы плотницких топоров.

Село Кунарское. Внутри восстанавливаемой Прокопьевской церкви. Слева направо: Т.Кораблева, Ю.Сухарев, М.Елькин.

   Глядя на восстановительные работы в церквях, и глядя на плачевное состояние деревень, где происходит не то что отток населения, а бегство в города, постоянно приходит в голову простейший вопрос. Почему не построить в деревнях небольшой заводик по переработке картофеля, овощей или молочной продукции. Или кирпичный заводик, которые были раньше в некоторых деревнях этих районов. У людей бы появилась работа, стимул к жизни, может быть остановился этот процесс ухода в города?

   Далее наш путь пролегал в город Сухой Лог, где к нам присоединилась Татьяна Анатольевна Камаева, сотрудник краеведческого музея. С ней мы проехали дальше в село Новопышминское. По дороге она рассказывала об истории объектов, мимо которых мы проезжали.

   В виду ограниченности во времени, мы не смогли посетить интересное и самое запоминающееся место в селе Курьи, это, конечно же, беседка на скальном выступе, которая видна с дороги.

   А вот в селе Новопышминском, которое существует с 17 века, остановились прямо вдоль дороги. Здесь расположена старинная Архангельская церковь. Храм большой по размерам, построен рядом с дорогой и производит величественное впечатление. Церковь пока не восстанавливается, она находится на территории предприятия, хотя внешне выглядит немного лучше виденных нами ранее, но восстановительных работ пока не ведется.

Село Новопышминское. Архангельская церковь.

Село Новопышминское. У Архангельской церкви. Слева направо: Т.Кораблева, М.Елькин, Ю.Сухарев, Т.Камаева.

   Остальные объекты, которые вызывают историко-краеведческий интерес, расположены на левом берегу Пышмы, но мы сначала проехали в границы Калиновской слободы.

   Здесь, в селе Филатовском, сохранилось деревянное здание водяной мукомольной мельницы. Видны остатки дамбы на обоих берегах реки Пышмы, подводящего канала. На здании сохранились кованные старинные металлические петли и навесы, видна основательная фундаментная каменная кладка. Осмотрели все это снаружи и в очередной раз зафиксировали на современные цифровые носители.

Филатовская мельница.

   И, вернувшись в село Новопышминское, переехали на другой берег реки и там посетили несколько интересных мест. Во-первых, поднявшись на высокую Архангельскую горку расположенную на отличном в стратегическом плане месте (излучина реки и видимость вдоль берегов на многие километры), осмотрели большую горизонтальную площадку. Очень удобное место для расположения сторожевого поселения или острога. Именно это место специалисты и считают местом нахождения старинного острога. 

На месте предполагаемого острога. Слева направо: М.Елькин, Т.Кораблева, Ю.Сухарев, Т.Камаева.

   Далее проехав мимо закрытых и заросших травой ворот двух пансионатов, по живописнейшей дороге проложенной среди строевого корабельного леса в сосновом бору, мы выехали на место старинной винокурни купца Третьякова. Здесь остались небольшие постройки, и на сегодняшний день территория является частной, а расположена здесь работающая лесопилка.

   От прежних времен с южной стороны осталось двухэтажное здание, в свое время являвшейся больницей. На восточном направлении в дальнем углу предприятия старинный двухэтажный сарай. Первый этаж выложен кирпичом с узорами и претензиями на «архитектурные излишества» второй этаж деревянный.

   Но самое интересное сооружение здесь, из сохранившихся до наших дней, небольшая деревянная часовня.

Деревянная часовня, дореволюционной постройки.

Расположена она внутри производственной площадки, а на площадке бегают огромные сторожевые собаки, так что зайти вовнутрь этого интересного сооружения нам не удалось. Поработав цифровыми фотоаппаратами, мы проехали к последнему на этом участке старинному строению.

   Это интересная и необычная в архитектурном плане  Николаевская церковь, построенная в стиле архитектора Малахова.

Село Новопышминское. Николаевская церковь.

Она отреставрирована и находится в отличном состоянии. Осмотрев ее со всех сторон и так же запечатлев на современные цифровые носители, поехали в обратном направлении.

Село Новопышминское. Николаевская церковь. Слева направо: М.Елькин, Т.Кораблева, А.Копырин.

   Последняя остановка уже в конце дня – церковь села Знаменского. Церковь расположена посредине села и ее блестящие купола видны из далека. Заложена была церковь в 1794 году и проработала до 1930 года. После закрытия как сейчас принято говорить «не целевое использование», за эти годы в ее стенах работал сельский клуб, потом там размещался пионерский лагерь и впоследствии зерносклад.  Вновь начала работу в перестроечный период в 1990 году.

   На сегодняшний день церковь приведена в порядок и находится в хорошем состоянии. Внутри сделаны новые  росписи и, по рассказам служителей, когда церковь стали восстанавливать, жители села принесли старые иконы, которые хранили дома на протяжении десятилетий. Сейчас здесь проходят службы, проводят обряды крещения детей и в выходные и праздничные дни народ активно ее посещает. Со многих близлежащих деревень и соседних городов сюда на праздники приезжает большое количество народа.

   Это была конечная точка нашего маршрута, погода стояла жаркая, солнечная, но, несмотря на это, настроение у наших путешественников отличное, запланированные мероприятия выполнены. Все зафиксировано на современные цифровые носители и впереди другая большая работа…

 

 

Июль 2021 г.                    А.Копырин

Комментарии запрещены.

Полезные сайты