Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Сухарев Ю.М. К биографии священнослужителя и музыковеда Алексея Игнатьева (1879-1937)

%d0%b8%d0%b3%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2-%d0%b0Православная энциклопедия представила биографию Игнатьева Алексея Алексеевича (1.02.1879, Пермь — 29.08.1937, Томск) довольно большой статьей. Но его уральский период жизни освещен не полно и с фактическими ошибками.

Дед и прадед Алексея Игнатьева – «дьячки из необучавшихся» служили по этой должности  в Ирбитского  уезда Харловской слободы Свято-Троицкой церкви. [3]

Алексей Иоаннович, его  отец, тоже родился в Харловской слободе. «Образование получил в Далматовском  дух. училище и первом классе Пермской дух. cеминарии. По выходе из семинарии, вследствие своей крайней бедности, А.И. несколько лет состоял келейником Архиепископа Пермского Неофита (Соснина). В должности келейника А. И. присутствовал при смерти Высокопреосвящѳнного Неофита во время его поездки по епархии — в с. Невьянском, Ирбитского уезда, а потом сопровождал его тело до г. Верхотурья, где и состоялось погребение.

По смерти Архиеп. Неофита, А. И. был назначен псаломщиком к  Пермской Воскресенской церкви, а потом был переведен на таковую же должность к церкви Пермского пересыльного замка. Во время служения у последнего храма А. И. женился и был рукоположен в сан диакона, с оставлением на той же должности псаломщика.

В 1879 г. о. диакон Игнатьев из г. Перми перевелся в с. Теченское, поменявшись местами со своим тестем — диаконом И. В. Тетюевым, где и служил, состоя на псаломщической вакансии, почти до самой своей смерти». [19]

То есть, возрасте полугода Алексей был перевезен в с. Теченское, Шадринского уезда, где и прошло его детство.

russkaya_techa_vrez2_600

Село Теченское (Русская Теча) в наши дни.

В 1889 г Алексея отдают в Камышловское духовное училище. В 1894 г он переводится из него в первый класс Пермской семинарии.  [6;7;8;9;10]

%d0%bf%d0%b4%d1%81

Курс семинарии Алексей Игнатьев одолел в положенные 6 лет, по 2-му разряду, в 1900 г. [11;12]

Источники сообщают, что в  годы учебы Алексей слыл уже опытным человеком по части церковного пения и был  регентом хора при семинарском храме.

Год после учебы А.Игнатьев служил в Пермской губ. учителем пения в мужском и женском земских училищах при поселке Александровского завода в Соликамском у. (ныне г. Александровск Пермского края). [51]

Здесь он венчается 12 января 1901 г на дочери купца Удникова Алексея Михайловича, — Вере Алексеевне, учительнице Александровского женского училища. [3а]

Летом 1901 г Алексей Игнатьев возвращается в Екатеринбургскую епархию. Ему предоставлено священническое место при Спасской церкви Скородумского села, Ирбитского уезда. [13]

%d1%81%d0%bf%d0%b0%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%b0%d1%8f-%d1%86%d0%b5%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2%d1%8c-%d0%b2-%d1%81%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%83%d0%bc%d0%b5

22 июля 1901 г он рукоположен в сан священника. [14]

Отец Алексий оказался человеком весьма деятельным, особенно на ниве просвещения. За труды по народному образованию о. Игнатьев получил благодарность директора народных училищ (1903), за церковно-школьную службу — архипастырское благословение (1904). [16;51]

            Его Преосвященством, Преосвященнейшим Владимиром, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским, ко дню св. Пасхи 1905 г он был награжден набедренником. [15]

По некоторым данным в 1905 г о. Алексий награжден серебряной медалью Общества Красного Креста. 

            Росла его семья. В 1904 году родилась дочь Ангелина, в 1905 году – Елена, а в 1906 году – сын Вадим. [52]

            Отец Алексий готовится к поступлению в Духовную академию. Для этого нужно было в семинарии сдать экзамены на звание студента, т.к. 2-й разряд двери в высшее учебное заведение не открывал.

Но его ждало серьезное испытание. Екатеринбургской консисторией 12.06.1906 г возбуждено «Дело по обвинению в непристойном поведении членов причта церкви села Скородумского Ирбитского уезда священника Алексея Игнатьева, дьякона Алексея Федоровского и псаломщиков Алексея Калашникова и Михаила Словцова». [4]

Следствие проводил священник села Киргинского Ирбитского уезда Иоанн Казанский, по доносу настоятеля Скородумского храма о. Богородицкого.

В частности о. Игнатьев обвинялся в том, что « по деревням прихода изъяснял манифест 17 октября и убеждал  вступать в образованный Крестьянский союз, говорил речи на общественных митингах в г. Ирбите, на крестьянских и учительских съездах по программе Конституционно-Демократической партии и Крестьянского Союза».

