Сухарев Ю.М. К истории деревни Бараба Новопышминской слободы
Крайне редко с точностью до года можно установить время основания уральских деревень. А про деревню Барабу (сегодня это село Богдановического ГО ) Википедия категорична: «одно из самых ранних поселений края, основана в … 1604 г». Есть и ссылка на источник: Свердловская область. Краеведческая иллюстрированная энциклопедия, 2009 г.
Авторы этой полезной книги, думается, устанавливали год основания поселений, обзванивая сельсоветы. А сейчас эти ошибки (транзитом через указанное издание) перешли в Википедию. Оттуда их топором не вырубишь.
Да, плетью обуха не перешибешь. Доказывать, что в междуречье Пышмы и Исети русских поселений до середины 17-го века не было… Кому доказывать? Это известный установленный факт.
Деревня находится на берегу озера Кукуян. Применялись ранее и другие формы написания: Кокьян, Кокуян.
Первые сведения о поселенцах у этого озера относятся к 1693 г. «Костка де Ярин из Новопышминские слободы збежал в прошлом 1693-м году в майе месяце при прикащике Максиме Чернышеве. А стал он Костка на денежней оброк на Верхотурье из беломесных казаков. А в житье и в оброке по нем Костке в Новопышминской слободе поруки нет. А жил он Костка в степе у озера Кокьяна, от Новопышминского острогу будет ве<р>ст с пятнатцать[1]. И после ево Косткина побегу двор Костькин згорел, пришел огонь ис степи. А иных жильцов у того озера Кокьяни с ним Косткою никово не было. А как он Костка был в Новопышминской слободе в беломесных казаках и пахал пашню у озера Куртогуза, и теми ево Косткиными роспашными землями владеют ныне новопышминской беломесной казак Гаврилко Лескин да тоя ж слободы оброчной крестьянин Ивашко Леонтьев Лескин»[2].
Когда поставил Костька двор у озера неизвестно. Но мы знаем, что Новопышминская слобода образована в 1680 г. Значит и селился на Кукуян беломестный казак Ярин, скорей всего, в 1680-е годы, до 1693 г.
Костька, облюбовав местечко у озера и поставив там двор, был не прав. Вот отрывок из документа по отводу земель новой Белоярской слободе. «/…/ и в нынешнем во 195 году ноября в 3-й день (1687 г.-авт.) писал на Верхотурье к стольнику и воеводе Г. Ф. Нарышкину верхотурский сын боярский Степан Головков и прислал под отпискою своею сыск против челобитья Ф. да И. Томиловых про пустое степное порозжее место, и в сыску его написано: три человека беломестных казаков, один человек затинщик, десять человек крестьян сказали: о которых-де землях бьют челом верхотурские дети боярские Ф. да И. Томиловы, выше Ново-Пышминской слободы верст с двадцать, а меж-де той земле: /… приводим только нужную часть межи. –Ю.С./ по обе стороны до вершины Рефтов речек, и вниз по Рефтам речкам до Пышмы-ж реки чрез ІІышму реку прямо на вершину Кунары речки, вниз по Кунаре речке до того-же Катайскаго броду и до Катайской дороги по правую-ж сторону»[3].
Катайский брод был в черте нынешнего города Богдановича. Другими словами, левый берег реки Кунары (от вершины до Катайского брода) оставался за Новопышминской слободой, а правый берег и пространство за ним отнесено к Белоярской слободе.
Но озеро Кукуян в правобережье Кунары. Новопышминскому Костьке Ярину нельзя было там селиться.
Впрочем, межа Головкова, вероятно, оспаривалась. Но фактом остается, что новопышминцы селились в правобережье Кунары. К 1762 г здесь уже существовали, кроме Барабы, и другие деревни: Белейка, Тыгиш, Каменное озеро, Кулики. В ревизских сказках (до 3-й ревизии, по крайней мере) эти поселения не показывались, а ревизские души приписывали большей частью к селу Кунарскому (но не только). Я в этом усматриваю полулегальность существования этих новопышминских деревень на белоярской земле. Видимо, отрегулировано это было в конце 18 века, при образовании и разграничении уездов.
