Бархатова Н.А. Русские традиции. Отчество
На Западе нет обычая обращаться к человеку по имени-отчеству. Там отчеств нет. Древняя племенная традиция славян называть человека по имени-отчеству сохранилась у русских до наших дней, хотя уже не в той полной мере, как было раньше.
Поэтому поводу высказался в 2010 году известный писатель Белгородской земли, ветеран Великой Отечественной войны, издатель литературно-художественного и научного журнала «Звонница» (ему сейчас было бы 95 лет!) Владислав Мефодьевич Шаповалов: «Кто-то из космополитов вразумил нас, непутевых, что и нас, русских писателей, следует называть, как на просвещенном Западе: Вильям Шекспир, Анатоль Франс, Адам Мицкевич. Без отчества. А то некультурно получается.
И пошло-поехало: Лев Толстой, Антон Чехов, Василий Шукшин…
Что они – мои приятели, близкие знакомые, друзья? Ровня, что ли?
У нас же совершенно иначе принято. По-человечески: Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов, Василий Макарович Шукшин…
Вы почувствовали разницу? То-то!
Отчество – это уважение к твоему предку, родителю, давшему тебе жизнь. Признание его. Поклонение старшим. Поклонение роду».
Что еще означает «отчество»? Отчество указывает на Отечество – это очень высоко!
Нил Сорский – знаменитый деятель русской церкви, «великий старец» (родился около 1433 года), считал, что отчество человека означает «мудрый мудростью отца». Это заложено в окончании любого отчества «вич» (АлексееВИЧ, ЮрьеВИЧ, ПарамоВИЧ и т.д.). «ВИЧ» — три древние буквы: Веди… Иже… Червь…То есть мудрый как змей (змея – символ мудрости, благородства, мощи, неподкупности, тайных знаний и медицины). В таком случае обычное для нас сочетание, например, Михаил Юрьевич воспринималось древними славянами, как «Михаил мудростью своего отца Юрия (Георгия) мудрый». Или: Юрий Михайлович – «Юрий (Георгий) мудростью своего отца Михаила мудрый». Точно так же и в женском варианте: Алексеевна имеет окончание «вна», состоящее из трех букв: Веди… Наша… Аз…, что означает «разумная, как ее отец». Нина Алексеевна – надо понимать: «Нина разумная, как ее отец Алексей».
Моего отца Алексея Поликарповича Малыгина к моей нескончаемой печали, почти сорок лет нет, а его имя со дня моего рождения и до сих пор звучит в моем отчестве, напоминает, что я дочь своего достойного отца – ветерана Великой Отечественной войны, освобождавшего от фашистов Украину, Болгарию, Венгрию, Румынию, Югославию, Австрию; много потрудившегося и после войны на стройках города Артемовского; талантливого гармониста, виртуозного балалаечника, веселого, жизнерадостного человека; семьянина, построившего дом своими руками, верного, заботливого мужа, любящего отца своих детей, мудрого мудростью своего отца Поликарпа. В свою очередь Поликарп мудрый мудростью своего отца Порфирия и так далее к Мудрым предкам в глубь веков в Архангельскую губернию, в Пинежский уезд, и еще глубже в Великий Новгород!
Род Малыгиных из Великого Новгорода много веков мудростью отцов сохранял свой родовой фамильный знак – тамгу; наводил, нарубал и нажигал его на своей утвари, на воротах, скот клеймил. «Ставил на могиле родных вместо креста столб в рост человека. А на челе или на поясе нарезал знак родовой фамильный, которого рода мертвый лежит». (Б. Шергин «Мое упование в красоте Руси». ж. Москва №4 1994, с. 91).
Величание без отчества – это выпадение из русской традиции. Русская традиция запечатлена в наших древних сказках в величании их героев: Медведь — Михайло Потапыч Топтыгин, Лиса – Патрикеевна и даже всякий Черт – Иван Иванович;
— в загадках: «Сын не родился, а ему уже имя дали» (Иванович, Семенович, …); «Без чего человек не может жить?» (без имени);
— в скороговорках: «Петр Петрович, по прозванию Перов, поймал птицу пигалицу, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так»;
— в вечериночных песнях:
Вечер сокол
Вечер ясен
Сыры боры облетал:
Алексеюшко Свет Яковлевич
Свои кудри, свои кудри, свои русы расчесал;
Дарьюшке Свет Матвеевне
Два словечка, два словечка,
Полдесятка сказал, полдесятка сказал
Дарьюшка Свет Матвеевна,
Взгляни радость,
Взгляни радость,
Взгляни радость на меня.
Коль я хорош,
Коль я пригож.
Разъездивши, разъездивши
Русы волосы чесал,
Русы волосы чесал,
Чесал кудри, чесал русы
Новым белым гребешком,
Новым белым гребешком.
Наливная ягодка, наливная сахарная
— в песнях кашниц: (певшихся на деревенских помочах, записаны в г. Пинеге студентом А. Сималовским в 1862 г.).
По сеничкам, сеничкам,
По сеничкам господи новым.
Господина ласкового,
Да у света приятливого
Афанасия Семеновича (имя хозяина дома Н.Б.)