Священник Игнатьев защищался умело, предоставив следствию справки о своей благонадежности  от исправника уезда, Пермского вице-губернатора, благочинного. В деле есть и справка от бюро Ирбитского отделения Партии Народной Свободы, о том, что о. Игнатьев не состоит в этой организации.

Рассмотрев дело, Духовная консистория нашла «взводимые священником Богородицким обвинения на священника Игнатьева, дьякона Федоровского, псаломщиков… следствием недоказанными, а потому, руководствуясь  /…/:

 1) Священника о. А.Игнатьева считать по суду оправданным и от ответственности свободным». [4]

Заметим, что следствие не проверяло обвинение в политических выступлениях о. Игнатьева  «на общественных митингах в г. Ирбите, на крестьянских и учительских съездах», в Ирбитской думе, — нет в деле следов такой проверки. Между тем политическая экспрессия о. Игнатьева в период уже 1917 г, говорит, что и в дни 1-й русской революции он не мог быть в стороне от общественных процессов.

Священник Игнатьев в Казанскую духовную академию был принят, и, в связи с этим, 11 октября 1906 г он уволен из Екатеринбургской епархии. [17]

Отец  Алексий совмещал учебу в КазДА со службой: являлся законоучителем  училища слепых детей и настоятелем церкви  при этом училище (здесь же помещалось и убежище  слепых женщин).

%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d1%8c-%d1%83%d1%87%d0%b8%d0%bb%d0%b8%d1%89%d0%b5

Кроме того о. Алексий обучался и в музыкальном  училище при Казанском отделении Императорского Российского музыкального общества и в 1909 г. окончил регентский класс этого заведения. Есть сведения, что он после окончания класса  преподавал историю церковного пения и руководил хоровым классом на регентских курсах.

Священник Игнатьев летом 1908 г участвовал в работе I Всероссийского регентского съезда регентов.

Он (по совету профессора С.Смоленского) специализировался в области истории и археологии русского богослужебного пения, изучал певческие рукописи из Соловецкого монастыря, хранившиеся в Казанской духовной академии. [51]

Эта работа стала для студента А.Игнатьева выпускной и он получил в 1910 г  степень кандидата богословия «с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистр без нового устного испытания».

В том же году в Казани вышли две его монографии: «Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой библиотеки : (Прил. к Описанию соловец. рукописей)» и «Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII века».
            Священник и кандидат богословия Игнатьев получает назначение в г. Слободской Вятской губ., где  с 1910 по 1912 г служит законоучителем в реальном училище и женской гимназии, а также регентом в Никольской Церкви. [46;47;51]

В 1912 г семья возвращается в Казань. Цитирую Православную энциклопедию. «В 1912 г. в Казани получил место настоятеля церкви, был законоучителем и преподавателем церковного хорового пения в Родионовском ин-те благородных девиц. Архиеп. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) утвердил И. в должности лектора по литургике на Высших женских богословских курсах». [51]

 В июне 1913 г. о. Алексий назначен в г. Вятку законоучителем к 1-й мужской гимназии, сверхштатным священником и регентом к Знаменской (Царевской) церкви. В 1913-14 гг он также законоучительствует и во 2-й женской гимназии [48;49;51]

Здесь он очень сильно проявил себя на церковно-певческой ниве, как церковный краевед, писал статьи и читал лекции по истории церковного пения, пастырскому и нравственному богословию, религиозной педагогике, сотрудничал в «Вятских епархиальных ведомостях», c изданием «Хоровое и регентское дело»,  занимался сбором пожертвований в пользу раненых воинов и их семей (1914). «Всюду, где служил о.Игнатьев, он организовывал хоры любителей церковного пения, считая, что они способствуют единению верующих». [51]

С 1913 г о. Игнатьев  действительный член Вятской ученой архивной комиссии (ВУАК). В 1915-16 гг он являлся членом совета Братства Святителя и Чудотворца Николая, председателем правления Вятского церковно-певческого кружка, членом комитета Трифоновского церковно-археологического музея (в Вятке). В мае 1916 г. провел в Вятке занятия церковнопевческих курсов совместно с приглашенным А. В. Никольским. С 6 марта 1916 г —  секретарь дирекции Вятского отделения ИРМО.  [50;51]

В июле 1915 г. в Петрограде состоялся пятый Всероссийский съезд хоровых деятелей, на котором о. Алексий Игнатьев представил доклад

В марте 1914г о. Игнатьев организатор концерта духовной музыки с участием сводного хора в составе до 100 человек под руководством пяти сменявшихся поочередно регентов. Все вырученные от этого концерта средства пошли на помощь неимущим учащимся мужской гимназии и нуждающимся певцам и музыкантам.

О.Алексий был также организатором сводного хора учащихся духовных учебных заведений и средних школ Вятки численностью до 300 человек. В ноябре 1914г. этот хор
участвовал в архиерейской литургии.
            Всего за три года пребывания в Вятке он успел оставить  след в истории города, главным образом – на культурном и педагогическом поприщах.

