Сухарев Ю.М. Секта скопцов в верхне-пышминских волостях Камышловского уезда (конец 19 – нач. 20 века)
Статья посвящена малоизвестным фактам деятельности одной из деструктивных сект – скопческой секты в верхнее-пышминских волостях Камышловского уезда в конце XIX – начале XX вв. Автор в хронологическом порядке представил данные о выявлении представителей этой секты в приходах церквей сел Филатовского, Сухоложского, Знаменского. Цель исследования – раскрыть одну из страниц религиозной жизни населения Камышловского уезда. Работа представляет интерес для краеведов и исследователей истории Церкви.
Ключевые слова: скопчество, Камышловский уезд, село Филатовское, село Сухоложское, село Знаменское.
Секта скопцов возникла во второй половине 18-го века в западных губерниях Российской империи. Основателем ее считается некто Селиванов, житель Орловской губернии. К 1800 г., кроме губерний Орловской, Тамбовской и Тульской, где скопчество существовало раньше, оно появилось в губерниях Курской, Калужской, в Москве и окрестных селах, в Петербурге и его окрестностях.
Как сообщал священник о. Василий Гагинский (эксперт по скопческому делу 19 июня 1889 г в Екатеринбургском окружном суде) «В Пермскую губернию скопческая зараза занесена была еще в 1825 г., неизвестно только кем, и с тех пор существует и доселе; ибо скопчество, раз проникнув в известную местность, уже не оставляет ее. но более и более увеличивается в своем объеме, заражая одно селение за другим». (1)
Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит». (Мф. 19:12)
Также скопцы находили указание на возможность оскопления в других цитатах из Священного Писания и Священного Предания, например указание Христа на то, что лучше отсекать члены, которые соблазняют человека, чем поддаться соблазну (Мф. 5:29—30, Мк. 9:43—47).
Исследователи пишут, что скопцы представляли собой довольно стройное целое, организацию или корпорацию, обладавшую значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» («убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться). Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями».
Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, не употребляли алкоголь, не курили, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, не ругались.
«Члены корабля обязываются и нравственно и юридически помогать друг другу, и взаимопомощь, действительно, у скопцов развита до высшей степени. Скопцы не допустят никогда погибели члена своего корабля, если только можно спасти его как ни будь, хотя бы при помощи денег, недостатка в которых у скопцов никогда не было. Денежное богатство скопческих кораблей приобретается частью путем добровольных пожертвований в пользу корабля со стороны частных лиц, частью путем определенных и обязательных взносов с каждого члена на нужды корабля вообще или со специальною целью — на подкупы разных чиновников и полиции». (1)
Скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие.
«Чем важнее лицо в скопческом обществе, тем оно чаще посещает церковь и наружно усерднее молится. Таким скопческим главачам следуют и рядовые скопцы-голуби, которым скопческими учителями даже заповедуется посещать Православную церковь, бывать на исповеди у священника, открывать ему на исповеди все, за исключением принадлежности своей к скопчеству./…/
Отношения же скопцов к православным носят характер вражды, ненависти и лжи. Причина их враждебных отношений к православным заключается в религиозном разномыслии тех и других и особенно в духовной гордости первых. Лживые же отношения скопцов к православным питаются и поддерживаются как преступностью самых скопческих религиозных убеждений, так и прямою заповедью батюшки искупителя (основателя секты Селиванова. — Ю.С.): «не грех миру и солгать». (1)
В 1842 г. за оскопление была назначена каторга. Никольский Н.М. писал: «Первое время скопчество еще боролось против сыпавшихся на него ударов; но его внутреннее ослабление шло неудержимым темпом, и с 60-х годов оно перестает быть массовым и жизнеспособным явлением. Оно становится уделом отдельных групп фанатиков-изуверов, процессы которых еще изредка напоминают о его существовании». (4)
Между тем, уголовные процессы того времени в Камышловском уезде Пермской губернии свидетельствуют именно о массовости этого явления здесь.
Вот список делам, назначенным к слушанию в судебных заседаниях окружного суда в гор. Камышлове, с 20-го по 28-е февраля 1879 года с участием присяжных заседателей:
На 20-е февраля /…/
3) о крестьянах Василии Иванове Коковине и Марке Иванове Коковине, обвиняемых в самооскоплении.
На 21-е февраля /…/
3) о крестьянке Домне Петровой Московской, обвиняемой в самооскоплении.
На 22-е февраля /…/
3) о крестьянке Марфе Спиридоновой Боровских, обвиняемой в самооскоплении.
На 23-е февраля /…/
2) о крестьянах Прокопие Фадееве Долгих, Ефреме Семенове Ноговицине, Дарье Антоновой, Екатерине Дмитриевой и Дарье Дмитриевой Пивоваровых, Василисе Васильевой Рубцевой и Фекле Максимовой Долгих, обвиняемых в самооскоплении 3) о крестьянах Иване Дмитриеве, Прасковье Тимофеевой, Григорье Прокопьеве, Павле Григорьеве, Екатерине Григорьевой, Наталье Петровой Быковых, Екатерине Гавриловой, Екатерине Васильевой Савиных, Евфимье Петровой Быковой, Константине Максимове Можовских (Вероятно, опечатка и прав. Московских. – Ю.С.), Егоре Максимове, Екатерине Модестовой Коковиных, обвиняемых в самооскоплении; 4) о крестьянах Михаиле Иванове и Федосье Васильевой Кокшаровой, обвиняемых в самооскоплении.
