Панова Л.М. Игуменьи Ново-Тихвинского монастыря родом из Стриганской слободы Ирбтского уезда
Статья была представлена на XV НПК «Возрождение родословных традиций» 8.02.2020 г, п. Рефтинский.
В 1809г в Екатеринбурге был открыт Ново-Тихвинский девичий монастырь. Его первой игуменьей была Таисия (Татьяна Андреевна Костромина) – дочь мастерового Верх-Исетского завода.
Монастырь возник из скромной общины неимущих вдов и девиц, находящихся при кладбищенской церкви в честь Успения Божией матери. Заложил её в 1778г. купец Иван Иванович Хлепетин, чтобы молиться за упокой, похороненной на том кладбище любимой жены. Узнав о благостных делах общины, городская дума назначила им содержание по 4 рубля каждой в месяц, избрала попечительский совет. В него вошли купцы: Калашников, Мартынов, Бронников. В 1802 г. был поднят вопрос о создании женского монастыря. Для жизненного распорядка был взят устав от строителя Саровской пустыни.
Татьяна Андреевна поехала хлопотать об утверждении обители в столицу. При хлопотах уральским сестрам помогал адмирал Федор Ушаков. Ново-Тихвинский девичий монастырь был утвержден указом императора Александра I.
Следующими игуменьями стали Александра (Анастасия Ивановна Неустроева) и ее преемница Магдалина (Мария Матвеевна Неустроева) – выходцы из крестьянских семей Стриганской волости Ирбитского уезда.
Село Сриганское находится между уральскими городами Ирбит и Камышлов. Через него проходил путь на знаменитую Ирбитскую ярмарку, расположено оно на высоком берегу реки Ляги. Здесь на главной дороге из Екатеринбурга в Ирбит размещалась одна из 3х ямщицких станций. Имелось 20 троек лошадей. Так же в Стриганском находился крупный постоялый двор, почтовая станция. Село Стриганское имело Христо-Рождественский храм, который являлся духовным центром 11 деревень. Прихожане любили свой храм. Содержали его в чистоте и порядке, не жалели денег на украшение и благоустройство. Большим уважением пользовались и священнослужители этого храма. Они внесли большой вклад в развитие образования в селе.
Близость Ирбитской ярмарки сыграла большую роль в раскрытии деловой жилки, развитию различных умений, общению с разными людьми. В торговле между Европой и Азией не было равных этой ярмарке. Почти 300 раз проходил в Ирбите знаменитый торг. Там было представлено огромное количество товаров, наибольший оборот давали пушнина и чай. Проходила она с 1 февраля по 1 марта. «Дозволяется людям всех сословий вольная и беспрепятственная торговля всеми товарами — было написано на ярмарочном объявлении.
Фамилию Неустроева носила моя прабабушка: Неустроева Ирина Степановна, ставшая Алексеевой, выйдя замуж за прадеда: Алексеева Василия Кузьмича в той же Сриганской слободе, д. Грязная.
Геннадий Федорович Неустроев разрешил воспользоваться его наработками по изучению фамилии Неустроевы. Представлю их:
Михаил Борисов (Неустрой-Неустройко) осенью 1625г прибран в Новую Невьянскую слободу, она была поставлена на Нейве реке, вверх по течению. Там в1622 г был основан Богоявленский монастырь (сейчас — село Кировское). Михаил Борисов пахал десятинную пашню по льготе. Имел 2 х. сыновей — Бориса 1646г.р. и Алексея 1648 г.р.
В 1659 г. он переехал с семьей в д.Костину, где у него родились еще 2 сына: Симанко(1652г.р.) и Артемий 1659г.р. В1680 г. в д.Костиной Невьянской слободы переписчик Лев Поскачин каждого из детей и внуков Михаила с прозвищем Неустрой-Неустройко записал по фамилии Неустроев. Сам Михаил упоминается последний раз в переписи 1666 года.
По имеющимся документам, в 1710 году братья Неустроевы ушли от реки Реж из деревни Костиной и разделились по двое.
(Неустроевы) Борис и Симан Михайловы перешли на свою вотчину к речке Бобровке в деревню Неустроеву Белослудской слободы (возобновили её существование).
Неустроевы Алексей и Артемий Михайловы обосновались на самом Рождественском погосте (впоследствии — с. Стриганское), где и были зарегистрированы в 1710 г. Долгое время братья общались и помогали друг другу, потом родство забылось. Кстати сказать, Неустрой — древнерусское неканоническое имя человека, имеющее охранительное значение.
Александра (Неустроева Анастасия Ивановна) родилась 29.10.1792г и скончалась 10.02.1858г. Поступила в монастырь в 1811 году. Проживая в доме родителей, она отличалась кротким нравом, строгим поведением и трудолюбием. Она славилась в селе как лучшая ткачиха по узорчатому ткачеству. После крестного хода с иконой Тихвинской Божьей Матери через село, Анастасия Ивановна приняла решение — посвятить свою жизнь Богу и жить в монастыре.