В августе 1916 г иерей Алексий Игнатьев определен законоучителем Екатеринбургской мужской гимназии. Такие назначения проходили по ведомству народного образования. А епархиальной властью 27 августа ему было предоставлено штатное священническое место при церкви названной гимназии. [18]

%d0%b5%d0%bc%d0%b3

26 сентября 1916 г. в КазДА  о.А.Игнатьев  защитил диссертацию «Богослужебное пение православной Русской Церкви с конца XVI до начала XVIII века по крюковым и нотолинейным певчим рукописям Соловецкой библиотеки» (опубл.: Каз., 1916), за что ему была присуждена степень магистра богословия.

16 октября 1916 г о. Алексей Игнатьев участвует в церемонии торжественного открытия музыкального училища в Екатеринбурге  (образованного из классов ИРМО) и дарит библиотеке этого учреждения свою диссертационную монографию.  [1]

15 декабря 1916 г по его инициативе в покоях Архипастыря на собрании настоятелей и старост городских церквей Екатеринбурга рассматривался вопрос об  учреждении в епархии особого певческого общества. При этом, как образец, был зачитан устав Вятского церковно-певческого общества, представленный им. «Для выработки проекта устава певческого общества по образцу прочитанного на собрании Вятского церк.-певческого общества и для наблюдения за певческими хорами избрана комиссия в составе священников  Ал. Игнатьева и H. Дягилева, прот. М, Сушкова и церк. старосты А. С. Антонова». Из-за последовавших вскоре политических событий идея не получила воплощения. [20;21]

В январе 1917 г («по инициативе Его Преосвященства») образован законоучительский кружок, имеющий целью объединить всех о. о. законоучителей в городе. Товарищем председателя был избран свящ. А. Игнатьев. [20;23]

Указом  Святейшего Синода, от 21 февраля 1917 года  дано знать, что законоучитель Екатеринбургской мужской гимназии кандидат богословия священник Алексей Игнатьев утвержден в  степени магистра богословия. [22]

Сразу после перехода власти в стране к Временному правительству и отречения Романовых от престола, о. Игнатьев фактически оказался во главе Екатеринбургского духовенства.

После промонархической речи во время службы 2 марта 1917 г правящий епископ Серафим находился, практически, под домашним арестом.

8 марта в Екатеринбургском соборе состоялось «первое свободное собрание духовенства с паствой — с народом», как его назвал председатель собрания и настоятель этого собора о. Иоанн Сторожев. Священники Сторожев и Игнатьев были избраны в Комитет общественной безопасности Екатеринбурга, который в этот период заменил собой городскую власть.

Собранием решено послать приветственную телеграмму обер-прокурору Св. Синода, в которой выразить чувства единения, восторга по поводу обновления жизни отечества и выразить готовность Екатеринбургского духовенства трудиться ко благу освобожденной родины.

Священник Игнатьев включен в группу по редактированию этой телеграммы. [2]

Собрание выразило «несолидарность» с высказываниями епископа и отмежевалось от него.

Следующее «свободное собрание духовенства»  состоялось 13 марта 1917 года. Ключарь кафедрального собора И. Уфимцев попытался защитить позицию епископа, но шум в зале не дал ему договорить. Священники Сторожев и Игнатьев дали о.Уфимцеву отповедь. Слово взял член Комитета общественной безопасности, священник А. Игнатьев: «Не надо бы епископу забывать мудрую русскую пословицу «Слово серебро, а молчанье золото» и не следовало бы превращать кафедру в политическую трибуну… Выступление же епископа сказывается особенно остро на нас, ваших делегатах… Мы это выступление чувствуем там, сидя в комитете (КОБе — Ю.С.)». [53]

Комитет общественной безопасности Екатеринбурга и принял 17 марта 1917 г. особый акт, в котором, в частности, говорилось: «… просить Временное правительство о немедленном удалении Епископа Серафима из Екатеринбургской епархии». Очевидно, участвовали в принятии этого решения  священники Сторожев и Игнатьев – члены КОБа. 21 марта 1917года Епископ Серафим навсегда покинул Екатеринбург в сопровождении прапорщика Тарусина.

В этот же период  священник А.Игнатьев избран председателем «Исполнительного комитета общих собраний мирян и духовенства г. Екатеринбурга». [53]

Исполнительный комитет, в отсутствии архиерея, практически взял на себя функции руководства епархией. Он принимал решения о кружечном сборе в пользу погорельцев, о закрытии епархиальной газеты и о финансировании новой, о проведении епархиального собрания и его повестке и др.