На 24-е февраля /…/
2) о крестьянах Иване Яковлеве, Дарье Иванове, Прасковье Ивановой и Иване Иванове Свиньиных, обвиняемых в самооскоплении; 3) о крестьянах Еликониде Евдокимовой Рубцевой, Ирине Логиновой Черепковой, Дарье Алексеевой Черепковой, Агафье Наумовой, Павле Михееве Махневых, обвиняемых в самооскоплении; 4) о бродяге Ефреме, обвиняемом в самооскоплении и бродяжничестве. (5)
Большинство фамилий обвиняемых были распространены в приходах Знаменской и Сухоложской церквей.
Это был не единственный процесс над «белыми голубями». Священник В. Гагинский, 1889 г: «Верным доказательством живучести скопчества в Пермской губернии (в частности — Екатеринбургской епархии) служит то обстоятельство, что в течении 13-ти лет местным Окружным Судом рассматривалось 4 скопческих дела: два в Екатеринбурге -1876 г. и 19 июня текущего года и два—в 1887 и 1888 г.—в г. Камышлове». (1)
Справочник «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» за 1902 г сообщает про село Филатовское Камышловского уезда. «До 1890 г. в приходе были скопцы; первыми распространителями скопчества в 60-х г.г. были скопцы из дер. Фоминой Екат. у. и из Сухолож. села. Первый случай обнаружения судебной властью открытого оскопления относится к 1875 г.; в разное время скопцов выслано Сибирь до 60 человек».
Село Сухоложское и деревни этого прихода: «Раньше были скопцы, но они все высланы в Якутскую область».
Село Знаменское и деревни этого прихода: «до 1897 г. были скопцы». (6)
Якутия, как место ссылки, была выбрана из тех соображений, что местное коренное население и забайкальские казаки, по мнению властей, были прочны и не подвержены сектантской ереси.
Интересно, как сложилась судьба выходцев из Новопышминской слободы в суровой Якутии.
Сначала скопцов селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек (Здесь речь идет о сектантах, высланных со всей Империи. – Ю.С.) В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.
В Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру».
Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато их поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных «радений» пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели. (7)
Справочник 1902 г говорит о скопцах в верхне-пышминских приходах: “были, были, раньше были…». Но ведь предупреждал эксперт о. Гагинский: «скопчество, раз проникнув в известную местность, уже не оставляет ее».
И вот документ 1905 г. Дело № 168 Екатеринбургской духовной консистории «О появлении в приходе церкви села Сухоложского Камышловского уезда последователей скопческой ереси». Начато 21 декабря 1905 г. Окончено 12 марта 1907 г.
21 декабря 1905 г в 5-й стол канцелярии консистории направлена выписка из документов по делу.
«Благочинный 3-го округа Камышловского уезда священник Василий Семенов в отчете о состоянии округа за 1905 год / сообщает/: паства православная, за исключением приходов Троицкого и Чернокоровского и, в последнее время, Сухоложского. В 1-м и 2-м приходах последователи австрийского лжесвященства. Корень раскола в деревне Баюновой Троицкого прихода /…/ В д. Раскатиха Чернокоровского прихода / в расколе/ 6 мужчин и 13 женщин /…/.
В приходе Сухоложской Богоявленской церкви обнаружено несколько человек последователей скопчества. Обстоятельства, по словам местного священника Михаила Троицкого, следующие: в мае месяце 1890 г два православных семейства из крестьян села Сухоложского были высланы в Барнаульский уезд Томской губернии. Одно семейство так и проживает в Сибири, другое – в составе 5 человек возвратились в недавнее время в село Сухоложское. Семейство состоит из матери, солдатской вдовы, Евдокии Косминой Сухоносовой 45 лет и детей ее Василия 21 года, Варвары 23 лет, Евдокии 19 л, Афанасии 16 лет Димитриевых Сухоносовых. Принадлежность к скопчеству раскрылась при следующих обстоятельствах:
Одна из дочерей Сухоносовых – Евдокия – высказала намерение вступить в брак с прихожанином Сухоложской церкви, но мать ее, вдова Евдокия Сухоносова согласие на выдачу дочери в замужество не изъявила. Явившаяся к местному священнику старшая сестра Евдокии Сухоносовой Варвара заявила, что невеста Евдокия – «скопчиха» и что все в малолетстве еще оскоплены в г. Барнауле.
