Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Копырин А.Л. Старый Сибирский тракт

Это название, наверное, известно всем жителям нашего города, кто немного интересуется краеведением, историей или разговаривал на эти темы со старшим поколением, живущим в нашем городе со старых времен. А возможно кто то и сам родом из тех населенных пунктов, которые расположены вдоль Сибирского тракта.

   Про Сибирский тракт есть очень много печатных материалов, а еще сняты документальные фильмы и, конечно, на эту тему можно посмотреть информацию в интернете. А ещё очень много было рассказано нашими ветеранами, старшим поколением, пришедшим работать в наш город из близлежащих деревень.

И эти красочные и эмоциональные рассказы старожилов, заставшие Сибирский тракт в начале ХХ века в рабочем состоянии, производили, конечно, неизгладимое впечатление.

Для справки.

   Начало строительства  Московско-Сибирского тракта относится к 1733 году. Начинался он из Москвы и прошел через города Козмодемьянск и Казань, Осу, Пермь, Кунгур и ЕКБ, Тюмень, Тобольск, Тару и Каинск, Колывань и Енисейск, Иркутск, Верхнеудинск и Нерчинск. Конечной его точкой был город Кяхта.

   Урал занимал на тракте промежуточное значение. Только  перевалив за Камень (так раньше называли Урал) люди оказывались в Сибири.

   На землях Белоярской слободы и соседних с ней деревень работы шли почти восемь лет – с весны 1737 года и до осени 1744 года. Строить великую дорогу выгнали всех, и стар и млад принимали участие в работе: рубили просеки, мостили гати, насыпали полотно, добывали гальку и камень, возили речной песок с берегов ближних рек.

   После официального открытия отрезка тракта Екатеринбург — Тюмень — Тобольск в 1763 году утратила значение Бабиновская дорога,  не говоря уже о более старых Чердынской и Чусовской.

   С 1798 года по 1811 при Пермском губернаторе Карле Моддерахе тракт расширили, осадили березами, на всем протяжении окопали канавами. Ширина проезжей части составляла 6 (шесть) саженей или по современным единицам измерения 12,8 метра. Низкие места отсыпали камнем, на речках возводили добротные мосты. А вдоль всего тракта были поставлены каменные верстовые столбы. В тот период эта дорога во многих изданиях назвалась столбовой и считалась самой благоустроенной в России.

   Тяжелым бременем окажется содержание тракта для местного населения. Крестьян, проживающих вдоль новой дороги (а к этому периоду деревни по линии его прохождения существовали уже более ста лет), обяжут нести квартирную и подводную повинности, то есть обеспечивать постой путников и замену лошадей. Копать колодцы для обеспечения питьевой водой. А кроме того все платили подорожный налог на строительство и содержание дорог и мостов. А движение будет весьма интенсивным, и это подтверждают сохранившиеся архивные документы. Так только в течении одного 1872 года по тракту прошло почти 85 тысячи возов, карет и кибиток.

   Современные СМИ сообщили, что движение по тракту было платным 12-20 копеек за версту (1895 год). Ковать лошадей заново 12-28 копеек, «править» кованных лошадей 12 копеек. Комментировать не могу, потому что услышал такое впервые. Ни в одной публикации в газетах, журналах и других документах, которые довелось прочитать по теме Сибирского тракта, подобного не встречал.

   Но на сегодня Сибирский тракт больше преподносится как дорога мучений и страданий, по которой на каторгу гнали арестантов. По данным Камышловского архива, за весь период действия ссыльных этапов  в царский период по тракту прошло около 500 тысячи уголовных и политических ссыльных. По данным опубликованным в современной печати, только на 1883 год по тракту прошло более полутора миллионов арестантов всех категорий. А еще по Сибирскому тракту проехали известные на весь мир  путешественники и особы царской семьи. Провезли в ссылку известных русских писателей, здесь же прошли сосланные декабристы. Для справки и лучшего освещения вопроса перечислим некоторые известные имена.

А.Гумбольд – немецкий путешественник и ученый.

П.С.Паллас — немецкий ученый и путешественник.

А.Э.Брэм – немецкий ученый зоолог.

Н.М.Пржевальский – знаменитый русский путешественник.

П.П.Семенов Тянь-Шанский – знаменитый русский ученый и путешественник.

1790 г. А.Н.Радищев – русский писатель.

1826 г. Декабристы.