Приведённая белоярская межа явно конфликтовала с новопышминской, арамильской, камышевской. Это имело последствия. В 1752 г староста Белоярской слободы жаловался в Екатеринбургскую судных и земских дел контору, что не смотря на данную 1687 г. и чертёж « в нашу ж слободу и чертёж арамильцы, камышевцы и новопышминцы без позволения въезжают и артелями лутчие места до указного часа захватывают, и от того ссоры и драки бывают, токмо убийства не бывало ещё от них. /…/ Арамильцы, камышевцы и новопышминцы у нас белоярцев много распашной выпахали, без позволения ж /…/ где кто траву найдут, тут и косят /…/»[4].
Возвратимся к Барабе. Ее существование под таким именем около 1730 г подтверждается записью в ревизии 1762 г д. Грязнухи. Дорофей Сидоров Мугайской (51 г.) имеет жену Федосью Никифоровну 60 лет, « взята Новопышминской слободы, деревни Барабинской крестьянина Никифора Осинцова дочь». То, что повенчались они вовремя, т.е. лет 30 назад, говорит возраст старшего сына Мирона — 29 л.
Значит семья Никифора Осинцова в районе 1730 г проживала в Барабе. Давайте внимательно посмотрим на этот род. В переписи 1705 г тобольского сына боярского Ивана Войкова[5] Новой Пышминской Слободы показаны (в самой слободской столице) Микифер и Дмитрей Осинцовы. По отчеству оба Константиновичи, братья. Родом они города Осы крестьяне. В самой Новопышминской зафиксированы обе семьи Осинцовых и в 1710 г. Двор Никифора представим подробно. «Он Микифер пятидесяти лет, жена Агафия Аверкиева пятидесяти ж лет; дети: Андрон дватцати лет, Микифер осмнатцати лет, темен, Степан пяти лет; дочери: Марина девяти лет, Федосья трех лет. У Андрона жена Анна Микиферова дватцати лет; дети: Костянтин четырех лет, Федор году. Сноха салдацкая жена Ефимия Денисова тритцати лет, у нея сын Андрей Осипов шти лет. У Микифера жена Акилина Тарасова осмнатцати лет»[6].
Как видим, Федосья (будущая жена грязнухинского крестьянина Дорофея Мугайского) присутствует в трехлетнем виде, значит — ошибки нет, та семья.
В 1719 г в Новопышминской слободе проведена перепись тобольского дворянина Д. Ф. Рукина[7] и 1-я ревизия окладного населения[8]. Два раза за этот год переписчики стучались в избы крестьян. По переписи Рукина Никифор Осинцов показан в слободской столице, а Дмитрий Константинов в некой деревне Ершовой[9]. «Во дворе Дмитрей Костентинов сын Осинцов пятидесяти лет. Жена ево Овдотья Павлова дочь сорока девяти, дети: Петр дватцати пяти, Яков пяти, дочери девки Анна девятнатцати, Марья семнатцати, Катерина четырнатцати, Анна девяти, Татьяна семи. Покормленок крестьянской сын Патракей Яковлев сын Шулгин пятнатцати. У Петра жена Алена Федорова дочь дватцати, сын Игнатей четырех лет».
Деревня Ершовая, на которую нас вывели Осинцовы, представляет интерес. Нельзя ли предположить, что под таким названием существовала д. Бараба в начале 18 века?
Первый раз в переписях Ершовая появляется в 1710 г. Здесь 17 дворов, причем 7 из них бобыльских. Такое количество бобылей обращает на себя внимание. Например, в Кунарской только один бобыль, и тот, на самом деле, псаломщик; всего в Новопышминской слободе 339 дворов, из них в 31-м бобыли , т.е примерно 1 двор бобыльский на 10 дворов прочих (в основном, крестьянских). А в Ершовой их чуть не половина.