О вышеизложенном священник незамедлительно донес полиции и по освидетельствовании всего семейства Сухоносовых врачом в г. Камышлове выяснилось, что как мать, так и дети оказались оскопленными. Дело передано судебной власти и и находится в производстве у судебного следователя 3-го участка Камышловского уезда. В настоящее время вдова Сухоносова с сыном Василием и младшей дочерью Афанасией до привлечения их к суду приняты на жительство поручившимся за них родственником их крестьянином Берсеневым, а Варвара и Евдокия находятся в услужении у владельца писчебумажной фабрики Ятес.
Тот же священник Троицкий в донесении своем о /семействе/ Сухоносовых пишет, что скопчество в приходе его не новость. Лет 25 тому назад оно сильно развито было в Сухоложском приходе, но были приняты административно-судебные меры, которыми скопцы выселены были в отдаленные края Сибири, секта эта заглохла, хотя и после того остались в приходе 6 человек, подозреваемых в скопчестве.
О чем 1-й стол канцелярии консистории имеет честь сообщить таковому же 5-му.
Столоначальник…». (2)
Судебный следователь Екатеринбургского окружного суда по 3 участку Камышловского уезда сообщил позднее в Екатеринбурсгскую духовную канцелярию, что дело по обвинению в принадлежности к скопческой секте крестьян села Сухоложского Василия, Варвары, Евдокии и Афанасии Дмтитриевых Сухоносовых передано в распоряжение мирового суда 4 участка Барнаульского уезда по месту совершения преступления. (2)
Переписка консистории с Барнаульским мировым судом и прокуратурой Барнаула продолжалась до 1907 г, но дело за два года так и не было завершено. В результате дело закрыла и консистория.
Скопческий корабль в верхнее-пышминских селениях Камышловского уезда временно исчезал из поля зрения епархиального начальства, но неотвратимо появлялся вновь.
16 сентября 1913 г в 7 час. веч. под председательством епископа Митрофана в зале Архиерейского Дома состоялось заседание Миссионерского Совета.
Был заслушан рапорт Камышловского миссионѳра священника о. П. Серебренникова о посещении им села Филатовского, где минувшим летом произошли аресты скопцов. Миссионер посетил и дом крестьянина Серкова, «фанатичнаго приверженца скопческой, секты, играющего роль главного коновода среди своих единомышленников».
Секта скопцов, по словам о. Серебренникова, не ограничивалась одним селом Филатовским и вообще Камышловским уездом, но захватила и некоторые селения Ирбитского и Екатеринбургского уездов. «Следствие по делу скопцов ведется довольно энергично и в недалеком будущем можно ожидать, новых арестов скопцов в разных пунктах епархии», сообщал миссионер.
Епископ обратил внимание на тот факт, что духовенство не сообщает в своих отчетах о движении скопчества в епархии. Миссионеры объяснили это неосведомленностью священников об истинном положении дел на приходах из-за разбросанности деревень и отчужденности пастырей от прихожан, которых последние считают чужими и не питают к ним доверия.
«Такою отчужденностью, между прочим, объясняется и то, что настоящее дело о скопцах в селе Филатовском стало известно наперед полиции, от которой уже потом получило сведения духовенство».
Отмечалось, что в недонесениях духовенства о появлении сектантов немаловажную роль играл и ложный страх духовенства перед начальством, «боязнь ответственности за не бдительность, вечное опасение, как бы не завинили. или бы чего не вышло…».
Священник Увицкий неосведомленность духовенства обьяснил конспиративностью сектантов. «Полиция в данном случае находится в лучших условиях, ибо располагает кадрами тайных агентов».
Собрание поручило миссионеру Серебренникову составить «листок против учения скопцов». (3)
Но не потопить листком скопческий корабль…
Нет точных сведений о том, когда прекратилась скопческая ересь в селах и деревнях Сухоложья. Общепринято считать, что секта была побеждена только в 30-е годы 20-го века, т.е. в период тотального гонения на религию в стране. Впрочем, исследователи сектантства сообщают о существовании в СССР отдельных групп скопцов и в послевоенное время.
Данная статья была представлена в форме доклада на VI региональной НПК «Сухоложье в истории Урала: связь времен», 25 ноября 2017 г, г. Сухой Лог.
Фото с сайта http://zagopod.com/blog/43101033652/Drevnyaya-sekta-Skoptsov-v-Olyokminske—%22Belyie-golubi%22.—CHetyi
Источники:
1.Гагинский Василий, священник. Секта скопцов (экспертиза по скопческому делу 19 июня 1889 г в Екатеринбургском окружном суде)// Екатеринбургские епархиальные ведомости (ЕЕВ) №37-38, 1898 г, но;
2.ГАСО Ф.6 оп.4 д.185. лл. 1-14;
3.Миссионерский совет//ЕЕВ № 39 1913 г, но;
4.Никольский Н.М. История русской церкви. — 3-е изд. — М.: Политиздат, 1985. — 448 с.;
5.Пермские губернские ведомости №8 1879 г от 27 января;
6.Приходы и церкви Екатеринбургской епархии:-1902;
7.Пфиценмайер Евгений. В Сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь: М., Госиздат, 1928.