1836 г. Будущий император Александр II.

1864г. Провезли в ссылку русского писателя Н.Г.Чернышевского.

   По этому же тракту в годы Революции и Гражданской войны передвигались вооруженные воинские подразделения. В 1918 году отступали на запад красные отряды и здесь же в 1919 году уносили ноги уже в обратном направлении, на восток, белогвардейские части. 

  По тракту прошли миллионы людей. Служивых, торговых, арестантов, каторжников, переселенцев, «вольных» людей и просто беглых. А еще богомольцев.

   Так раньше называли паломников, которые шли на святую землю поклониться гробу Господню. Шли они в летнее время, группами и поодиночке. В селе Грязновском останавливались передохнуть и подкрепиться. Обычно заходя в село Грязновское, они садились на обочине дороги, из заплечного мешка или перекидной сумы доставали нехитрые продовольственные припасы и закусывали. Местные жители приносили им хлеб, овощи со своего огорода, молоко и свежую  воду. Сельское население считали их святыми людьми, относились к ним с почтением и пускали на ночевку. Это считалось богоугодным делом. Дети издалека наблюдали за богомольцами. 

   Вот так с группой богомольцев один из жителей села Грязновского ушел на святую землю. С собой взял икону. По словам старожилов, путешествие продолжалось целый год, а вернувшись обратно он всем показывал икону, к которой местные жители прикладывались с поцелуем, и до конца жизни рассказывал о пройденном пути, об увиденном, о порядках и нравах, царивших у чужестранцев.

   В 1991 году в селе Дебёсы (Удмуртия, где соединялись воедино московская и петербургская ветки Сибирского тракта) во исполнении программы туристического бизнеса открылся уникальный музей истории Сибирского тракта. Его основная цель – сохранение памяти о главной дороге между Москвой и Китаем, которая в ХYIII-ХIХ веках являлась основным почтовым, торговым и кандальным путем России.

   Кроме восстановленных арестантских бараков и экспозиций под открытым небом, желающие на сутки могут примерить полосатый костюм каторжника. Пройтись по этапу в ножных кандалах, заночевать на голых нарах, отведать баланды и, для особых продвинутых экстрималов, по желанию, получить кнута…

   Но это где-то там далеко, а что здесь у нас…

   Сибирский тракт у нас почти рядом, он проходит через посёлок Белоярский, идёт в восточном направлении на город Богданович извилистым маршрутом.

   А это по современным меркам совсем рядом с нами, поэтому мы решили пройти по трассе Сибирского тракта, пока его еще можно различить на местности, посмотреть, что осталось от некогда самой знаменитой дороги России.

   Подстегнуло нас еще одно обстоятельство. В прошлом году из Москвы приехали коллеги, которые интересуются историей Урала и родословными связями. Нам пришлось провезти гостей по интересующим их местам. По пути показали трассу старого Сибирского тракта и они задали неожиданный вопрос – какова ширина Сибирского тракта?

   Действительно, какова на самом деле ширина старого Сибирского тракта. В различных изданиях и всезнающем интернете цифры немного отличаются. А тракт вон, совсем рядом и находится еще в приличном состоянии. Поэтому было решено пройти по трассе Сибирского тракта, обследовать, промерять, запечатлеть, что еще можно, на современные цифровые носители.

   На сегодняшний день настоящий Сибирский тракт, на участке от поселка Белоярского до города Богдановича, находится в стороне от проезжих дорог, а параллельно ему проложена современная асфальтированная дорога, которая так же называется Сибирским трактом. А настоящий Сибирский тракт, который идёт извилистым маршрутом почти параллельно современной автомагистрали, стали называть старым Сибирским трактом.

   Путешествие наше начинается с территории современного поселка Белоярский. От перекрестка, где выходит к светофору автодорога из города Асбеста. Почему отсюда, да потому что за жилыми домами почти напротив светофора, на правом восточном берегу реки Пышмы находилась старинная деревянная крепость.

   Поселение Белоярская слобода или Белый яр было основано в 1686 году. По современным источникам информации поселение основано как сторожевой пост от набегов кочевников. И на момент строительства Сибирского тракта это поселение имело большой численный состав населения.