Не обрабатывая землю, прокормиться можно либо работой на крестьян, либо иным промыслом. Каким? Запомним этот вопрос и пойдем дальше.
Переписью 1705 г в Кунарской показаны 4 двора крестьян, которые через пять лет «всплывут» в д. Ершовой (главы домохозяйств Семен Байдунов, Овдоким Жихорев, Филип Серов ,Максим Полосков ).
Ревизия 1719 г Ершовой не замечает, хотя проведенная в тот же год перепись Рукина эту деревню признает, в ней 6 дворов и все крестьянские (домохозяева Дементей Никитин сын Морозов, Иван Осипов сын Байдуков, Семен Осип<ов> сын Байдуков, Филип Пантелеев сын Серов, Тимофей Павлов сын Катаев, Дмитрей Костентинов сын Осинцов, т.е. из них 4 двора «ершовцев» 1710 г).
Не заметив Ершовой, как административной единицы, ревизия 1719 г записывает ее жителей в д. Кунарскую, но не всех, а лишь крестьян Байду(к)новых и 4 бобыльских двора (из «ершевцев» 1710 г).
Как-то все крутится вокруг Кунарской. Да, вокруг Кунарской и два больших озера – Куртугуз и Кукуян (в 2-х и 6 верстах соответственно). Вот и промысел для бобылей Ершовской деревни: рыбная ловля. Тогда понятно и непропорционально большое их количество в этом поселении. Да и «рыбное» название деревушки имеем в виду.
Впрочем, озеро Куртугуз с середины 17-го века во владениях Невьянского Богоявленского монастыря, по Кунаре от устья до Катайского брода — деревни этой обители. Старцы быстро бы пресекли регулярный отлов «их» рыбы, тем более существование рыбацкой деревни на берегах озера. А Кукуян на землях государственных.
В подтверждение версии, что Ершовая находилась там, где сегодня Бараба, сведения от краеведа Яшиной Раисы Михайловны, уроженки этой деревни. Одна из улиц деревни Бараба называлась Ершовая. Шла она вдоль ручья, соединявшего озеро с рекой Кунарой. Ручей, регулирующий объем озера Кукуян, сегодня пересох. Нет и улицы Ершовой. Но память о ней осталась. Может быть это и память о деревеньке Ершовой?[10]
Сделав предположение, окажем и честь деревеньке Ершовой. Она и так незаслуженно пострадала: её краеведы долго и бездоказательно считали предшественницей Знаменского погоста. И сейчас эта «деза» на просторах интернета. Попробуем найти корни первых поселенцев Ершовой.
Евдоким Родионов Жихоревых. В 1678 г Жихаревы числились за Успенским Трифоновым монастырем в Лекомской волости Шестаковского уезда[11]. Овдокимко Родионов состоит среди крестьян Новопышминской слободы уже в 1684 г[12]. После 1710 г Евдоким и его дети исчезают из слободы. Его брат в 1721 г Знаменском погосте. «Яков Родионов сын Жихорев, сказал себе семдесят лет, вдов. …Никаких податей не платит. Пашни не пашет. Сена не ставит. Пожитку никакова не имеет».
Филип Пантелеев Серов. «Родом он Филип с Вятки, города Хлынова Успенскова манастыря Лекомской волости деревни Трухина Полому манастырской крестьянин А в Новопышминску⟨ю⟩ слободу пришел назад тому дватцать лет … »(перепись 1721 г).. В 1762 г семья записана в Кунарской.
Семен Осипов Байдуновых. В 1700г в слободе он и его братья Сенка да Ывашка, Фетька да Стенька Осиповы. Переписная книга Яренского уезда 1678 года показывает их предыдущее место жительства: «Погост Ирта на реке на Вычегде … Деревня другая Запольская: … во дворе бобыль Демка Иванов сын Байдуков, бездетен; во дворе бобыль Стенька Иванов сын Байдуков, у него дети Оська в возрасте, Фетька 10 лет (л.55об.) у Оськи сын Сенька 2 лет; бездворной бобыль Сенька Иванов сын Байдуков, бездетен»[13]. Байдуковы в 1762 г в Кунарском.