Родители были против, но при помощи местного писаря удалось убедить отца отпустить дочь в Екатеринбург. Там она выполняла разные обязанности и повинности. 11 лет управляла тканными мастерскими, учила сестер ткацкому мастерству.
Была пострижена в монашество в 1824 году, один год была казначеей, а 17 мая 1827 года Пермской Духовной консисторией утверждена настоятельницей монастыря. В сан игуменьи произведена 15 июля 1827 года Преосвященным Дионисием, Епископом Пермским и Екатеринбургским, в Пермском кафедральном соборе.
Во время своего правления она устроила при монастырской трапезе и больничных кельях церковь «Божьей Матери всех скорбящих». Построила церковь во имя Святого Феодосия Тотемского. Вместо ветхого деревянного корпуса, в котором жили насельницы, заложила каменный, обнесла оградой монастырские здания. В 1837 году завела свечное производство, продажа от которого шла на пропитание сестер, свечи продавались по всей Пермской епархии . В 1840-м году игуменьей Александрой введено обучение живописи и трафаретному искусству. При монастыре было открыто училище для девочек сирот, их обучали Божьему слову, чтению и письму. При ее управлении поступило пожертвований более 7000 рублей серебром от разных лиц, прибавилось земли на 513 десятин. Она проявляла сметливость, знания сельскохозяйственного занятия при выборе и обработке угодий. Её цепкий ум помогал ей вступать в полемику с Главным Начальником горных заводов Уральского хребта и выходить победителем, как это было в вопросе о лесе.
В 1837 году обитель посетил великий князь Александр Николаевич – будущий император Александр II, на которого монастырь произвел хорошее впечатление.
Игуменья Александра была кроткой, скромной, трудолюбивой женщиной. Среди сестер проповедовала «единение и любовь». К концу ее правления в состав монастыря входило шесть храмов, рабочие мастерские, мы узнаем что мать Александра обращалась с просьбой о понуждении церковных старост Екатеринбургского уезда приобретать восковые свечи из Ново- тихвинского монастыря .
Мать Александра, управлявшая монастырем 31 год, сделала для него немало, перестроила Александро-Невский храм. Это было трудное дело. Храм был заложен в 1814г., через 20 лет дал трещину. Александра приняла решение, что его нужно разобрать до основания и строить заново. Известный уральский архитектор М. П.. Малахов сделал проект нового собора, рассчитанного на 4000 молящихся. Монахини сами изготовляли кирпичи и выполняли все подсобные работы. Пожертвования на храм поступали из всех городов, селений, заводов Урала В 1852 году он был достроен и освящен.
Она начала над св. вратами постройку церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вместо ветхого деревянного корпуса, в 1828 году устроила кирпичные сараи, а в 1830 году, исключительно руками сестер, выкопала пруд при монастыре.
Игуменья Александра не оставила без внимания и вопрос об образовании: она устроила при монастыре училище для девочек, которое и было открыто 4 сентября 1838 г. За свои деяния по Высочайшим утвержденным определениям Св. Правительствующего Синода она удостоена награждения: наперсным крестом в1842 г. 18 мая и крестом украшенным драгоценными камнями в 1848 году 17 апреля.
После смерти матушки Александры в сан игуменьи была возведена Магдолина (Мария Матвеевна Неустроева). С января 1848 года мать Магдалина была назначена помощницей попечительницы состоящего при монастыре женского училища. По вступлению в должность настоятельницы, мать Магдалина с особой заботливостью отнеслась к этому училищу, которое, по уставу, составленному в 1848 году в Перми, предназначалось к тому, чтобы там обучали чтению церковной и гражданской печати, а желающих и письму.
Игуменья Магдалина (Неустроева)
Училище, где не считалось обязательным учить даже письму и четырем арифметическим действиям, сразу стает в уровень с прогимназиями, хотя и получает, совершенно соответственное ему, религиозный характер духовного училища. Одновременно с изменением первоначальной программы училища, мать Магдалина устроила в 1866 году и приют для девочек сирот духовного звания.
В монастыре при матушке Магдалине имелись: а) больница на 26 кроватей, собственно для лечения сестер монастыря, а при больнице аптека, с медикаментами первой потребности, врач и фельдшер; б) с 1866 г. – приют для малолетних девиц духовного звания от 7-8 человек. При этом же монастыре состояло Зауральское епархиальное 6-ти классное женское училище.
Вот как описывала жизненный путь игуменьи Магдалины епархиальная газета.