   Сам старый Сибирский тракт, именно как старинная дорога, начинается от восточной окраины поселка Белоярский. Но для информации и тех, кто возможно читал старинные печатные источники, скажем что раньше это часть посёлка Белоярского в Советский период называлась деревней Крутихой. Так она обозначена на многих картах двадцатых годов. И тут же надо добавить, что в царский период и в ХIХ веке  это была отдельная деревня и во многих источниках она названа Юрзовкой. И вот с Восточной окраины этого поселения мы отправимся в путь.

   Здесь трасса старого Сибирского тракта уходит с небольшим поворотом в правую южную сторону, но ненадолго. Через полкилометра она вновь поворачивает на восток. Это объясняется наличием на местностей заболоченного участка. В прежние времена дороги прокладывались только по сухому месту. А это значит в обход всех мелких речек, низинок и болот.

   В полукилометре от асфальтированной дороги, а отсюда с возвышенности отлично видна новая автомагистраль, прямо перед нами совершенно целое строение земляного полотна от старого Сибирского тракта. Здесь в наличии и в отличном стоянии не только сама дорога, но и тротуары по обеим сторонам дороги.

Тротуар

   Полотно дороги на этом участке в хорошем состоянии, здесь ездят хотя и не на легковых автомобилях, и не на конных повозках как ХIХ веке, но, тем не менее, следы от проезжавший техники есть. Но самое главное в том, что с левой и с правой стороны от дороги в хорошем состоянии сохранились тротуары. Они подняты над уровнем основной дороге примерно на метр. Интересная деталь по обеим сторонам тротуаров сделаны кюветы. Они до сих пор хорошо видны на местности. Конечно всё это заросло деревьями, кустарниками и мелкой порослью, но тем не менее всё хорошо видно, даже не вооруженным глазом и понятно любому даже не осведомленному человеку.  

Тротуар

   Рассматривая останки старинной дороги на местности, мы помним вопрос наших коллег, какова на самом деле ширина старого Сибирского тракта?

   И вот здесь в начале хорошо сохранившейся дороги, совсем недалеко от посёлка Белоярского, мы произведём первое измерение. Дело в том, что во всех печатных изданиях и официальных документах ширина Сибирского тракта указана 6 саженей или 12,8 метра. Нам это интересно, впрочем, любая информация по старому Сибирскому тракту для нас представляет определенный интерес.

   Замеры мы будем проводить во многих местах, где трасса старого Сибирского тракта хорошо сохранилась и видна на местности. Для полной ясности сразу скажем, что в процессе работы были проведены замеры кюветов по обе стороны тротуаров, линейные размеры кюветов вдоль проезжей части дороги, тротуары и конечно сама ширина проезжей части. А так же в местах, где хорошо просматриваются сохранившиеся тротуары, проведем высотное измерение, на сколько тротуары выше поверхности старой дороги. Измерение проводилось как современными приборами с лазерными измерителями, так и обыкновенной пятидесятиметровой рулеткой со стальной лентой. Сразу скажем что измерения проводилось до третьего знака после запятой (для тех кто понимает) в соответствии со старой советской инструкцией для измерения расстояния мерной лентой.

   Самое первое измерение показало, что ширина кювета с южной стороны 2,8м ширина тротуара 4,2м ширина второго кювета к дороге 3,2м ширина проезжей части 14,10м ширина кювета 3,1м ширина тротуара с северной стороны 5,2м и ширина кювета 2,4м

Тротуар справа

   В прошлые годы, можно сказать лет пятьдесят назад, мы в юношеском возрасте проехали по этой дороге на мотоциклах. Естественно, о поездке рассказали дома. И наши старшие родственники рассказали нам о Сибирском тракте очень много прикладной информации. В то время мы можно сказать пропустили это мимо ушей, а услышать бы все это вот сейчас… Сколько вопросов и уточнений можно задать.

   В своё время разговаривая со старшими, которые жили в селе Грязновском с ХIХ века, были услышаны такие рассказы, что вдоль всего старого Сибирского тракта были сделаны тротуары. Только старожилы почему то называли их не тротуарами, а «булеварами». И рассказывали, что сверху они были отсыпаны желтым речным песком.

   Меня это очень удивило, понятно, что тротуары могли быть сделаны на территории жилых посёлков или деревень, но как они могли быть сделаны (и, самое главное), зачем вне жилого пространства, например, в лесном массиве. Кроме того нужно учесть что площади поселений деревень и современного, даже если мы возьмем, посёлка Белоярского, были намного меньше. Вот эту информацию нам и хотелось проверить. Кроме того в устной информации старожилов был рассказано, что через каждый 30 м росли берёзы, которые также были посажены на протяжении вдоль всего Сибирского тракта.