Чрезвычайный съезд мирян и духовенства Екатеринбургской епархии открылся 16 го мая 1917 г. Председателем был выбран шадринский священник С.Конев, который, видимо, являлся компромиссной фигурой для всех групп (кроме группы городского духовенства были ещё сельские «прогрессисты» и малочисленная «фракция консерваторов»). Однако по ходу съезда президиум был увеличен и в него вошел и священник А.А.Игнатьев, как почетный председатель.

Ожесточенная борьба началась 17 мая при выборах епископа. На следующий день, 18 мая, председатель съезда зачитал телеграмму Обер-прокурора Священного Синода В. Львова, в которой говорилось, что правила избрания Епископа ещё не выработаны. Текст телеграммы вызвал бурю негодования. Священник И. Максимов заявил: «Судьбами церкви по-прежнему управляет Синод».

«Лидеры реформаторов А. Игнатьев и И.Сторожев остановили своих сторонников, напомнив, что екатеринбургская церковь не революционная партия, а часть единой Православной Церкви». [53]

Организаторы «свободных собраний» духовенства оо. А. Игнатьев и И.Сторожев чутко следили за сигналами Синода и действовали в русле его политики. В этом смысле они не были диссидентами.

Кандидатами были выдвинуты инспектор Пермской Духовной семинарии Н. И. Знамировский (тогда ещё мирянин), ректор Иркутской Духовной семинарии архимандрит Софроний, челябинский епископ Серафим.

Примечательно, что Знамировский и о. Софроний были одноклассниками о. Игнатьева, первый по ПДС, а второй по Камышловскому училищу (в семинарии тот учился курсом старше). Скорей всего и их выдвижение на кафедру исходило от о. Игнатьева.

Выборы продолжались до осени, но  Синод итоги выборов не утвердил, и, впоследствии, назначил архиереем епископа Григория (Яцковского), викария Тифлисской епархии.

Челябинский епископ Серафим, видимо, стараясь завоевать расположение съезда, не скупился на награждения. «По предложению преосв. Серафима и согласно единодушному желанию делегатов, за труды, понесенные па чрезвычайном съезде, возведены в сан протоиерея: председатель  съезда о. Сергий Конев и почетный председатель законоучитель гимназии о. Алексей Игнатьев». [27]

            Съезд принял резолюции, большинство из которых было совсем не епархиального масштаба. Готовил их  и представлял съезду о. Игнатьев:  «О положении закона Божия в школе», «О форме правления государством», «О земле», «О вероисповедании главы государства», «Временное положение о приходе». Резолюции носили умерено-демократический характер.

Выбраны были делегаты на Всероссийский съезд духовенства и мирян (1-12 июня 1917 г). От духовенства избраны: свящ. А. А. Игнатьев, свящ. Максимов, архим. Ксенофонт, диак. Федоровский, диак. Баев, псал. Вабин, псал. Переберин. [26]

            Заметим, что делегат дьякон А.Федоровский служил вместе с о.Игнатьевым в с. Скородумском и проходил с ним по консисторскому делу в 1906 г.

            Протоиерей Игнатьев направляет отчеты о его работе в «Известия Екатеринбургской церкви». Фактически он руководитель Екатеринбургской делегации на съезде. Он приветствует съезд от имени епархиального духовенства: «Нам нужно здесь выковать — единый ум, единое сердце и единую волю, как залог будущего единения всех членов Православной церкви». [28]

Под впечатлением съезда он публикует статью «К переживаемому моменту».

«Отцы и братья! Время не ждет, спешите, организуйтесь по округам сами, организуйте в союзы ваши приходы и округа, а прежде всего — ежедневно, везде и всюду, — в храме и в школе, на площади, на дороге — просвещайте народ, ведите с ним беседы.

Помните, что в настоящее время злейшим врагом родины, веры, св. церкви и вас самих является народная темнота, народное невежество».  [28]

8 августа состоялся новый епархиальный съезд. Кроме продолжения выборов епископа, на нем, очевидно, были избраны делегаты на Всероссийский  церковный Собор, открывавшийся в Москве 15 августа 1917 г. Екатеринбургскую епархию на Соборе представляли В.Овсянников, Н.Осокин и прот. Игнатьев.

            Отец Алексий публикует отчет  и о работе Собора. Кроме участия в пленарных заседаниях и грандиозных богослужениях, екатеринбургская делегация решала и епархиальные вопросы. 28 августа  В. Ф. Овсянников, Н. Н. Осокин и прот. Игнатьев были приглашены в заседание Синода для доклада о выборах кандидатов во Епископа Екатеринбургской епархии. [29]

Согласно Православной Энциклопедии протоиерей Игнатьев сложил полномочия члена Собора 24 окт. 1917 г (по другим данным, 07/20.04. 1918 г).

В 1917 г он еще и издает краеведческую работу «Священник Иаков Васильевич Шестаков : Очерк жизни и трудов / Сост. Игнатьев Алексей Алексеевич, прот. магистр. богословия:- Сарапул : тип. паевого т-ва газ. «Кама», 1917».

