Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Старков Н.Р. Троицкий прииск

1. ВВЕДЕНИЕ. Побудительным мотивом для фильма явилась статья «Об изумрудных копях…» горного инженера Е.В. Гомилевского в Горном журнале №2 за 1914 г. Она была предовтавлена мне ведущим краеведом-историком нашего края Ю.М. Сухаревым (действительным членом УИРО и председателем РОРК). Уже 190 лет добывают изумруд на Уральских Изумрудных Копях (далее в тексте УИК ). Фильм посвящен одному из 17 основных месторождений, а именно Троицкому, в период работы там англо-французской «Новой Компании Изумрудов» с 1899 по 1915 годы.

Итак, 29 мая 1932, в день Святой Троицы, было открыто Троицкое (оно же Старское и Первомайское) месторождение на левом берегу речки Старки (притоке реки Большой Рефт). С 1833 по 1897, в том числе и на Троицком прииске работают, без особого успеха, поочередно: Кабинет ЕИВ; арендаторы Кониоро; супруги Турновы; торговый дом Поклевского Клзелл; крестьяне окрестных деревень (в голодные 1891-92 годы им выдавали временные билеты на добычу изумрудов).

В 1897 году копи сданы в аренду директору-распорядителю Санкт Петербургского общества страхований Н.А. Нечаеву на 24 года за 10 т. руб. в год. Этого господина историк копей В.Б, Семенов считает связанным с англо-французской «Новой Компанией Изумрудов», добывающей в то время изумруды в Колумбии. Через 2 года Нечаев переуступил ей свои права арены УИК. Главное правление кампании размещалось в Лондоне, но координировал работу на Урале — Париж. Начата одновременная разработка Мариинского, Люблинского, Сретенского, Красноболотского и Троицкого приисков. Приоритет в финансировании отдается Троицкому.

2. ШАХТА. Надо отдать должное руководству компании, которое учло рекомендации исследователя изумрудных копей, полковника карпуса горных инженеров П.И. Миклашевского и организовало на приисках горные работы, согласно российского «Устава Горного»

По расчетам П.М. Юдинсона,  инженера и одно время управляющего компанией, на Троицком за 12 лет было заложено 22 шахты на сумму более полумиллиона рублей. Таких вложений до этого не делали не Кабинет ЕИВ не арендаторы. Правда, первые годы прииски приносили компании убытки, т.к. предприятие оказалось рискованным. Годовой объем добычи изумрудного сланца (руды) от 2 до 29 тысяч тонн , впечатляет. И это при штате всего от 100 до 300 человек.

Шахта представляла собой целую сеть подземных выработок. Главным был вертикальный ствол глубиной до 30 метров. Крепление ствола деревянное, бревенчатое. Сечение прямоугольное, иногда с тремя отделениями — два грузовых и одно для людей. Подъем и спуск людей производился по деревянным лестницам с площадками. Для водоотлива иногда использовался электронасос. Вода подавалась на фабрику для промывки изумрудного сланца.

Горизонтальные выработки (штреки) крепятся деревом, со сплошной ошивкой кровли и стен, а иногда и почвы. Проветривание шахты естественным притоком воздуха. Освещение ручными фонарями со стеариновыми свечами. Перед добычей проводятся буровзрывные работы.

Шпуры для закладки взрывчатки пробивают ударными ручными бурами. В последние годы применялся электроперфоратор. Для взрывов использовался динамит №1. После взрыва шахтер кайлой и клином отделяет сланец с изумрудами от породы. Лопатой грузит его в тачку и везет к спуску. Разгружает тачку через наклонный желоб в ящик, установленный в вагонетке.

Вагонетка по рельсам откаточного штрека откатывается к стволу шахты. Ящик цепляется крюком к канату конного ворота и поднимается на поверхность. Такая технология позволяет избежать потерь времени и воровства изумрудов при перегрузках. Откатка от шахты к фабрике конными вагонетками по рельсам.

3. ФАБРИКА. Историк копей В.Б. Семенов считает, что компания построила на Троицком три обогатительных фабрики. Первая построена в 1904 году. В 1910 году вместо нее построена новая современная фабрика, которая через 3 дня сгорела, при невыясненных обстоятельствах. Непростые отношения администрации и расхитителей изумрудов не исключают и поджога.