Тут не павушка павывала,
Не парина перья ронила,
Тут и ходила, и гуляла
Пожилая боярыня,
Пожилого боярина
Анна Аникишна (имя хозяйки дома, Н.Б.).
— в русских свадебных песнях:
Кто же у нас умен, кто ж у нас разумен,
Розан мой, розан, виноград зеленый.
У нас Коля умен, Иваныч разумен.
По горенке ходит, манерно ступает;
Манерно ступает, сапог не ломает,
В зеркальце глядится, сам собой дивится.
Сам собой дивится, что хорош уродился,
Что хорош уродился, на коня садился,
на коня он садился – да конь под ним бодрился.
Он плеточкой машет, под им конь пляшет.
К саду подъезжает – его девушки встречают,
Его девушки встречают, за дубовый стол сажают.
***
У Андрея Петровича
Новые сени разрешетилися,
Новые крылечки понавесилися.
Что из тех ли, из новых сеней
Вылетала пташечка, перепелочка,
Перепелочка свет Прасковьюшка,
Златокрылая Андреевна…
(М. Забелин. «Русский народ».)
Традицию называть человека по имени-отчеству запечатлели былины. Былины – это особый вид древних русских народных эпических песен исторического содержания. Былины воплотили в себе величие национального характера русского народа, его достоинство и несут лучшие традиции прошлого будущим поколениям. Герои былин Илья Иванович Муромец, Алёша Попович, Офимья Александровна, Василий Игнатьевич и другие высоко несут свои имена, освящая память отцов.
Есть ли разница для самого человека, когда его зовут окружающие: Василием Ивановичем или Васькой?
Мне в жизни пришлось наблюдать много разных людей. Занимаясь репетиторством, ко мне пришли два Дениса. Чтобы они не откликались одновременно, мне надо было их называть как-то по-разному. Одному я сказала: «Ты будешь Денис», другой тут же выпалил: «А я буду Дэн!». Моя генетическая память сработала во мне: у нас в семье называли друг друга полным именем или по имени-отчеству. В селе Бичур, откуда родом мои родители, учили детей: «Если спросят, как тебя зовут, называй имя, отчество и фамилию». Даже наедине с родной сестрой моя мама называли друг друга: Лизавета, Любава, а при людях: Лизавета Архиповна, Любава Архиповна. Всех деревенских, приезжавших к нам в г. Артемовский из села Бичур по делам или в гости, называли друг друга по имени-отчеству: Юлия Сергеевна, Ольга Трофимовна! И детей величали: «Ой, кто к нам приехал!? Да это Надежда свет Николаевна!» (а этой Надежде всего три года!).
Обмениваясь новостями, называли упомянутых родных и не родных только по имени-отчеству. Сколько сердечной теплоты, уважения друг к другу, ко всем своим деревенским людям изливалось из уст отогревшихся от дальней зимней дороги дорогих гостей! Какое высоко хранимое достоинство всех и каждого!
Помните, в советское время в 1966 году вышел на экраны фильм «Женщины»? Девчонка из колхоза (играла Инна Макарова) приезжает в город учиться на ткачиху, городская взрослая ткачиха (играла Н. Созонова) спрашивает: «Как тебя зовут?». Девчонка отвечает: «Евдокия Николаевна Кузина!». Ткачиха с удивлением восклицает: «Да, какая ты Евдокия Николаевна?! Дуся! Дуська!».
Девчонка и стала отзываться на кличку. Отрубила все, что было е нею раньше. Потеряла себя, свое Достоинство! Судьба ее печальна. Сколько Манек, Танек, Дунек, Ванек потеряли богатую деревенскую культуру, забыли имена дедов и прадедов, их подвиги, и сами не нашли счастья!
Все таки, есть ли разница, как называть человека: полным или не полным именем-кличкой?
У другого своего ученика Дениса я спросила имя его отца, и стала называть его по имени-отчеству: Денис Викторович. Видели бы вы, как он приосанивался, когда я его так называла, как он с чувством, с толком, с расстановкой излагал свои гениальные мысли! Оба окончили УПИ, оба стали начальниками.
Называйте своих детей, внуков и внучек по имени отчеству! Клички — для животных: Машка коза и Васька козел!
Святое слово Отчество – связующее звено в родовой цепи и прервать его закордонными веяниями – значит ударить по вековечной традиции предков, потерять свое русское Достоинство!
Статья была представлена на 16-й НПК «Возрождение родословных традиций», п. Рефтинский, 13.02.2021 г.
Источники
- «Русский народ». Его обычаи, обряды, предания и поэзия. Собиратель М. Забылин. Москва 1880. с. 587,601.
- Владислав Шаповалов «Заветное», журнал «Наш современник» №11 2010. с. 185.
- «Героические былины». Москва. 1963. с. 24, 56, 80.
- В.И. Даль «Пословицы русского народа». Москва. 2004. с. 243, 442, 609.
- «Полный православный богословский энциклопедический словарь». т.II. Репринтное издание. с. 1668.
- Б Шергин «Мое упование в красоте Руси». ж. Москва №4 1994. с. 91.
- Материалы по этнографии Архангельской губернии. Ефименко. Книга V, выпуск II. 1875.
8. Личный архив Н.А. Бар