После перехода власти к большевикам положение церкви в государстве круто изменилось. 20 января 1918 г. был принят декрет о свободе совести. Он устанавливал отделение церкви от государства. Все церковные и религиозные общества подчинялись положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами.

            Протоиерей Игнатьев пытается воздействовать на власть демократическими способами, через подконтрольные ему организации.

Собрание законоучителей Екатеринбурга 30 января в здании Горного училища приняло резолюцию: преподавание Закона Божия необходимо сохранить, при этом оплату обучения производить за счет родителей или государства.  [30]

А общее собрания духовенства и членов приходских советов Екатеринбурга 4(17) февраля 1918 г высказалось по декрету о национализации церкви, выразив мнение, что храмы и иное имущество церкви были  созданы верующими, им и должны принадлежать. [30]

Но декреты воплощались в жизнь, не считаясь с мнением духовенства. В феврале 1918 г законоучитель мужской гимназии протоиерей о. Алексей Игнатьев назначен заведующим псаломщической школы и переехал в помещении школы, так как ему было предложено очистить казенную квартиру в гимназии. [31]

Духовенство пытается объединиться в союз. На общем собрании духовенства 30 марта ст.ст. избран временный Комитет Епархиального Союза духовенства, в состав которого вошел и прот. А. Игнатьев. [32]

В июле епархиальная газета публикует проект преобразования псаломщической школы. Его, видимо, подготовил заведующий этой школы протоиерей Игнатьев. Предлагалось объединить школу с  пастырско-богословским институтом епархии (куда должны были войти бывшие семинария и духовные училища). [33]

Вообще, в период с октября 1917 г до июля 1918 г  о. Игнатьев как-то отходит от активной деятельности и мало проявляет себя на страницах епархиального издания.

С августа месяца 1918 г (после освобождения Екатеринбурга чехами и Сибирской армией) его имя снова звучит.

Он откликается на убийство  протоиерея Александра Миропольского, своего старшего собрата по учебе в КазДА. Называет убийц «злодеями-большевиками». [24]

9 августа 1918 г в Екатеринбурге проходит собрание  законоучительского кружка, где о. Игнатьев — один из руководителей. Здесь речь идет о создании «народного Богословского института», включение представителя законоучительского кружка в комиссию городской Думы по образованию, намерении преобразоваться в Союз. [34]

14 августа о. Игнатьев публикует статью, из  которой ясно, что идея Народно-Богословского Института – это его идея. И он проявит всю свою энергию для ее воплощения. Ставит он в статье перед духовенством и такой необычный вопрос: «Не пора ли нам учредить инструкторов-проповедников?». [35]

25 августа проходят выборы делегатов от городского благочиния на Епархиальный съезд в сентябре. По большинству голосов избранным оказался и  прот. А.Игнатьев. [36]

В начале сентября прошло общее собрание законоучителей.  Избрана комиссия по пересмотру программ Закона Божия. В эту комиссию  от мужских средних учебных заведений вошел протоиерей А. Игнатьев.  [38]

В связи с отменой большевистских декретов на занятых Сибирской армией территориях, преподавание Закона Божия в школах и гимназиях было восстановлено.  О. Алексей возвращается в гимназию и оставляет школу псаломщиков (в сентябре 1918 г её временно заведующий –протоиерей Анисимов).

Протоиерей Игнатьев сосредотачивается на реализации идеи Народно-Богословского Института и грамотно добивается её воплощения в кратчайшие сроки.

Он публикует  в сентябре Положение о Народно-Богословском Институте в г. Екатеринбурге в епархиальных известиях.  [39]

Выступив на епархиальном собрании (открылось 18 сентября), убеждает духовенство выделить средства на новое народное учебное заведения. И съезд ассигнует на это 2000 рублей. Видимо о. Алексей так убедителен, что еще 2000 рублей выделяет  на НБИ участник съезда гражданин Анчугов. «Приходские Советы г. Екатеринбурга также решили сделать из своих средств посильные ассигнования на этот предмет. Приходской Совет Вознесенской церкви уже ассигновал Народно-Богословскому Институту 200 рублей. Таким образом, существование Народно-Богословского Института с материальной стороны можно считать на первый год обеспеченным».

14 октября 1918 г  Народно-Богословский Институт открыл свои двери для учащихся. Существовал он в помещении Златоустовской церковной школы.

            Все источники (в т.ч. и Православная энциклопедия) утверждают относительно о. Алексея Игнатьева: «В 1918 г. работал преподавателем в педагогическом ин-те в г. Златоусте». Это ошибка. Институт в Златоустовской школе — это не институт в г. Златоусте.

