Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. Когда же основано село Знаменское?

Совсем недавно наткнулся на документ, казалось бы, совсем из другой сферы. Акт государственной историко-культурной экспертизы по проекту  «Строительство систем водоотведения с. Знаменское» (сентябрь 2023 г). Оказалось, документ совсем не «параллельный», он пересекается с некоторыми моими работами по истории Сухоложья. 

В приложении есть раздел «История застройки территории: село Знаменское — село Шаты в ГО Сухой Лог». Авторы, путем изучения работ Афанасьева А.А., Коновалова Ю.В. и моих, попытались установить время основания с. Знаменского. В обоснование своих выводов авторы экспертизы  положили суждения по этому вопросу всех трех перечисленных краеведов, в том числе и ошибочные.

Ошибки были, в том числе и в моих ранних работах, сейчас они режут глаз, когда встречаешь их на просторах Интернета.

Несмотря на это, вывод эксперты сделали правильный, хоть и осторожный: село Знаменское основано во второй половине XVII века.

Какой сегодня следует дать ответ на вопрос: Когда было основано село Знаменское?

Село Знаменское основано в 1674 г и с того времени его история не прерывалась, менялись только названия. Ниже обоснование данного тезиса.

 В  7182 г.от сотворения мира, «без  Великого Государя указу и без грамоты» была основана  слобода (заимка) Тобольского архиерейского дома (т.н. «Митрополия»). Из дальнейшей ее истории известно, что возникла она на правом берегу Пышмы и двор[1] ее находился тремястами метрами ниже устья речки Брусянки. Сейчас это северная оконечность села Знаменского.

Дату основания Митрополии мы знаем из того, что  на допросе, учиненном в 1679 г. верхотурским сыном боярским Микитой Несенцовым, «софейский прикащик» Петр Безсонов и житничный старец Михайло сказали: «А владеют они тое Митропольи слободы пашенными землями и сенными покосы вверх Пышмы реки данною с Верхотурья столника и воеводы Федора Хрущова да за прописью подьячего Саввы Тютчева со 182 году».[2]

Кроме того 5 крестьян (глав домохозяйств) этого поселения в 1679 г показали, что на Пышму переведены из Покровской и Усть-Ницинской слобод именно «в 7182 г».

7182 г от сотв. мира соответствует 1673-1674 гг от Р. Х. (с 1 сентября 1673 до 31 августа 1674). Понятно, что переселялись крестьяне весной, т.е. в 1674 г, чтобы жилище себе к зиме построить, сена накосить, посеять хоть что-то. К 1679 г. здесь  было 16 крестьянских дворов.

Митрополичья слобода, как административная единица, просуществовала до 1679 г. Как построенная без разрешения Государя, она была упразднена, митрополичьи крестьяне возвращены на места прежнего проживания. Выезжали они, надо сказать, неохотно и просили отложить переезд до «зимнего пути», т.к. речного пути не было («река Пышма мелка и перекатиста»), а вести крестьянский скарб на телегах по лесным дорогам затруднительно.

Дальнейшие события, в изложении воеводы Павлова: «В нынешнем, государь, во 187 (1679 –авт.)г. апреля в 9 день /…/ указал ты, В.Г. вверх Пышмы реки митрополья слободы землю, что дали в Софейский дом, без твоего В.Г. указу и без грамоты, столник и воевода Федор Хрущов да с приписью подьячей Савва Тютчев, приписать к Верхотурскому уезду по прежнему и поставить на том месте от приходу воинских людей острог и крепости и быть драгуном, и устроить слободу /…/».[3]

Одновременно с отселением митрополичьих крестьян началось строительство острога и заселение новой государевой слободы.

Из книги Вадима Осипова «Род Губиных»

Острог строил Семен Бутаков. К декабрю 1680 г. работа была завершена. В контексте переписки С.Будакова с верхотурским начальством видно, что  поставил он острог на митрополичьем дворовом месте. «А острог, государь, поставлен кругом 200 сажен». Место он выбрал неудачно, но благодаря этому факту мы и узнали его расположение. В 1681 г.  новое оборонительное сооружение осматривал Михайло Мещеряков, признал выбранное место негодным и докладывал Верхотурскому воеводе: «… а от острогу вверх по Пышме реке до речки Брусянки сажень ста с полтора».[4] Полтораста сажень это 300 метров.

