Рубцов В.Н. Река Черемшанка
Река Черемшанка – правый приток реки Большой Рефт. Благодаря Черемшанке, безусловно, получил название и посёлок, по территории которого она протекает: Черемша.
Речка Черемшанка не большая, скорее это ручей. Длина её не более 4 км. Истоки речки раньше находились в болоте Черемшаны, которое узким рукавом соединялось с огромным Островным болотом. От болота Черемшаны в наше время осталась небольшая часть, остальная распахана под поля. Это не прошло бесследно для речки. Она лишилась основного притока и обмелела.
Длительное время русло Черемшанки использовалось для сброса шахтной воды. Сегодня питание речки происходит от бокового водосбора и от случайных источников, в большинстве случаев загрязнённых.
Низкие в верховьях берега к среднему течению (при подходе к посёлку), становятся крутыми. Река здесь имеет ярко выраженное русло.
Здесь же имеется небольшой пруд, почему-то на картах называемый отстойником.
Эта небольшая речка имеет богатую историю, уходящую в 18 век.
К середине 18 века для Каменского чугунолитейного и железоделательного завода, за 50 лет его существования был вырублен и пережжён на уголь практически весь лес вблизи завода. Требовались новые лесные пространства. В 1755 году геодезист Яков Мельников составил план Каменской дачи, леса которой предназначалась для продолжения рубки на угольное жжение и прочих заводских потребностей.
31 июля 1755 года принадлежность лесов Каменскому заводу была утверждена указом Императорского Величества Самодержицы Всероссийской (Елизаветы Петровны) на сто лет.
С западной стороны Каменская дача граничила с образованной тогда же лесной дачей Екатеринбургских заводов (позднее она стала называться Монетной). Граница между дачами проходила с севера на юг через будущий город Асбест в районе улицы Промышленной.
Перед вами фрагмент плана Якова Мельникова. Вот здесь на левом берегу реки Черемшанки в 1 версте от впадения её в реку Большой Рефт обозначен населённый пункт: деревенька Новожилова. Была сюда и дорога, идущая от Вороньего брода на реке Пышма. Дорога называлась Бурковской. Позднее это урочище стало называться «Бурково жилище». Удалось найти эту фамилию. В списке урочных рабочих в начале 19 века на Каменском заводе мастеровых Бурковых несколько человек – выходцы из села Травянское. Кто-то из них, или скорее из их предков, были жителями этой деревушки.
Следы от деятельности тех жителей видны и сегодня. Вот эти поля, на южной окраине посёлка, разработаны ещё тогда — по крайней мере, они описаны в 19 веке. Когда точно эта деревушка появилась и сколько просуществовала — не известно.
По всей видимости, это первый населённый пункт на территории будущего города Асбеста. 1885 год – год открытия месторождения асбеста, считается и годом рождения города Асбеста. Но если начать отсчёт от появления первого постоянного поселения, то к возрасту города можно смело добавить как минимум столько же – получается городу Асбесту 260 лет!
После находки в 1830 году смолокуром Максимом Кожевниковым изумрудов на берегу речки Токовой, до 1839 было открыто 6 приисков драгоценных камней.
Один из них находился недалеко от истока Черемшанки. Открыт он был поисковой партией кабинетного регистратора Портнягина в 1838 году под названием Зарефтинский.
Зарефтинский — казённый прииск. Разрабатывался Кабинетом Его Императорского Величества и Департаментом уделов до 1862 года. Затем наступила пора частной разработки. И если на левой стороне Рефта такие попытки были неоднократные, то на этом прииске в основном длительное время хозяйничали хитники. Появилось и новое название – «Хитный». В 1891 – 92 годах старые отвалы здесь перемывали крестьяне по особым билетам.
Наконец, в 1897 году изумрудные копи арендует Действительный Статский советник, кандидат прав Николай Александрович Нечаев.
В июле 1899 года он отводит два прииска: на месте Зарефтинского (Хитного) – Красноболотский №1, а рядом – Красноболотский №2. Где-то здесь у Нечаева на Красноболотском №1 имелось 3 шахты глубиной до 9 саженей. Шахты были сильно обводнены – имелась водоотливная шахта с насосом Вортингтона и паровым локомобилем. Впрочем, Нечаева хватило на два года, и в конце 1899 года он передаёт копи в субаренду англо-французской «Новой компании изумрудов». Эта компания активно работала практически на всех изумрудных приисках до 1915 года. Летом 1913 года компания распродавала отвалы всем желающим по 6 рублей за воз и заработала на этом 22000 рублей. В этом же году, у южной границы прииска Красноболотского №1 было отведено несколько участков по добыче драгоценных камней разным лицам. Участки эти были крохотные, не более 250 квадратных саженей. Затем южные изумрудные копи арендует на 20 лет акционерное общество «Новый изумруд» за 4500 рублей в год, создал которое генерал Шенке – делец, о котором говорили: «Небольшие финансовые средства и слишком большие аппетиты». Летом 1917 года он объявил (как и прежние арендаторы) распродажу отвалов со своих копей. Снова не мало оказалось желающих испытать счастье на промывке старых отвалов. Известно, что этим занимались крестьяне-сезонники, закончив свою работу на асбестовых рудниках. Осенью 1917 года артели хитников, изгнав арендаторов, опять завладели приисками. В 1919 году наступает национализация. В 1927 году Красноболотские прииски переименовывают в Красноармейский прииск.
Начинается планомерная разведка и разработка. Рядом с прииском появляется довольно большой посёлок с таким же названием. Просуществовал он до начала 60-х годов. Последним строением был склад – кернохранилище. Сгорел, говорят, вместе со сторожем. Последние горные работы на Красноармейском проводились в 70-е годы – на месте старых шахт был отработан карьер. Руда, вместе с остатками деревянной крепи от многочисленных шахт, перевозилась по единственной тогда дороге через посёлок Черемшу, по мосту через Рефт и далее на обогатительную фабрику Малышевского рудоуправления.