            Итак, 14.10.1918 г Екатеринбургский  НБИ открыт. Его при этом благословил владыка Григорий. «По поручению лекторской коллегии — председатель Академического Совета Института прот. А. Игнатьев приветствовал открытие Института речью, в которой выяснил значение для жизни человека приобретения религиозных знаний вообще и в переживаемое нами время в частности». [40]

Замышлялась целая сеть филиалов НБИ по епархии. Прот. А. Игнатьев был не только председателем Академического Совета, но и преподавал нравственное богословие. Число слушателей достигало 200 человек.

В ноябре были открыты новые кафедры: по догматическому богословию, христианской педагогике, пению. «Деятельное участие в организационной и лекторской работе принимает А.Игнатьев. Им же организована продажа церковно-народной литературы в пользу института». [40;41]

Это было не единственным занятием о. Алексея. Сентябрьское епархиальное собрание включило его в состав президиума Союза Приходских Советов. Видимо, президиум избрал о. Игнатьева председателем этого Союза.

Съезд поручил протоиерею А.А.Игнатьеву составить брошюру, посвященную памяти погибших от большевиков церковников и вырученные деньги употребить в общий фонд, для помощи их семьям. [42]

Именно возглавляемый о. Алексеем Союз Приходских Советов издал в конце 1918 г  «помянную лисовку» с данными об убитых в 1918 г церковно и священнослужителях епархии. Эта листовка, по сути, до сих пор главный документ по убиенным мученикам того страшного года.

Протоиерей Игнатьев также заведует библиотекой при Братстве Св. Прав. Симеона Верхотурского, а также Епархиальным книжным складом. При этом организует в условиях военного времени доставку книг на опустевший склад из Сибирских епархий. [43]

Ни в одной должности он не присутствует формально. Везде его деятельность буквально кипит. Он двигатель всех этих организаций.

 Он представляет читателю «План организационной работы Епархиального Союза законоучителей».  Пишет, что «необходимы кружки ревнителей религиозно-нравственного воспитания детей во всех приходах».  «Обучение без воспитания – нож в руках безумца», цитирует он св. Гр.Богослова. [25]

Последнее  (на сегодняшний день) документальное свидетельство о служении о. Алексия в Екатеринбурге датируется 17 февраля 1919 года . «В Богоявленском соборе г. Екатеринбурга крестил законоучитель Екатеринбургской мужской гимназии протоиерей Игнатьев Алексий». [5]

Первого июля красные войска заняли Пермь. А 14 июля 1919 г дивизия Азина и полки 21-й Пермской дивизии вступили в Екатеринбург.

Эти первые две недели июля и стали для екатеринбуржцев, имевших основание опасаться красных, эвакуационными.

По состоянию на осень 1919 г семья протоиерея Игнатьева находилась в Красноярске. По некоторым данным о. Алексей служил регентом церковного хора в одной из церквей города.

Но новые условия, положение беженца требовали поиска новых форм реализации своего потенциала. Протоиерей Игнатьев берется за организацию съезда представителей Союзов приходских советов сибирских епархий, и,  кроме того, представителей епархий России, священники и беженцы которых находились в то время в Сибири. Съезд должен был состояться в ноябре 1919 г. в Красноярске.

С докладом о предстоящем съезде протоиерей Игнатьев (Екатеринбург) выступил на  заседании совета братства  Св. Гермогена 15 октября в Омске.

Созданное  тогда братство святителя Гермогена явилось инициатором организации Крестоносного движения против большевиков. Идея Красноярского съезда Союза приходских советов братством св. Гермогена была одобрена, «однако самому съезду не суждено было состояться в связи со скорым отступлением и сдачей Омска».  [45]

19 апреля 1920 года в Красноярске была открыта Народная консерватория.

%d0%b7%d0%b4%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bd%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8-20-%d0%b5-%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0

Здание Народной консерватории

Ее директором был выпускник регентского отделения Императорской придворной певческой капеллы Павел Иосифович Иванов-Радкевич.

%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2-%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d0%b5%d0%b2%d0%b8%d1%87

Видимо, они знакомы были с  о. Алексеем еще по лучшим временам, как регенты. По данным Православной энциклопедии о. Игнатьев А.А. преподавал в Красноярской народной консерватории до 1922 г.

В начале сентября 1922 года был приглашен обновленцами на Томскую кафедру  епископ Софроний (Арефьев), одноклассник о. Алексия, тот самый, который в 1917 г неудачно баллотировался во епископа Екатеринбургского. 

Тогда же (в сент. 1922 г.) протоиерей А.Игнатьев  обновленческим ВЦУ (очевидно, самим еп. Софронием) был переведен в Томск в качестве священника Петропавловского кафедрального собора.

Осенью же 1922 г епископ Софроний расколол обновленцев Сибири, создав Сибирскую митрополию с Временным церковным управлением.