Бобыль Андрей Иванов Кропачевых. «Родом он Андрей города Устюга Великаго Ехренской волости деревни Головины государев крестьянин. Платил в казну великого государя тягла по дватцати алтын на год. А в Новопышминскую слободу пришел в 700-м году», -перепись 1721 г. В 1762 г в селе Кунарском Андрей Иванов сын Кропачов, 102 (!) года.
Бобыль Григорей Иванов Шарыповых. « Родом он Григорей города Устюга Ехренской волости деревни Клепиковы бобыль. А в казну великого государя никаких податей не плачивал. А в Новопышминскую слободу пришел в 706-м году»(1721 г). В 1748 г Григорей Иванов сын Шарыпов в Кунарской, ему 62 г. Детей у него не показано и в следующей ревизии Шарыповых нет.
Бобыль Василей Иванов Коратиных. «Жена Василиса Яковлева тритцати осми лет; дети: Софрон девяти лет, Кирило трех лет, Никифор полугоду; дочери: Парасковья тринатцати лет, Дарья десяти лет». К 1721 г Василий меняет фамилию и зачем-то дает лживые показания о времени поселения в слободе (он здесь, на самом деле, не позже 1710 г).
1721 г, Кунарская, бобыли. «Во дворе Василей Иванов сын Метальников, сказал себе шестидесяти семи лет. Жена ево Василиса пятидесяти трех, дети Кирило тринатцати, Микифер десяти, Лукирья пяти, Палагея трех. Родом он Василей города Устюга посацкой человек. Платил в казну великого государя тягла по рублю на год. А в Новопышминскую слободу пришел в 719-м году».
В 1748 г Василию Ивановичу Метальникову записано… 72 г (27 лет назад было 67). Умер в 1750-м году, оставив селу Кунарскому большое потомство.
В общем, получается: примерно половина «ершовцев» вятские, другая половина – устюжские.
Остальные крестьяне и бобыли Ершовой деревеньки 1710-го года промелькнули в Новопышминской и исчезли, не оставив следа…
После переписи 1719 г Ершовая в ревизиях (1, 2 и 3-й) не упоминается…
Однако красивая версия об Ершовой, как предшественнице Барабы, разбивается о карту 1801 г. Эту карту я рассматривал много раз и не увидел главного: в устье речки Белейки, в месте впадения ее в Кунару … деревня Ерши… Это совсем рядом с с. Кунарским.
В ревизии 1762 г [14]стали записывать женщин, в т.ч. и сведения о замужних – «откуда взята» и «за кого отдана». Вот здесь и стала проявляться Бараба, богатая не только песнями, но и невестами, и женихами. Из этого можно делать заключения: не позже какого времени в Барабе проживает такой-то род.
Один пример (Осинцевых) мы уже приводили. Другие примеры. Крестьянина деревни Грязнуха Федора Архипова Моршинина ( 30л) жена Параскева Иванова 40 лет взята Новопышминской сл. д. Барабинской крестьянина Ивана Кутенева дочь. Дети Егор 12…. Это значит, что Кутеневы в Барабе никак не позже 1749 г.
Не позже 1740 г заселился на берег Кукуяна Афонасий Болотов – отдал свою дочь в д. Грязнуху за Павла Иванова Володимерова. Не позже 1747 г выдал Новопышминской слободы деревни Барабы крестьянин Матвей Шантарин покормленку Зиновью Васильевну за новопышминского крестьянина же Лаврентея Петрова Пьянкова.
Тем же методом устанавливаем, что в 1762 г в Барабе проживали Бабушкины, Берсеневы, Лескины. Эти фамилии присутствовали там и в 19-м веке. Некоторые фамилии барабинцев позднее в этой деревне уже не упоминаются: Долгополовы (фиксируются здесь около 1725 г и около 1760 г), Дуровы (ок. 1740 г), Топорковы (ок. 1748 г).