   Про березы, это уже не только информация от старожилов нашего города, всё это описано в литературе на страницах серьезных изданий. И это тоже представляет определенный интерес, следовательно, мы этот вопрос так же хотели проверить на местности.

   Справедливости ради надо сказать, что на некоторых участках старого Сибирского тракта в разные годы я бывал неоднократно. Остатки огромных берез, а они были еще живы, росли и зеленели и не по одной, конечно видел, и, помня рассказы своих старших родственников, поневоле обращал на них внимание. Но вот сфотографировать эти березы, а у меня фотоаппарат был со школьного возраста, не догадался. Впервые я «поднял руку» с фотоаппаратом на старые березы примерно в 1973 году. Но вот старых черно-белых негативов уже нет, как и фото старых берез. Я их просто не печатал, потому что эта тема в молодежном возрасте меня не интересовала. И первое сохранившееся фото, ствола старой березы датировано у меня 2002 годом.

   Но двинемся по старой легендарной дороге. Недалеко от поселка Белоярского, трассу старого Сибирского тракта пересекает большая свалка. И огорожена она как показалось высокой волейбольной тряпичной сеткой. Объехав ее можно снова выехать на трассу старой дороги.

   Двигаясь вдоль трассы старого Сибирского тракта можно увидеть, что в некоторых местах он подходит близко к современной автодороге, где то на его трассу выходят нитки подземного газопровода, а во многих местах пересекают линии электрических высоковольтных передач. Но полотно старой дороги используется по прямому назначению практически на всем протяжении. И тротуары с обеих сторон дороги хорошо просматриваются. Правда, в некоторых местах они уже «осели» или, возможно, нарушены строительной или лесозаготовительной техникой.

   В некоторых местах насыпь тротуаров «прорезана» бульдозерами и сделаны заезды в южную часть лесного массива. Здесь можно заметить, что и тут ездят охотники или черные лесорубы, потому что кое где валяются березовые чурки и следы, скорее всего, от УАЗика или колесного трактора. И прямо здесь же вдоль дороги и на самой насыпи сделаны покопки настоящих «черных копателей», которые передвигаются на местности с металлоискателями.

   Со всех сторон лес, в низменных участках по обочинам растут буйные кусты, в которых перелетают мелкие птички, тихо. И в этой тишине где то далеко слышен звук перестука железнодорожных колес на чугунке. Именно так говорило старшее поколение, не железная дорога или транссибирская магистраль, а чугунка. Кстати современное поколение старожилов, проживающее вдоль железнодорожной магистрали на Дальний восток, называет ее Китайским трактом.

   Дальше дорога вновь уходит в лесную зону и все так же используя полотно дороги для проезда техники, идет с хорошо видимыми тротуарами с обеих сторон к полям.

   На полях дорога в хорошем состоянии, видимо ею пользуются при сельхозработах и уборке урожая, но ширина проезжей части уже не та, намного уже, почти в одну машину. Пришлось пропускать попавший навстречу КАМАЗ и сходить на обочину. А вот тротуаров на полях уже не видно, скорее всего, они распаханы.

Тротуар, 2002 г

   Но двигаясь вдоль полей, тоже есть на что посмотреть. В южную  строну поля до горизонта, кое-где скрываются за возвышенностями. В северном направлении за кустами или прямо в открытом поле видна современная автомагистраль, по ней на большой скорости мчатся легковые автомобили и целыми караванами идут разноцветные фуры.

   А какие колоритные краски вокруг. Убранные и перепаханные поля черного цвета, скошенные поля зерновых ярко желтого цвета, а на поле, насколько хватает глаз, лежат рулоны упакованной соломы. Посредине ярко желтого поля стоят небольшие березовые островки с ярко зеленой листвой. И тишина…

2002 г

   В левую северную сторону уходит хорошая дорога, это на деревню Чудова. Дорога эта существует с очень давних времен, она нанесена на все старинные карты. А на пересечении дорог обозначена часовня. Если сказать, что дорога на Чудова не меняла своего направления, то с большой долей вероятности можно сказать что часовня находилась около пересечения дорог.