%d0%b5%d0%bf-%d1%81%d0%be%d1%84%d1%80%d0%be%d0%bd%d0%b8%d0%b9

Советская власть не захотела поддерживать это течение «живоцерковников», в которое вошла «самая реакционная часть духовенства с принципами тихоновщины» и уже в декабре 1922 года епископ Софроний «за мошенничество и помощь контрреволюционерам» был арестован в городе Новониколаевске и приговорён к двум годам лагерей. В 1924 году он принёс покаяние Патриарху Тихону и принят в РПЦ в сущем сане.

            Очевидно, этими двумя месяцами 1922 г (с сентября до ареста епископа) и ограничилось служение протоиерея Игнатьева в Кафедральном соборе Томска.

Мы пока не знаем, как закончился его священнический путь. Отказался он от сана, либо лишен его, а может, умолчал о его наличии – мы не знаем.

Но с 1922 г. Алексей Алексеевич преподавал музыкально-теоретические дисциплины и хоровое дело в Томском музыкальном техникуме. «По воспоминаниям учеников (музыковед В. М. Миненко и др.), он был не только блестящим, эрудированным лектором, но и внимательным, доброжелательным, душевным человеком». [51]

%d1%82%d0%be%d0%bc%d1%81%d0%ba-%d0%bc%d1%83%d0%b7-%d1%82%d0%b5%d1%85%d0%bd

Здание Музыкального техникума, г. Томск

В сент. 1926 г. А.А.Игнатьев участвовал в конференции преподавателей музыкальных техникумов РСФСР в Ленинграде. То есть, уже заслужил авторитет и в советской системе координат.

Он не ограничивается работой в техникуме. Алексей Алексеевич востребован и в других учебных и культурных заведениях Томска.

Остались свидетельства. Например, пионерский клуб «Юный ленинец» (ул. К. Маркса, 9). С 1931 г его музыкальный сектор возглавлял «знающий и любящий свое дело преподаватель музтехникума товарищ Игнатьев». Он привлек к работе сектора педагогов и студентов музыкального техникума, которые организовывали концерты и массовые прослушивания классической музыки, проводили  смотры художественной самодеятельности. [54]

%d0%b8%d0%b3%d0%bd%d0%b0%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2-%d0%b0

Алексей Игнатьев, 1930-е гг

А.Игнатьев делает попытку вернуться к исследовательской деятельности в области музыкальной медиевистики. В марте 1929 г он пишет об этом письмо Б.В. Асафьеву, возглавлявшему в то время отделение истории музыки в Петроградском институте истории искусств.

Был ли ответ, а если был то какой, — не известно. Но Алексей Игнатьев оставался в Томске. Работал, писал заметки в журнал «Советская музыка», подписываясь инициалами.

К 1937 г он уже служил   заведующим учебной частью в  своем музыкальном училище (так стали называть техникум).

Безусловно «поповское» прошлое и беспартийное настоящее  не позволили Алексею Алексеевичу реализовать весь свой потенциал на «фронте советской культуры».  Понятно, что списки «спецов» с подобной биографией лежали в особых папочках, дожидаясь своего часа.
            Игнатьев Алексей Алексеевич арестован 26 июля 1937 г.

Обвинение: «участник контрреволюционной кадетско-монархической организации». 

Приговорен тройкой при УНКВД СССР  18 августа 1937 г.  Групповое  «дело филиала кадетско-монархической организации «Союз  Спасения России». Томск, 1937г.»  (дело П-5374 архива УФСБ по Томской обл.).

Приговор: высшая мера наказания — расстрел.

Расстрелян 29 августа 1937 г.

Реабилитирован Военным Трибуналом Сибирского военного округа  13 декабря 1960 г.  [44]

Трудно несколькими словами подытожить жизнь этого яркого талантливого человека. Деятельность его была многогранной. Некоторые труды привнесли определенный вклад в науку, например, работы по музыкальной медиевистике.  Безусловно, имеют публичную ценность его краеведческие и церковно-археологические  публикации.  Видимо, и его практика организации выступлений больших сводных хоров оставила след в этом художественном секторе. Другие направления оказались тупиковыми в силу внешних обстоятельств (создание общественных союзов, кружков и т.д.). Наиболее продуктивной была его педагогическая, точнее – просветительская деятельность, которой он неустанно занимался всю жизнь и призывал к этому других.

 Примечание: статья была представлена на XV конференции УИРО 25.11.2016  г в форме доклада «Екатеринбургские годы священнослужителя и музыковеда Алексея Игнатьева (1879-1937)».