Насквозь, от д. Ершовой 1710 г до д. Барабинской 1822 г проходит род Морозовых. В ревизиях их записывали в д. Кунарской.
Исповедные ведомости Прокопьевской церкви 1822[15] г учли такие фамилии жителей д. Барабы:
Лескины (2 двора). С 1705 по 1762 г эта линия Лескиных была записана в Кунарском. «Гаврило Анкидинов Лескин штидесяти лет, жена Александра Иванова сороки лет; дети: Тимофей дватцати лет, Самойло пятнатцати лет, Василей десяти лет, Игнатей семи лет; дочери: Федосья осмнатцати лет, Дарья пяти лет» — вот состав семьи по сост. на 1710 г. В Барабе жили Лескины по линии Самойла.
Вообще, Лескины, пожалуй, самый древний и хорошо сохранившийся на Сухоложье род. Братья Лескины Лев и Гаврила пришли на Пышму не позже 1674 г с Кунгура, с подгородной деревни Комарова и записались в крестьяне Пышминской заимки Невьянского монастыря[16].
Берсеневы – самый многочисленный род в Барабе по сост. на 1822 г – 15 дворов. Потомки Василия Григорьева (* ок.1716 г) и Фотея Яковлева (* ок.1716 г) Берсеневых сформировали эту фамильную корпорацию. В ревизиях и переписях до 1762 г включительно записаны по д. Сухоложской. История этого рода – в статье «Первые поселенцы д. Сухоложской Новопышминской слободы:миграционная история и особенности заселения».
Белоусовы – 2 двора. Потомки Козмы Афонасьева сына Белоусова, ок. 1709 г.р. (в 1748 и 1762 гг записан по д. Сухоложской).
Шантарины – 6 дворов. Пока определенно ясно происхождение барабинца Федора Яковлева Шантарина. До ревизии 1762 г включительно эта линия записывалась по деревне Сухоложской. Федор Яковлев потомок Ивана Федорова Шантарина (* ок. 1655 г). До 1719 г Иван Шантарин записывался Берсеневым.
Да, Шантарины это частный случай рода Берсеневых. «1721 г. д. Сухоложская… Во дворе Иван Федоров сын Шантарин семидесят лет. Жена ево Орина штидесят. Сноха салдацкая Петровская жена Парасковья семидесят. У нея дети Федосей семнатцети, Филип шеснатцати, Матфей тринатцати. У Федосея жена Аксенья дватцати одного, дочь Агафья дву лет. Сказал, родом де он Верхотурского уезду Тагилской слободы государев пашенной крестьянин. Десятинной пашни пахал четь десятины в поле, а в дву потому ж. А оную де пашню здал той слободы крестьянину Федосею Смагину. А в Новопышминскую слободу пришел назад тому тритцать лет. У него на подворье крестьянин брат ево Василей (л. 998) Федоров сын Берсенев сорока пяти лет. Жена ево Федора сорока пяти, дети Кирило пятнатцати, Тимофей году, дочь Парасковья десяти. У Кирила жена Анна дватцати лет. Сказал, родом де он Верхотурского уезду Тагильской слободы государев пашенной крестьянин. Десятинной пашни пахал четь десятины в поле, а в дву потому ж. А в Новопышминскую слободу пришел назад тому лет тритцать»[17].
Белоглазовы — 1 двор и еще подворник Петр Григорьев Белоглазов. Отец Афанасия Данилова Белоглазова в ревизии 1748 г записан в Кунарском, в семье Юрия Тимофеева Белоглазова (*ок. 1683 г), там же и в следующую ревизию.
Кутеневы – 2 двора. Яков Аверкиев Кутенев и Андрей Сергиев Кутенев. В 1762 г в деревне Курьинской записан Иван Петров сын Кутенев. У него дети Аверкий и Сергей. Аверкию 42 г, а Сергею 32, но он бежал в 1762-м году. Яков и Андрей их сыновья, соответственно.