То есть, новый острог (и бывший  двор митрополичьей слободы) находились на правом берегу Пышмы, ниже  устья Брусянки на 300 метров,  на береговом уклоне, у излучины реки. Есть такое место в северной части села Знаменского, метрах в ста от улицы Ленина. Избы крестьян бывшей митрополичьей слободы примыкали к острогу — «с приезду, из за дворов острогу и башен не видать».

Пятиугольником отмечено примерное острожное место

            В 1684 г, в ответ на жалобы крестьян новой Пышминской слободы (острог «построен не в угожем месте…пошатился и розвалился и башни не довершены») был отправлен наказ верхотурского начальства о переносе острога: «на иное место… перенести против заимки Спасские…»[5]. И в июле 1685 года приказчик Иван Ежевской, в  письме впервые называет старое Новопышминское поселение  деревнею Брусянкою[6] .

Исторически центр деревни Брусянской располагался на месте бывшего острога, т.е. в северной оконечности нынешнего села Знаменского, у Пышмы. И отнюдь не стоит её отождествлять с ныне здравствующей деревней Брусяны, которая существовала на стыке XVII-XVIII веков как отдалённая периферия головного поселения.

5 января 1684 года крестьяне, в ответ на их челобитье, получили разрешение строить в Новопышминском остроге церковь. Но ровно через три месяца приказчику этой слободы Матвею Якубовскому поступил наказ о переносе острога. Строительство храма на старом месте начальству представилось не актуальным.

Однако крестьяне, встретившие в штыки решение о переносе слободской столицы, не соглашались и с отказом от возведения храма на «старом» острожном месте. И храм был построен, но не так быстро, как предполагалось.

Впервые церковь в деревне Брусяны проявила себя в переписи Томилова 1710 г. Исходя из совокупности приведенных выше обстоятельств, наиболее вероятное время её постройки – конец 17-го века.

Явно храм был устроен на некотором отдалении от  «острожного» поселения. Дело в том, что и бывшая деревянная крепость, и лепившиеся к ней дворы, находились на прибрежном уклоне. Это место для церкви никак не подходит – низкое. Значит, воздвигли её  южнее Пышмы, не менее чем на полверсты, а то и больше. Местоположение кладбища, вероятно, связано с местоположением первой церкви. Оно раньше находилось севернее, ближе к Пышме.

Местоположение кладбища на карте нач. 20 в.
Кладбище на современной карте

Вторая догадка: явно поставили храм у Катайской дороги, проходившей через поселение.

Скорей всего,  стояла она не далёко от нынешней каменной, может быть  северней на те же полверсты.

Первая известная перепись крестьян слободы, где они расписаны по деревням, относится к 1705 г. «Книги Новые Пышминские слободы переписные что по имянному Великого Государя указу … велено Тобольскому сыну Боярскому Ивану Войкову в той Новой Пышминской Слободе переписать митропольих и монастырских и всяких чинов людей у кого в помес[т]ьях их и вотчинах оброн[ч]ные статьи есть ли и на чьих землях и почему они збирают или откупу берут …».[7]

В деревне Брусянской оброчных крестьян ровно 50 дворов. В 1710 г их 43.

В период между 1710 и 1719 г дворы этой деревни, находившиеся  по правой стороне речки Брусянки, а также и церковь, были обособленны от оставшейся левобережной части. Из их состава образован Знаменский погост (по названию храма).

Всего в Знаменском погосте  1719 г 26 дворов крестьянских. Из них 23 конкретные крестьянские (либо бобыльские) семьи, были зафиксированы переписью 1710 г, как  жители деревни Брусянской. Из 14 крестьянских дворов Брусянской 1719 г, 9 сохранили своих домохозяев, учтенных переписью 1710, а один крестьянин (имевший в 1710 г собственный двор), в 1719 г числился подворником.

Таким образом документально установлен факт раздела в период между 1710 и 1719 гг  деревни Брусянской. В результате раздела  большая часть дворов (не менее 23-х) образовали Знаменский погост. Меньшая часть (9 дворов или что-то около этого) административно остались за Брусянкой.[8]

Ради бога: никто церковь Брусянской деревни никуда не переносил. Она где стояла, там и осталась стоять. Просто произошел административный раздел, из большой разбросанной по степи деревни сделали два поселения: Знаменский погост и деревню Брусянку на левом берегу одноименной речки.