 

Источники:

1.Беляев С.  Алексей Игнатьев. “… Я еще полон сил”// ж. Урал 2011, №3;

2.В дни торжества свободы ЕЕВ№12 от 19 марта 1917 г неоф;

3.ГАПК ф.111 оп.1 д.2764 — Ревизская сказка о церковно-служителях по Ирбитскому уезду;

3а.ГАПК Ф.37. Оп.6. Д.110 Спасо-Преображенская Церковь, Александровский завод, метрическая книга за 1901 г. Пермская губерния, Соликамский уезд, Александровский завод;

4.ГАСО Ф. 6 оп.4 д.210;

5.ГАСО ф.6 оп.13 д.312 л.133;  – МК градо-Екатеринбургского Богоявленского собора за 1917-1919 г.г.;

6.ЕЕВ от 7.07.1890 г. № 26;

7.ЕЕВ от 13.07.1891г . № 27;

8.ЕЕВ от 18.07. 1892 г. № 29;

9.ЕЕВ от 3.07. 1893 г №31;

10.ЕЕВ от 16.07.1894 г, № 29;

11.ЕЕВ от15 – 22.07. 1895 г, № 29 — 30;

12.ЕЕВ  от 16.07.1900 г. № 14, ОО;

13.ЕЕВ от 1.07.1901 г, №13, т.2, стр.252;

14.ЕЕВ от 1.08.1901 г, №15 т.2, с.337;

15.ЕЕВ от 1.04.1905 г, №7;

16.ЕЕВ от 16.12.1905 г, №24, т.2, с.565;

17.ЕЕВ от 16.10. 1906г, №20;

18.ЕЕВ от 4.09.1916 г,№36  Оф;

19.ЕЕВ от 6.11. 1916 г, № 45. НО;

20.ЕЕВ от 22-29.01.1917г, №4-5,НО;

21.ЕЕВ от 5-12.03. 1917, №10-11, НО;

22.ЕЕВ от 19.03.1917 г,№12;

23.ЕЕВ от 26.03 -6.04. 1917 г,№13-14, НО;

24.Игнатьев А., прот. Светлой памяти протоиерея Александра Степановича Миропольского//ИЕЦ №16  от 1(14)-15(28) сентября 1918 г, стр. 309-311;

25.Игнатьев А., прот.  План организационной работы Епархиального Союза законоучителей//ИЕЦ № 19-20 от 15(28) октября-15(28) ноября стр. 385-389;

26.ИЕЦ № 9 от 1 июня 1917 г;.

27.ИЕЦ № 10, 1917 г;

28.ИЕЦ № 14 от 9 июля 1917 г;

29.ИЕЦ №17 от 25 октября 1917 г;

30.ИЕЦ №3 от 1-15 февраля 1918г, стр.43-44;

31.ИЕЦ №4  от 8(21)марта 1918 г стр. 63;

32.ИЕЦ № 6 от 14 марта -1 апреля 1918 г, стр.104;

33.ИЕЦ № 12-13 от 1-31 июля 1918 г, с. 238-239;

34.ИЕЦ № 15  от 15(28) августа – 1(14) сентября 1918 г, стр. 287;

35.ИЕЦ № 15 от 15(28) августа – 1(14) сентября 1918 г стр.275-277

36.ИЕЦ №15  от 15(28) августа – 1(14) сентября 1918 г стр. 288;

37.ИЕЦ №16  от 1(14)-15(28) сентября 1918 г стр. 309-311;

38.ИЕЦ №16  от  1(14)-15(28) сентября 1918 г стр.315-316;

39.ИЕЦ №16  от 1(14)-15(28) сентября 1918 г стр. 327;

40.ИЕЦ №19-20 от 15(28) октября-15(28) ноября 1918 года, с.388-390;

41.ИЕЦ №21-22 от 16(29)ноября-25(7)декабря 1918 г стр. стр.420-421;

42.ИЕЦ №17-18  от 15(28) сентября-15(28)октября 1918 г стр.339;

43.ИЕЦ №21-22 от 16(29)ноября-25(7)декабря 1918 г;

44.Книга памяти Томской обл (Боль людская: книга памяти томичей, репрессированных в 1930-40 и начале 1950-х годов. Томск. Красное знамя. 1991. 400 с.);

45.Олихов Д.В. Создание и деятельность временного высшего церковного управления Сибири (1918-1920гг) (На правах рукописи):- Омск, 2014 г;

46.Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1911 г:- Вятка, Губернская типография, 1910;

47.Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1912 г:- Вятка, Губернская типография, 1912;

48.Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1914 г:- Вятка, Губернская типография, 1913;

49.Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1915 г:- Вятка, Губернская типография, 1915;

50..Памятная книжка и адрес-календарь Вятской губернии на 1916 г:- Вятка, Губернская типо-литография, 1916;

51.Православная энциклопедия том XXI:- М., ЦНЦ “Православная энциклопедия», 2009, стр.153-154;

52.Рашковский Александр, краевед, 9 февраля 2014 года. http://blogs.7iskusstv.com/?p=33057;

53.Тарантин Николай, свящ. История храма Во имя Всех Святых на Михайловском кладбище г. Екатеринбурга:-Екатеринбург, 2006;

54.http://ns.dtdm.tomsk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=129&Itemid=79.

 

 

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты