Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. Бывший лесной поселок Малый Круглыш. Неизвестная узкоколейка. 10.10.2021 г

Пеший маршрут начинаем от вершины правого притока Круглыша. Прохлада, запах прелых листьев и абсолютная тишина. Тишина, потому что в воздухе полный штиль. Не шумит листва, не скрипят сосны.

Сегодня на маршруте автор этих строк, Максим Шишминцев и первоклассник Григорий Шишминцев, уже зарекомендовавший себя достойным спутником.

Путь держим к бывшему лесному поселку Малый Круглыш. Это было поселение лесозаготовителей с очень коротким жизненным циклом: 1940-е – 1960-е гг.

Мало что о нем знаем.  Из воспоминаний сухоложских леспромхозовцев известно о лесосплавном участке Круглыш. В отличии от Большого Круглыша, Малый явно был заточен под складирование и сплав леса, так как находился рядом с Рефтом.

Идем. Сопоставляем свой ход с показаниями навигатора.

В теле дороги обнаруживаем железнодорожный костыль. Потом еще один.

Затем целую кучу костылей и понимаем, что это не случайность. Очевидно, что идем по бывшей узкоколейке.

Вроде наткнулись на рельсу…

Однако, при осмотре оказалось, что это не рельса, а швеллер, если не ошибаюсь, двухтавровый.

Это несколько смутило, но постоянно попадающиеся костыли сомнений не оставили – узкоколейка.

Интересно, что сведения о ней поступали от некоторых лиц, видевших ее остатки. Однако старожилы Роговского, помнящие 50-е годы, ее наличие отрицали. Что это значит? Вероятно, она существовала в 40-е годы, а затем была демонтирована.

Итак, наша троица совершила своего рода краеведческое открытие, установив и доказав факт ее существования.

Этот мерный инструмент потеряли лет 80 назад, видимо, при строительстве «железки».

 

Идем по узкоколейке до ее пересечения  ручья Круглыш. Там видны остатки настила или примитивного моста.

В этом месте отклоняемся от железки для осмотра поселения Малый Круглыш. Оно ниже по ручью, на левом берегу. Видны остатки фундаментов, ямы от погребов. Часть площадки занята поздними лесопосадками. Хорошо поработали лопатами археологи-любители.

Из сохранившегося:  мост (настил) через ручей.

Пачка воронок для смолы.

Возвращаемся к узкоколейке. От речки Роговушки она лежит на юг.

У вершины  безымянного лога к ней присоединяется еще одна узкоколейка (с запада). Затем «железка» идет по дну довольно глубокого и заросшего кустарником лога до берега Рефта. Постоянно проверяем наличие трассы по присутствию костылей. Все так.

В устье лога некое геологическое или геодезическое устройство в виде трубы.

Вот он и берег Рефта.

Неожиданно для нас полотно железной дороги не обрывается тупиком, а продолжается по берегу Рефта вверх по течению не менее километра.

Здесь, вероятно, и был лесосклад (сплавная биржа участка).

Находим и подтверждение лесо-перевалки – крюк от от грузоподъемного механизма, или от сцепки.

На берегу – бурная деятельность бобров. Перекрыв все притоки, эти звери, похоже, собрались перекрыть и Рефт.

Кстати сказать, нас очень смутили затесы на соснах вдоль узкоколейки.

Подумали, что это медведь помечает свои владения. Но муравейники не разорены, и это нас успокоило.

Возвращаемся усталыми, но довольными. Не яркие, но важные находки – уйдут в какой ни будь музей.

Гриша молодец: прошли километров 8-10, третью часть прямо по лесу.

Ваш Ю.С.

Комментарии запрещены.

Полезные сайты