Деревня Ершовая к истории Знаменки вообще никакого отношения не имеет. Ни одного двора, ни одной крестьянской семьи, учтенной в 1710 г в деревне Ершевой, в составе Знаменского погоста не выявлено[9]. Ершовая располагалась вблизи д. Кунарской и есть на генплане 1800 г.

Однако ещё долго  (в 30-х и 70-х гг этого века) в документах Знаменский погост именовался Брусянским, Брусянским Знаменским, как и церковь. Вот примеры.

В 1731 году в великий четверток деревянная Знаменская церковь сгорела. От Тобольского и Сибирского Митрополита Антония9 Июня 1731 г последовала в Успенский Далматов монастырь заказчику архимандриту Сильвестру благословенная грамота в таких выражениях:

«Сего 1731 года, Июня 7 дня нашему архиерейству в поданном прошении Ново-Пышминской слободы, Брусянского Знаменского погоста от обывателей выборного челобитчика, крестьянина Максима Прокина написано: сего де 1731 году во святой великий четверток после утрени, до обедни, в оном погосте Знаменская церковь волею Божиею со всею церковною утварью сгорела до остатку.

А ныне того погоста обыватели все общекупно пожелали паки на том же погорелом месте воздвигнуть вновь церковь во имя Пресвятыя Богородицы честнаго Ея Знамения. Чего де ради оные Брусянского погоста обыватели ему, Прокину, и заручный приговор дали, который нашему архиерейству и объявлен и чтобы нашему архиерейству пожаловать их просителей благословить на вышеозначенном погорелом месте построить церковь новую и о том бы дать нашу архиерейскую благословенную грамоту.

И мы, архиерей, вышепредъявленное прошение приемши, повелеваем тебе, заказчику, о том, что оная церковь не от небрежения ль какого священнического или причетников, или церковного сторожа и како? И от чего подлинно загорелась?

 Исследовать со всяким достоверием и справедливости и то следствие прислать к нашему архиерейству неукоснительно. А на вышеобъявленном погорелом  месте новую во имя Знамения Пр. Богородицы церковь тебе, заказчику, по чиноположению церковному обложивше, чрез наше архиерейское благословение оным просителям тою церковь строить позволить и притом от нашего архиерейства сказать им, чтобы они тую церковь строением совершили всеконечно в надходящую осень без всякого отлагательства.

И что по сему тобою исполнено будет, о том до нашего архиерейства рапортовать обстоятельно».[10]

Архимандрит Сельвестр эту грамоту получил 13 Июля. «Августа 28, того же года в «проезде к Верхотурью, будучи в Брусянском погосте он о сгоревшей церкви следовал и то следствие при особом доношении к Митрополиту послал, а на погорелом месте, новую во имя Знамения Пр. Богородицы церковь обложивше, чрез архиерейское благословение просителям церковь строить позволил, причем сказано им чтоб они, просители, тую церковь строением совершили всеконечно в надходящую осень без всякого отлагательства».[11]

Вместо сгоревшей церкви была устроена деревянная без каменного фундамента; заложение было совершено 28 Августа 1731 года, а освящение, — по благословенной грамоте того же Митрополита Антония в 1732 году. [12]

Как Знаменская церковь села Брусянского храм фиксируется и во второй половине XVIII века. 22 Декабря 1765 года Екатеринбургское Духовное Правление  с десятиначальником священником Федором  Комаровым препроводило «Брусянского села Знаменской церкви священнику Димитрию Мухину с товарищем и церковному старосте Быкову» указ следующего содержания:

«Сего Декабря 22 числа Екатеринбургского Екатерининского собора в поданном в здешнее Дух. Правление от старосты Сидора Резонова доношении написано: понеже потребно ныне отдать из церковной казны за взятое с Сылвинского завода крышечное железо, которым св. алтари и колокольня покрыты  103 рубля да за взятые ж из Екатеринбургской заводской конторы двои весы с гирями 100 руб., всего 203 руб., а при оном соборе в наличии церковной казны не имеется.

По справке в здешнем Дух. Правлении оказалось, что того села в церкви Знаменской денежной казны ста два или более в наличии имеется, того ради в Екатеринбургском Дух. Правлении определено: Брусянского села св. Д. Мухину с товарищем и старосте Быкову послать указ с тем, чтоб ежели при той церкви имеется денег ста четыре рублев, то нарочно посланному св. Ф. Комарову 200 руб. взаимообразно к Екатерининскому собору на одно годичное время отдать, а если того числа не имеется, то 150 руб., которые имеют возвращены в скорости чрез годичное время от оного собора. Но и священнику Мухину с товарищем и старосте Быкову чинить по сему Ея Императорского Величества указу». [13]

Видимо, с подачи книги «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» бытует мнение, что Знаменское село  «стало так называться со времени основания храма во имя Знамения Пресв. Богородицы в 1794 г., а до того называлось Кокуем»[14].