Дорога на Чудово

   Трасса старого Сибирского тракта выходит на возвышенность и с нее хорошо просматривается раскинувшееся впереди село Грязновское. Только вот церковь, которой так гордились все старожилы, проживавшие до революции в селе Грязновском, видна не очень. Издалека виден только современный блестящий золотом купол. Зато отлично видна металлическая вышка сотовой связи. Интернет, телефон и карты ГУГЛ, а так же навигатор работают исправно на протяжении всего маршрута старого Сибирского тракта пройденного нами.

   Само село Грязновское раньше считалось очень крупным и сегодня оно не маленькое. Вдоль дороги дома различной степени сохранности и размерности. Есть и параллельные улицы, и современные каменные дома, а так же многоквартирные двухэтажные дома это уже за основным перекрестком рядом с храмом. Но вот что порадовало, на асфальтовом полотне автодороги на ямах свежие заплаты. У нас в промышленно развитом  городе, где есть свой асфальтовый завод, некоторым ямам по нескольку лет.

   В центре села напротив церкви административное здание и на постаменте танк. А еще двухэтажный магазин с надписью советского периода «Универсам». Кстати площадка у магазина огорожена современным металлическим забором из сетки.

   В былые времена советского периода многие проезжавшие по трассе заезжали в этот магазин, и, как правило, что-нибудь покупали. Мне этот магазин запомнился совсем по-другому.

   В конце 70-х годов ХХ века, заехав сюда так же с трассы, мы шли в магазин. А вдоль дорожки стояла большая скамейка, на которой сидели старушки, они с улыбками и каким то неподдельным интересом разглядывали заезжих. Поздоровавшись с нами первыми, одна из бабушек спросила меня, не Степана ли я родственник, может сын? И сама же покачала головой. Проходя дальше, услышал за спиной оживленный разговор,  бабушки прикидывали мой возраст и что-то высчитывали.

   Я прошел в магазин, но вопрос заданный старушкой засел в голове. Нет, я не сын Степана, но внук, мой дед Степан действительно родился и жил в селе Грязновском, осенило меня. Выйдя из магазина, я подошел к старушке и стал спрашивать, про какого Степана она говорила. Оказалось она говорили действительно про моего деда… Как давно это было. Теперь вот магазин на месте, правда с другой вывеской, но нет уже этой скамейки, да наверно и тех бабушек тоже нет…

   В центре села вдоль дороги установлен старинный каменный верстовой стол. В разговоре с местными жителями узнал, что он валялся где то в лесном массиве, значит это настоящий, именно из тех, которые были установлены вдоль всего Сибирского тракта.

   Выехав из села по грунтовой дороге, проехали на поле и рядом со свалкой увидели еще один старинный ориентир. Старая Угольная дорога, которая шла со стороны асбестовых копей, по ней с дореволюционных времен возили древесный уголь на Каменский завод. С этой Угольной дорогой связано много легенд, воспоминаний и примет у старожилов, проживавших в Грязновском в дореволюционный период.

Угольная дорога

   А мы, зафиксировав ее на современные цифровые носители, двинулись дальше. За пересечением с автодорогой ведущей в сторону Барабы, трасса старого Сибирского тракта, пересекая поле, вновь идет по лесу. Здесь в лесном массиве сохранность старой дороги почти идеальная. Двигаясь вдоль дороги, с интересом смотрим по сторонам. Мечтаем увидеть хотя бы старый пень от тех берез, которые были высажены при строительстве вдоль всего Сибирского тракта.

   И нам повезло, мы увидели сначала один обломок старой березы, затем второй, но в более сохранном варианте. Радостными восклицаниями выразили свое отношение к находке и от наших громких разговоров, в лесу сорвалось с лёжек небольшое стадо косуль. И увидеть их воочию совсем рядом с нами это конечно здорово. Тем более что на этом участке трасса старого Сибирского тракта подходит близко к автодороге и звуки проходящих автомобилей долетают до нас отдельными обрывками.

   У обломков старых берез остановились, осмотрели со всех сторон сохранившиеся раритеты, сфотографировались и конечно произвели измерения. Один обломок старой березы доживает наверно последний период. Еще пару сильных ураганов с ветром и он упадет, как и почти истлевший ствол этого дерева, лежащий рядом поперек дороги. Со вторым деревом дело обстоит лучше. Видимо много лет назад верхушка дерева была сломлена бурей и на месте слома на сегодняшний день, растет два параллельных березовых ствола. Видимо это и дает силы корневой системе и старому обломку, который выглядит неплохо для свои вековых лет.