Бобыль Иван Петров с сыном Аверкием в 1719 г записан подворником у Григорея Леонтьева Кутенева в д. Медведевой, но фамилия другая – Кузов (возможно, ошибка расшифровки рукописи). Выше указывалось, что Кутеневы фактически проживали в Барабе не позже 1749 г.
Двор вдовы Матроны Савиной Лоскутовых в Барабе 1822 г. Происхождение этой семьи по таким данным установить сложно, но из 9 дворов Лоскутовых в слободе 1762 г 7 записаны в Кунарском.
Андрей Феоктистов Глинских. Во 2-й и 3-й ревизиях фамилия записана, как Клинской. Записана в с.Кунарском. Здесь числился двор Прокопия Дмитриева Клинского (*ок. 1686 г), у сына которого Герасима свой сын Феоктист (2 г). Феоктист и есть отец Андрея Глинского в будущем.
Алексей Семенов Медведев (72 г), Кузма Ильин Медведев (44 г). Алексей Семенов – правнук Леонтия Маркова Медведева, записанного в 1-3 ревизиях по д. Сухоложской. Кузьма, возможно, сын Ильи Алексеева Медведева, племянника Василия Медведева, записанного в с. Кунарском в 1762 г.
Иван Андреев Боровских, 64 л. Его отец и дед числились по деревне Шацкой. Там же в 1721 г записан прадед, отставной солдат. «Во дворе отставной салдат набору Андреяна Ратманова Дмитрей Емельянов сын Боровских пятидесят шти лет. У него дети Фома пятнатцети, Ефим пяти. Сноха салдацкая Тимофеевская Боровских жена Дарья дватцати. У нея сын Андрей полугоду. Сказал, родом де он города Устюга Телегова манастыря деревни Усь-Канзы оного манастыря крестьянин. Пахал на манастырь пашню полдесятины в поле, а в дву потому ж. А хлеба делил со старцами пополам. А в Новопышминскую слободу пришел назад тому дватцать пять лет».
Два двора Голомолзиных: вдова Степанида и Иван Власов Голомолзин, 70 лет. В 1748 г Иван в возрасте 1 года записан в д. Рудянской при отце Власе и деде Тите Григорьевиче Голомолзине (* ок.1706 г.). Прадед тоже в 1721 г в Рудянской. «Григорий Артемьев сын Голомолзин, сказал себе шесьдесят лет. Жена ево Овдотья шестидесяти, дети Тит дватцати з годом, Калина двенатцати, Семен восеми, Наталья пяти. У Тита жена Овдотья дватцати пяти. Племяница девка Огафья Родивонова дочь четырнатцати. Дочь Марья двенатцати лет. Родом он Григорей Верхотурского уезду Тагильской слободы деревни Онисимовой ямской охотник. Ямской гонбы гонял в три стороны до Соли Камской, до Япанчина, до Пелыму четверти пая осмой пай. А за тое гонбу брал из казны великого государя по рублю на год. А в Новопышминскую слободу пришел пятьдесят лет назад тому (!)».
На самом деле «ямские дети Елисейко Голомолзин, у него братья Ротька, Гришка, Ивашко, а Елисейко поселен в Новопышминской слободе во крестьяня в прошлом РЧД-м (1685/86) году»[18].
Леонтий Никифоров и Трофим Никифоров Морозовы. В 1762 г в Кунарской показан их отец Никифор и дед Кирило Дементьев сын Морозов (*ок.1683 г). 1721 г, д. Кунарская «Во дворе Кирило Дементьев сын Морозов, сказал себе сорока четырех лет. Жена ево Окулина сорока шти, дети Федор тринатцати, Микифор десяти, Меркуре⟨й⟩ шти, Ульяна четырех, Орина дву лет. Родом он Кирило Казанского уезду деревни Гольяны государев пашенной крестьянин. А государевой десятинной пашни пахал полдесятины в поле, в дву потому ж. А в Новопышминскую слободу пришел в 708-м году». Как ранее указывалось, в переписи Рукина 1719 г они учтены в д. Ершовой, в дальнейшем находясь на оброчной росписи с. Кунарского.