Последняя фабрика, по проекту управляющего копей П.М. Юдинсона, запущена в 1912 году. Узнать это двухэтажное здание можно на фото Южного разреза по трубе с черным дымом от нефтедвигателя. Этим же фото подтверждается ее расположение на плане Троицкого прииска. Фабрика обладала уникальными для того времени технологиями изумрудоизвлечения. Она даже работала некоторое время уже после 1924 года.

В первом двухэтажном помещении расположено дробильно-энергетическое оборудование. Все механизмы фабрики приводятся в действие нефтемотором, работающем на сырой нефти, мощностью 25 лошадинных сил. Тот же мотор вращает небольшую динамомашину напряжением постоянного тока 220 вольт мощностью 12 киловатт, для освещения помещений и для электронасоса шахтного водоотлива.

Сланец из вагонетки по желобу выгружают в дробилку Блека. После дробления элеватор поднимает сланец наверх, откуда он поступает для промывки в четыре вращающихся последовательных барабана. С барабанов сланец (промытый галечник) подается на сортировку во второе одноэтажное здание, где стоят два ряда сортировочных столов. 

За столами сидят 8 мальчиков-сортировщиков по 4 с каждой стороны. Сортировщики дощечками выбирают из галечника изумруды и сбрасывают через отверстие в столе в закрытую на замок жестяную «копилку». Каждая небольшая кучка просматривается последовательно четырьмя сортировщиками. Два помощника десятника и десятник внимательно наблюдают за детьми. Иногда сортировщики умудряются проглотить изумруд. Если это замечают надсмотрщики, то десятник приглашает фельдшера и тот устраивает промывку желудка воришки.

Из сортировочного отделения изумруды в жестяных «копилках» поступают в кладовую. Здесь, под надзором управляющего, камни сортируют (классифицируют) и упаковывают в полотняные мешочки по 3,5 кг. и помещают в  деревянные ящички. К дорогостоящим экземплярам присоединяют опись с указанием веса, чистоты и цвета. Под усиленным караулом груз транспортируют на станцию Баженова и далее в Париж.

4. ХИТА. Специфика отношения местного крестьянства к разрешительной системе добычи изумрудов породила специальный термин. Людей, занимающихся незаконной добычей изумрудов и александритов, называли «хитниками». В  отличии от хищников или воров, которые крали уже добытые драгоценные камни. Но и те, и другие были источником «черного» рынка драгоценных камней.

Будущий известный ученый-минералог А.Е. Ферсман, посетивший  в 1912 году Екатеринбург писал: «…Вся улица от вокзала в город была  занята гранильными мастерскими, а в них гранился изумруд в громадных количествах. Но самое замечательное было то, что весь этот изумруд был краденый, ибо по договору все изумрудные копи были отданы на откуп французской компании и законно ни один камень не мог поступать на вольный рынок…».

Компания борется с хищениями. Шахтерам выдают лампы с синими стеклами, чтобы не различать изумруд от берилла в породе. Догола раздевают и осматривают на выходе из шахты. Эти мероприятия не возможны при работах в разрезе и компания останавливает в 1908 году работу разрезов. Служебная и жилая зона огораживаются колючей проволокой. Урядник и три охранника наблюдают за режимом.

На берегах реки Старки у хитников много землянок и мазанок. Чаще они живут в шалашах и под откртым небом. Работы ведутся без крепления в глубоких шахтах (дудках) и нередки случаи гибели хитников. Шурфами подрывают деревья и они падают сотнями.

Для борьбы с хитниками компания и сама иногда пользовалась незаконными приемами. В Екатеринбурге полицией был разоблачен агент, занимающийся с разрешения парижского руководства незаконной скупкой изумрудов в пользу компании. На месте руководство не было проинформировано о его работе. Был скандал и увольнения служащих компании в Париже.

Земские власти буквально завалены делами о хищении изумрудов. В 1912 году 560 протоколов и почти 2000 обвиняемых. Бывает против одного и того же хитника возбуждают до 30 обвинений, но 1-3 месяца тюрьмы, мало кого пугают. После отбытия наказания они вновь возвращаются к прежним занятиям. Компания вынуждена содержать специального агента на станции Баженова (в административном центре), который занят только ведением судебных дел о хищении изумрудов.

Явное попустительство властей отчасти объясняется происками чиновников и российских предпринимателей, начавших войну с компанией за право добывать изумруды на уральских копях. Оказывается это выгодно.