Кокуем на Урале называли отдалённую часть села (деревни). Возможно южную часть Знаменского в народе именовали Кокуем. Оно, название это, отсутствует в главных документах Новопышминской слободы  (ревизиях, переписях). Но присутствует, например, в ревизиях соседних слобод, как указание о происхождении жен (или куда отданы в замужество дочери). Эти сведения записывались со слов, обиходные названия поселений здесь проявлялись.

Так в ревизии 1762 г по деревне Мосиной, жена крестьянина Нестора Иванова Ивкова Марфа Афонасьева 60 лет «взята Новопышминской слободы  деревни Кокоя крестьянина Афонасия Сутягина дочь».[15]

Деревни Никитушкиной у Петра Семенова Пургина  жена Акулина Яковлева 32 лет «взята Новопышминской слободы деревни Кокуя крестьянина Якова Попова»[16].

Характерно, что они называют Кокуй деревней, возможно, подразумевая обособленную часть села.

Впрочем, найден Кокуй и в официальных документах. И назван Кокуй селом… В деле о приводе к присяге церковнослужащих (1735-1738), записано «1736 года февраля 4 дня Новопышминской слободы Кокуиского села Знаменской церкви поп Иаков Иванов Попов сказал по состоявшимся присягам в 1730 году был я в Тоболску у присяги…»[17].

То есть, присутствовало параллельно с официальным названием поселения (Знаменский погост, Знаменское село) и обиходное наименование Кокуй.

В 1800 г неожиданно название села стало записываться, как Знаменорудное. Историко-географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 года: река Пышма «протекает оставшуюся часть Екатеринбургского уезда и входит из оного в Камышловский, где от Знаменорудного села, переменивши свое направление в  восток, орошает берега города Камышлова…». На Генеральном плане Камышловского уезда 1800 г село также названо Знаменорудное. Но очень быстро поняли, что перемудрили и все вернулось на своя.

Ну вот, мы довели историю Знаменского до 19-го века. До нашего времени – рукой подать.

Сейчас 2023 г. Ровно через год — 350 лет со дня основания этого села. С юбилеем, Знаменка!

Храм с. Знаменского. Фото с сервиса «Яндекс-картинки»

[1] Двор это площадка, где располагались часовня, дом управителя слободы, башня, «да под башнею две избы», хлебные амбары. (см. РГАДА Ф.214.Оп.1.Д.487Л.165)

[2] РГАДА Ф.214.Оп.1.Д.487Л.165

[3] Шишонко В. Пермская летопись с 1263-1881 г. Пятый период с 1702-1715г. Пермь, типография Губернской земской управы, 1889  с.407

[4] Шишонко В. Пермская летопись с 1263-1881 г. Четвёртый период с 1676-1682г. Пермь, типография Губернской земской управы, 1884 с.566

[5] Коновалов Ю.В.«Из истории формирования населения поселка Рефтинский» Режим доступа: https://www.okorneva.ru/publikatsii—konovalova-yuriya-vitalevicha/iz-istorii-formirovaniya-naseleniya-poselka-reftinskiy Дата обращения: 04.10.2023 г

[6] Там же

[7] РГАДА Ф.214.Оп.5.Д.735

[8] Сухарев Ю.М. Административный раздел деревни Брусянской (начало XVIII в). Сухоложье в истории Урала: связь времен. Материалы III региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. с.93-102.

[9] Там же

[10] Материалы  для истории церквей города Екатеринбурга. Екатеринбургские епархиальные ведомости № 11 от 15 марта 1910, отдел неофициальный;

[11] Там же

[12] Там же

[13] Там же

[14] Приходы и церкви Екатеринбургской епархии.:Ек-г, 1902

[15] РГДА Ф.350 Оп.2.Д.908 Л.198

[16] РГДА Ф.350 Оп.2.Д.908Л.272 об.

[17] ГАСО Ф.24 Оп.1.Д.697 Л.51

Комментарии запрещены.

Полезные сайты