Сегодня на месте Красноармейского вот этот затопленный карьер, известный многим асбестовцам.
После открытия штейгером Берёзовских золотых приисков Брусницыным россыпного золота появляется ряд приисков в окрестностях будущего города Асбеста. Самый первый прииск «Старский» появился в 1824 году, а ближайший к Черемше прииск «Николаевский» в устье реки Огнёвки – в 1831 году. Работы проводились 6-м отделением Берёзовского завода. Известно об 11-ти казённых приисках.
В 1870 году издаётся новый Устав о частной золотопромышленности. Частным лицам было разрешено заниматься золотым промыслом в казённых дачах. Первым, 30 мая 1878 года договор аренды золотоносного участка с Министерством Государственных Имуществ заключил Альфонс Фомич Поклевский – Козелл. В этот участок площадью почти 300 кв. км вошли и ранее открытые казённые прииски в Монетной даче. Начиная с 1882 года количество частных приисков, принадлежащих разным лицам, непрерывно растёт. Вокруг будущих города Асбеста и посёлка Рефтинского до 1917 года приисков отведено более 200.
После смерти Альфонса Фомича в 1890 году, дело продолжили его наследники, образовав Торговый Дом наследников А. Ф. Поклевского — Козелл. Распорядителем торгового дома стал один из сыновей – Викентий Альфонсович.
1 августа 1888 года отводится золотосодержащий прииск Покровский, принадлежащий Викентию Альфонсовичу Поклевскому-Козелл, открытый доверенным Павлом Корево (оба они в скором времени будут успешно владеть асбестовыми рудниками), на левом берегу Черемшанки в урочище «Бурково жилище». На месте деревушки, о которой говорилось раньше, стояла развалившаяся изба, смолокурная печь и были земельные угодия крестьян деревни Большой. Прииск Покровский просуществовал 3 года и в 1892 году был сдан в казну.
В 1901 году территория этого прииска частично отведена прииску Эмский, принадлежащему Бруно Бабелю (тоже хозяин асбестовых рудников).
В верховьях Черемшанки также появились золотосодержащие прииски.
Вот эти 4 прииска: Николае-Алексеевский, Августовский, Парасковьевский и Лучинка, принадлежат одному хозяину – крестьянину Верхне-Уфалейской волости Алексею Якушеву. Эти прииски были отведены позднее всех – в 1911-1914 годах. Отводя эти золотосодержащие прииски вокруг известного месторождения изумрудов и александритов, хозяин, вероятно, больше надеялся на драгоценные камни.
Были и другие золотые прииски вблизи: прииски по рекам Островной и Ельничной. С началом в 1914 году первой Мировой войны, затем Революции прииски эти, лишившись хозяев, остановились и больше не возобновляли работу. Даже сегодня, через сто лет видны следы от этих приисков.
Чем ещё знаменита Черемшанка? В конце 20-х годов в городе начинается большая стройка: строятся жилые дома на новых улицах, больничный городок, новые промышленные объекты.
Для снабжения новостроек столярными изделиями и кирпичом на правом берегу Черемшанки построен Горпромкомбинат (в будущем переименованный в мебельную фабрику), а на левом – кирпичный завод. Кирпич был хорошего качества, и изготовлялось его не мало – до 15 тысяч в сутки. Из этого кирпича построены: дом Ударника, больничный городок, Дворец Культуры (старый). Появляются первые жилые дома на левом берегу Черемшанки. В 1929 году при исследовании глины для кирпичного завода главный геолог треста «Ураласбест» К. Е. Тарасов открыл месторождение изумрудов на левом берегу Черемшанки.
Трест «Русские самоцветы» оформляет горный отвод и открывает Черемшанский рудник — запускает в работу шахту. Для рабочих рудника строятся жилые дома. У устья Черемшанки на берегу Рефта в 30-е годы были два пионерских лагеря: лагерь артели «Труд» и лагерь «Осоавиахима». В войну в бараках лагеря «Труд» была кролиководческая ферма, а десять домиков лагеря «Осоавиахима» были переданы подсобному хозяйству завода «Урал АТИ».
Во время войны промкомбинат производил и отправлял на фронт лыжи, сани, повозки. Для перевозки кирпича к возводимому военнопленными ремонтно-механическому заводу на кирпичный завод была проложена узкоколейка. На кирпичном заводе, на промкомбинате и на расположенной рядом гончарной мастерской военнопленные тоже работали.
Вот так один из бывших военнопленных в своих воспоминаниях изобразил кирпичный завод. Гончарная мастерская, производила глиняную посуду, на которую имелся большой спрос – другой посуды просто не было.
Давно ушли те времена: в начале 50-х годов остановился кирпичный завод, тогда же началась полномасштабная застройка посёлка, которая продолжается и ныне. В 90-е годы ликвидирована и затоплена шахта, вывезены все отвалы. О прошлом напоминают разве что улицы под названием «Рудничная» и «Изумрудская». Вот такая большая история у этой маленькой речки.
Ноябрь 2017 г. В. Н. Рубцов
Использованы материалы:
- Архив ГАСО. Ф. 25 оп. 2, Ф. 59 оп. 4, оп. 5, оп. 9.
- Личный архив А. Л. Копырина.
- Личный архив Ю. М. Сухарева
- Личный архив автора.
- Статья: «Тайны седого Урала» www.nnre.ru/istorija/tainy_sedogo_urala/p8.php
- 6. Изумрудные копи Урала — Википедия
- Stadler, Wolfgang, Hoffung Heimkehr. SWING DRUCK GmbH: Colditz, 2000.