Бирючевы. Два двора вдовьих и двор Кирилла Егорова Бирючева (57 л). В ревизии 1748 г Егору, отцу Кирилла, 3 года. Записаны в Кунарской. Здесь же дед Авраам Екимов и прадед Еким Трофимов сын Бирючевских, около 1696 г.р. Находим прапрадеда и его хозяйство (1721 г, д. Кунарская). «Во дворе Трофим Иванов сын Бирючев, сказал себе восемьдесят лет. У него жена Соломия штидесяти. Сын Яким тритцати, дочь девка Овдотья дватцати. У Якима жена Дарья дватцати пяти, дети Обрам семи, Иван трех, Иван же году. Родом он Трофим города Устюга Шаской волости деревни Крексеновой Богороцкого манастыря крестьянин. Государю и в манастырскую казну никаких податей не плачивал. А в Новопышминскую слободу пришел в 700-м году. А в 720-м году государевых денежных податей четверо рублевого с полтиною збору заработал на Уктуских медных заводах всякой завоцкой работой рубль четыре алтына, платил того ж збору три рубли четыре алтына две денги, рублевых на морской правиант рубль две денги, на городовую поделку в Сант-Питер-Бурх четырнатцать алтын, на камалное перекопное дело две гривны, за правиант пять алтын, з бани пять алтын, в земскую избу на мирские издершки и в подводную гонбу дватцать пять алтын две денги. Пашни на себя пашет в новопышминском чертежу на порожей земли всякого хлеба десятину в поле, в дву потому ж. Сена ставит по сту копен в год. Пожитку у него шесь лошадей, рогатого девять скотин, семь овец, шесь свиней. Торгу, промыслу и ремесла за ним никакова нет».
Действительно. И в переписи 1705 г Трофим Бирючевских в Кунарской.
Башкыровы. Три двора. Клементий Петров Башкыров (72 г), Алексей Петров Башкыров (52 г), Михайло Васильев Башкыров (46 л). Отец первых двух в 1748 г [19]записан по д. Шацкой в семье Ивана Емельянова сына Башкирова. Михайло Васильев явно из этого рода, но отец родился позднее. Фамилия впервые появляется в этой деревне в ревизии 1719 г. Башкиров – работник во дворе Прокиных. В переписи Рукина того же года во дворе Максима Никифорова Прокина «покормленок бобыльской сын Иван Емельянов четырнатцати лет».
Двор вдовы Матроны Ефимовой Переваловых. Переваловы в Новопышминской слободе записывались по д. Сухоложской. «А верхотурские ямшики, а Тагильские слободы жители, живут в Новопышминской слободе:… ямшик Васка Игнатьев Перевалов поселен в Новопышминской слободе во крестьяня в нынешнем CS-м (1697) году в сентябре м-це, а оброку платит по три алтына по две денги на год»[20].
Двор вдовы Ксении Степановой Баушкиных. Бабушкины во 2-й и 3-й ревизиях записаны по д. Рудянской. До 1748 г носителей такой фамилии в Новопышминской слободе не выявлено. Фамилия была распространена в Мурзинской слободе (перепись Верхотурья 1710 г).
Фамилии в 1910 г.: Д. Бараба: Берсеневы, Бирючевы, Белоусовы, Башкировы, Лескины, Голомолзины, Шантарины, Боровских, Кутеневы, Белоглазовы, Слепухины, Белых, Лоскутовы, Бабушкины, Устюговы. (МК за 1910 год – ГАСО ф.6 оп.16 д.47, выписка В.Богомолова)
Итак, выводы исследования:
1.Первое документальное свидетельство о поселении у озера Кукуян указывает на наличие здесь двора новопышминского беломестного казака Кости Ярина в период не ранее 1680 г и не позднее 1693 г.
2.Сделанное предположение, что деревня Ершовая (Ершевая), зафиксированная переписями начала 18 века, позднее оформилась в деревню Барабу, подтверждения не поручило. Оно опровергается картографическими источниками.