5. РЕКОНСТРУКЦИЯ. Прошло более 110 лет с того времени. которое мы пытаемся визуально воссоздать . И сейчас,практически, не осталось физических объектов 100 летней давности. А хотелось бы посмотреть сегодня на те места, где  были шахты, разрезы, производственные и жилые постройки Троицкого прииска.

 Для вертуальной реконструкции мы имеем:

1. Современную спутниковую карту части поселка с указанием масштаба 200 метров.

2. Карту (М 1:1000) 1929 г. треста «Минералруда» из архива МРУ, где удачно указаны все три разреза — «Северный», «Южный» и «Артема» (к счастью разрез «Артема» сохранился до наших дней)..

3. План прииска (Горный журнал №2. 1914г.) в масштабе 1:3000 с шахтами, разрезами и прочими зданиями и несколько фотографий в районе прииска 1910-1912 года. Но этот документ не имеют топографической привязки к местности.  Далее:

Первое. Накладываем карту 1929 года на спутниковую карту, ориентируем на север и масштабируем. Совмещаем контуры разреза «Артема».

Второе. Накладываем план прииска 1912 года, масштабируем  и совмещаем контуры «Северного» и «Южного» разрезов с картой 1929 года.

Третье. Компьютерными средствами убираем карты 1929 и 1912 годов, оставляя цветные контуры интересующих нас объектов.

На сегодня мы определили  на местности, где  были шахты, разрезы, производственные и жилые постройки Троицкого прииска в 1912 году с точностью 10 метров. Это большая удача!

В бытовом отношении условия в поселке были приемлемыми. Построены 4 жилых дома для семейных и три казармы для рабочих. Мальчики-сортировщики жили отдельно. Проживание, отопление, вода бесплатно. Работала продуктовая кредитная лавка и две бани. Медицинский персонал был постоянно. Больница на асбестовых рудниках. Служащими были русские и французы. Управляющими в разное время были П.Н. Деев и П.М. Юдинсон — российские подданные.

Непродолжительное время французы работали даже рабочими, но отказались от работы из-за низкой зарплаты. Средний штат работников от 100 до 300 человек. Управляющий (горный инженер), два штейгера (горных мастера),12 десятников, электромонтер, старший слесарь. В конторе бухгалтер, помощник бухгалтера, магазинер (секретарь-делопроизводитель), 15 шахтеров и рабочих, остальные мальчики-сортировщики и прочий персонал. 

6. ИТОГИ. По данным В.Б. Семенова компания за 17 лет переработала более 120 тыс. тонн руды. извлекла из нее более 8 тонн изумруда и огранила из него 168 тыс. карат вставок стоимостью 6 млн. 756 тыс. золотых рублей. А какова же прибыль компании?

По расчетам Гумилевского за 1910 и 1911 чистая прибыль компании составляла около 100%, т.е. выручка от продажи ограненных изумрудов в 2 раза покрывала все расходы на добычу, транспортировку, огранку и торговые издержки.

Логично предположить, что в выручке,  расчитанной историком В.Б. Семеновым, компания имела около 3 млн. золотых рублей чистой прибыли. А Россия получила только 170 тыс. золотых рублей арендной платы. Кому-то «вершки», а кому-то «корешки».

О самом главном итоге работы компании В.Б. Семенов пишет: «…Компания своими работами вселила уверенность в перспективность месторождений, в их уникальность, высокую ценность их камня, и в конечном счете в будущее уральского изумрудного дела…»!  Указывая на то, что к началу 20 века бесперспективность Уральских Изумрудных Копей воспринималась в России как непреложный факт.

«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок»!  Возможно, и сегодня грамотная организация работ на Уральских Изумрудных Копях позволила бы работать нашим шахтерам и во славу уральского изумруда и себе не в убыток. Но госкорпорация «Ростех» уже более 10 лет чего-то ждет. Или драгоценные камни и стратегический берилл уже не нужны России-Матушке и придется снова приглашать «французов» и наступать на те же самые «грабли»?

Еще в 1911 г. известный уральский предприниматель и художник А. К. Денисов-Уральский подал ходатайство от  собрания   старателей и предпринимателей о передаче им нескольких участков  компании в аренду и подготовил проект устава товарищества «Русские самоцветы». В 1912 году устав был утвержден Николаем II, но работы не успели развернуть. Осенью 1914 г. в связи со снижением прибыли и уходом на фронт многих работников  компании ее деятельность на Урале была прекращен.

ФИЛЬМ «ТРОИЦКИЙ ПРИИСК»

Комментарии запрещены.

Полезные сайты