«10 января в 6 часов утра печальный звон известил граждан г. Екатеринбурга о кончине Настоятельницы сей обители всечестной игумении Магдалины, столь продолжительное время (с 1858 и до своей кончины 10 января 1893 года) управлявшей обителью и доведшей её до высшей степени процветания и благоустройства. Вот краткие сведения о жизни и служебной деятельности почившей. Монастырское начальство как бы угадывало, какими богатыми дарованиями обладала монастырская послушница, и потому не ограничивалось успешным и усердным прохождением Неустроевой возложенного на неё послушания, но к прежним послушаниям прибавляло всё новые и новые. Так в 1836 году ей поручено было заведовать монастырской библиотекой. При чем для будущей руководительницы обители открылась обширная область познакомиться с монашеством по лучшим свято-отеческим творениям, которые имелись тогда в монастырской библиотеке и вместе с тем через чтение разного рода книг пополнить свои познания, в которых она чувствовала недостаток,, ибо, как значится в монастырском послужном о ней списке, она не получила какого либо законченного, систематического образования в каком либо учебном заведении, а обучена была при том же монастыре только чтению, письму и Закону Божьему. Хотя в послужном списке о деятельности Неустроевой по библиотеке нет никакой отметки, но есть несомненные данные, из которых ясно видно, что и эту должность будущая игуменья проходила с обычными её энергией и усердием. Ибо и до сих пор много книг встречается с собственноручными её пометками и подписями; нужно думать так же, что это заведывание библиотекой монастыря и чтение святоотеческих творений оказывало большое влияние на жизнь молодой послушницы Неустроевой. Строгая монашеская жизнь и стремление к подвигам иночества были настолько очевидны для монастырского и епархиального начальства, что первое нашло возможным ходатайствовать, а второе не усомнилось удостоить, — несмотря на то, что Неустроевой был 31 год от роду, — облечения её в иноческий образ. В 1844 году Мария Неустроева Преосвященным Мелхиседеком, Епископом Екатеринбургским, была пострижена в монашество с наречением имени Магдалины.
Внешняя благоустроенность, соединенная с внутреннею, стройный строгоуставной чин Богослужения, чистота и благолепие храмов, — доведенные до высшей степени почившей Игуменьей Магдалиной, — всё это настолько обаятельно действовало на всех, кто знакомился с монастырем, что во всем Зауралье пробудился дух стремления к монашеской жизни. Под управлением игумении Магдалины, скажем словами одного из авторитетных лиц, «в благоустроении иноческой молитвенно трудовой жизни Екатеринбургский монастырь успел достигнуть такой духовной зрелости, что послужил образцом для насаждения иночества и в других местностях Зауралья» (Новотихвинский монастырь. С.Керский, стр. 14, 1892). И действительно, в управлении игумении Магдалины в пределах только одной Екатеринбургской епархии, устроилось несколько иноческих общежитий под руководством монахинь Екатеринбургского монастыря. Так, Каслинская община своим устроением всецело обязана Екатеринбургскому монастырю, сестры которого были её первыми насельницами и основательницами. В то же время возникли и ещё три женские общины под влиянием той благоустроенности Екатеринбургского монастыря, которой он достиг под мудрым руководством почившей игумении Магдалины: 1) община Колчеданская 2) община Введенская и 3) община Преображенская. Все эти общины получили себе начальниц из Екатеринбургского монастыря по указанию игумении Магдалины. Вместе с этим возросло число общежительниц и в самом Екатеринбургском монастыре. Так, в 1858 году их было 261, в 1873 году 429, в 1890 году 572, а в 1893 году состоит «646». Почившая Игумения своей деятельностью по управлению монастырем свято исполняла заповедь Спасителя, сказанную ей при пострижении в монашество: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца Вашего, иже на небесех». Но не один монастырь и монашество составляли предмет внимания и забот других монастырях. И после каждой такой поездки она все лучшее, совершеннейшее, замеченное в других монастырях, вводила в своей обители; в тех же случаях, когда какое либо дело требовало обстоятельного изучения, Игумения посылала своих монахинь для изучения этого дела в местах его производства, где оно находилось в наилучшем состоянии. Главнее и преимущественное внимание почившей Игумении было обращено на производство церковных восковых свеч. Она видела несовершенство свечного производства: оно было и незначительно по количеству и несовершенно по качеству. И вот она вместо прежнего первобытного ручного производства вводит машинное, снабжает свечной завод паровыми котлами и другими новейшими приспособлениями, расширяет помещения свечного завода, увеличивает число рабочих сил. И, благодаря этому, достигает того, что в монастырском заводе перерабатывалось тогда до 5 тысяч пудов воска в один год и монастырь становится в состоянии снабжать свечами все церкви епархии. Для удобства покупателей той же игуменьей устроены были свечные склады и лавки в разных местах епархии. Наряду с этим Игуменьей Магдалиной во вверенной её попечении обители вновь введены производства и устроены мастерские: финифтяная для изготовления икон, позолотная, чеканная, образная для уборки икон цветами и фольгой, и иконостасная, для резьбы по дереву, и значительно улучшено искусство живописное. Благодаря таким своим заботам об увеличении и усовершенствовании монастырских производств, почившая игуменья монастырское хозяйство довела до такого благосостояния, что имела достаточно средств для того, чтобы не только произвести все те постройки, которые она совершила как для монастыря, так и для училища, но ещё и для того, чтобы благотворить тому же училищу, давая ему ежегодно субсидии в значительных размерах». (ЕЕВ за 1893 год, Н.О., с.111-122, от 30 января-6 февраля № 5-6).
В июле 2019г. прихожане из Рефтинского группой посетили Новотихвинский монастырь и помолились у могил настоятельниц.