   Ну и раз найдены на местности два старых дерева просто невозможно удержаться, что бы не промерять между ними расстояние. Расстояние составляет 32 метра 38 сантиметров. Если переводить в сажени без учета мелких сантиметров получается 15 саженей.

   Уже через полкилометра трасса старого Сибирского тракта пересекает современную автомагистраль и с плавным поворотом влево уходит на восток к деревне Билейке. Здесь сохранность старой дороги так же в  отличном состоянии. Полотно дороги накатано и по всей видимости здесь проходит периодическое перемещение колесной сельскохозяйственной  техники.

   На краю дороги видим ствол старой березы, осмотрев дерево пришли к заключению, что это все таки береза не периода строительства Сибирского тракта. Но дерево примечательное, крупный кряжистый ствол и с южной стороны ствола в заросшем отщепе, гнездо небольшой птички.

   Дальше трасса старой дороги выходит в поле и здесь дорога используется наверно круглогодично, потому как наезжена как асфальт. Дальше с небольшими поворотами заходит в деревню Билейку.

Билейка

   Деревня Билейка примечательна тем, что на ее территории была пересыльная  тюрьма для арестантов, которых перегоняли этапами в Сибирь. На сегодня деревня относительно небольшая, но пока живет и работает.      

   Наверно именно здесь уместно сказать, что на старинной карте вдоль старого Сибирского тракта отмечены почтовые станции и находились они в Белоярке, Билейке и деревне Паршиной.

   Двигаемся дальше и смотрим что за околицей деревни, вдоль современной дороги с правой стороны, сохранились останки старого тракта. У самого поворота на село Кунарское, здесь перекресток асфальтовых дорог, выходим и осматриваем остатки старого Сибирского тракта. Такую же операцию проводим и перейдя через дорогу.

   Здесь уже частично дорога распахана и остатки ее в грунтовом виде идут в сторону Тыгиша. Зайдя в лесной участок, где есть останки старого тракта, пытались произвести измерения, но и здесь трасса старой дороги частично утеряна.

   Дальше старый Сибирский тракт частично проходит по селу Тыгиш и продолжается своим прямым маршрутом по полям в сторону деревни Быково. Там трасса обходит деревню с южной стороны и пройдя вдоль леса плавным поворотом, теряется на распаханных полях. Здесь на месте от старого Сибирского тракта ничего не осталось. Но если глянуть на старинную карту, можно понять, что дальше старинный тракт проходил в направлении современного города Богдановича и дальше  в сторону села Чернокоровинского, через деревню Паршина и дальше на город Камышлов.

На Богданович

   Наш путь по небольшому отрезку старого Сибирского тракта окончен. Кроме информационного материала очень много впечатлений эмоциональных, которые перекрывают все другие этапы нашего присутствия на этой древней дороге.

   Хорошая погода, которая сопутствовала нам на всем протяжении нашего пути, добавила положительных эмоций. Некоторым из нас понравились полевые пейзажи  участков старой дороги на полях, но самое большое впечатление, конечно, произвели лесные участки именно на том месте, где сохранились хорошо видимые насыпи от тротуаров.

   Осмотревшись по сторонам и представив, что здесь, именно по этой дороге, с давних пор шли понурые колонны арестантов, перевозили декабристов в далекую Сибирскую ссылку. Тут же гнали лихие тройки ямщиков до следующей станции. А в зимний период из средины России передвигались санные обозы на Ирбитскую ярмарку и ездили тележные обозы местных крестьян. Можно сказать еще и про лихих людей, грабивших на лесных дорогах, всех кто попадался под руку. Как давно это было…

   Вот так стоя посредине леса на старом Сибирском тракте в тишине, каждого из нас посетили свои мысли. Вот она настоящая история, сложная, многогранная и  неоднозначная. Дороге больше двух веков, она еще жива и выполняет свое прямое назначение. Пройдя по ней можно о чем-то подумать, взвесить и оценить. Взглянуть на прошедшее время по-другому и сделать новый шаг вперед, что-то создать, придумать или осуществить. А название старого Сибирского тракта наверно долго еще будет известно жителям наших районов.

Статья представлена на 18-ю НПК «Возрождение родословных традиций, 18.02.2023 г, Рефтинский

Приложение:

Комментарии запрещены.

Полезные сайты