3.Установленное здесь происхождение первопоселенцев деревни Ершевой, позволяет сделать вывод, что главным образом это были переселенцы с Вятки и Устюга.
4.Выявлено существование поселения Новопышминской слободы под названием Бараба (Барабинское) не позднее 1725 г.
5.Установлено, что дворы деревни Бараба 1-3 ревизиями записывались большей частью к д. Кунарской (селу Кунарскому), а также и к другим поселениям Новопышминской слободы. Вероятная причина – земли правобережья Кунары отводом были закреплены за Белоярской слободой.
6.Приведено происхождение большинства родов, проживавших в Барабе по состоянию на 1822 г.
[1] Версты в то время были 1000 саженные, т.е. 15 верст это чуть более 30 км;
[2] РГАДА. Ф. 1111. Оп. 1. Д. 36/2. Л. 396. Подлинник;
[3] К истории православного старообрядчества (единоверия) в Екатеринбургском уезде. Екатеринбургские епархиальные ведомости №7 от 1 апреля 1902, отдел неофициальный.;
[4] Из истории Урала (сборник документов и материалов).- Средне-Уральское книжное издательство, Свердловск, 1971 с.70-71;
[5] Здесь и далее Перепись Новопышминской слободы тобольского сына боярского Войкова 1705 г,РГАДА Ф.214Оп.5Д.735;
[6] Здесь и далее 1710 г.: Сибирская губерния: Тобольский уезд: Переписная книга переписи тобольского дворянина Ивана Томилова, РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д.1524. Лл.1-384;
[7] Здесь и далее Перепись Д. Ф. Рукина Новопышминской слободы 1719 года, РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 634. Лл. 194 – 250 об. Копия 1720 года.Набор текста: А. Г. Ушенин;
[8] Здесь и далее Переписная книга Тобольского уезда 1719 г., РГАДА, Ф. 214, Оп. 1, Д. 1587;
[9] В ревизии того же 1719 г тот же Дмитрий Осинцев записан в Кунарской. «Двор крестьянина Дмитрия Костянтинова сына ОСИНЦОВА. Сказал пятидесят лет. У него сын Петр дватцати пяти лет, Яков четырех лет. У Петра сын Игнатей дву лет. Покормленник Патракей Яковлев сын пятнатцати лет»;
[10] Само слово «бараба» на Урале означает окраину (удаленную часть) деревни. ;.
[11] Коновалов Ю.В. Особенности процесса раннего заселения Сухоложья//Сухоложье в истории Урала: связь времен. Материалы второй региональной НПК:-Уральское церковно-историческое общество, Екатеринбург, 2014 г.;
[12] Оброчная книга Новопышминской слободы 1684 года (РГАДА ф.1111 оп.1 д.178);
[13] РГАДА ф.1209, Оп. Поместный приказ, д.15057;
[14] Здесь и далее, РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.911. (1762 г.);
[15] Исповедные росписи приходов Камышловского уезда 1822 г. — ГАСО. Ф.6. Оп.2. Д.443.Прокопьевская церковь Прокопьевской слободы;
[16] Афанасьев А.А.Сухоложье.Неизвестные страницы.Сухой Лог:2004, Приложение 1;
[17] Здесь и далее, РГАДА. Ф. 271. Оп. 1. Д. 617. Лл. 848 – 1064 об. 1721 г. Ведомства Уктуских заводов.Новопышминская слобода.Подлинник. Набор текста: А. Г. Ушенин;
[18] РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. Д. 551. Лл. 13–15. 1698 г. августа 9. – Отписка приказчика Григория Ежевского воеводе. Подлинник;
[19] Ведомость Новопышминской слободы 1748 года РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.899. (1748 г.);
[20] РГАДА. Ф. 1111. Оп. 2. Д. 551. Лл. 13–15. 1698 г. августа 9. – Отписка приказчика Григория Ежевского воеводе. Подлинник.
Фото с сервиса Яндекс-картинки.