Гусева Е.С., Пуголовкина Н.А. Берестяная плетельщица: о мастерице Татьяне Петровне Лукьяновой
В работе рассказывается о Лукьяновой Татьяне Петровне. Кратко повествуется о ее жизненном пути, характере, а также об увлечении – плетении из бересты. Кроме того, даются сведения о работе с березовой корой – сборе, сушке, обработке.
Россия с давних времен славится мастеровыми людьми. Ее жители, видя необыкновенную прелесть родных гор, полей и лесов, сами стремятся творить красоту. Они берут глину – и получают дымковскую игрушку, ткут полотно – и создают павловопосадские платки, гранят камень – и мир удивляется искусству уральских камнерезов. Так же выходит и с плетением из коры деревьев. Это уже не просто лапти, туески и корзинки, а настоящие шедевры из лыка и бересты.
Традиции применения березовой коры в домашнем хозяйстве сохранились до наших дней. Конечно, мы предпочитаем вещи из иных материалов, но иногда не отказываем себе в удовольствии поставить на полку берестяную шкатулочку или примерить плетеное очелье. Поэтому были и есть мастера, умеющие работать с берестой. Такие мастера творят и на Урале.
Татьяна Петровна Лукьянова (Вознюк) родилась 27 декабря 1950 года в городе Каменск-Уральский Свердловской области. Она была младшей из шестерых детей Петра Александровича и Галины Николаевны Вознюк.
В трудные послевоенные годы в большой семье каждому находилось дело. Татьяна Петровна выросла трудолюбивым и старательным человеком, всегда занятым полезной работой. Окончив в 1970 году Каменск-Уральский алюминиевый техникум, была направлена в Ревду в качестве механика по обработке металлов резанием. Но на предприятии не нашлось места для девушек, поэтому она вернулась и устроилась разметчиком на Каменск- Уральский металлургический завод в механо-штамповый цех №5.
17 декабря 1971 года Татьяна Петровна Вознюк вышла замуж за Геннадия Николаевича Лукьянова, с которым прожила в браке почти 40 лет. У них родились дети: Сергей и Марина. Есть внуки: Яна (не родная по крови), Дмитрий и Екатерина.
Татьяна Петровна долгое время работала бухгалтером в Свердловском управлении сельского хозяйства. Предприятия меняли форму собственности, названия, но она оставалась работником бухгалтерии. В ее трудовой книжке есть записи о том, что за хорошую работу Татьяна Петровна награждалась Почетными грамотами, ценным подарком, денежными премиями, ей не раз объявляли благодарность с занесением в трудовую книжку.
В январе 2009 года она вышла на пенсию из ООО «КамСтрой», сосредоточившись на семье, домашнем хозяйстве и, конечно, творчестве.
Татьяна Петровна рассказывает удивительные и забавные истории о дружбе с каменскими удмуртами, с которыми познакомилась через своих давних друзей – Анатолия и Алевтину Уфимцевых. «Вместе с участниками фольклорного ансамбля «Зангари» («Василек»), что был создан при библиотеке поселка Мартюш, она объездила много городов и даже была принята в «почетные удмурты». А еще именно по приглашению Алевтины Уфимцевой в город Каменск-Уральский с концертом приезжали покорители «Евровидения-2012» ансамбль «Бурановские бабушки».[2]
Татьяна Петровна живет в поселке Мартюш, но часто гостит в селе Верхнеключевское Курганской области у старшего брата Вячеслава Петровича Вознюк. Это невысокая опрятная женщина с приятными чертами лица. Светлые волосы коротко подстрижены, руки слегка огрубели от работы в огороде, на губах добрая, истинно «бабушкина» улыбка. Она радостно встречает гостей и приглашает к столу полакомиться теплым пирогом с картошкой. А потом провожает в соседнюю комнату и начинает рассказывать.
Как вспоминает умелица, увлечение помогли выбрать подруги, которые уже работали с берестой. Татьяне Петровне пришлось немало потрудиться, прежде чем научиться «договариваться» с этим материалом.
Работа начинается в конце мая или начале июня. В это время береста эластична, легко снимается со ствола дерева. Кора должна быть гладкой, ровной, без дефектов (заплывших сучков, порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми.[1] И, конечно же, снимать бересту можно только с поваленных деревьев, чтобы не нанести живой березе непоправимый вред.
Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой стороны нужно аккуратно снять влажной тряпкой остатки коры, а наружный белый слой счистить наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. Но стоит ей высохнуть, выделять слои придется деревянным ножом, предварительно распарив ее в горячей воде. Поэтому разумнее расслаивать бересту сразу же после возвращения из леса.
Следующий этап – сушка. Чтобы заготовленная береста не скручивалась, нужно уложить ее между двумя досками и придавить сверху грузом.[3] Особых температурных режимов пласты не требуют, но следует помнить, что хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. В таких условиях береста постепенно теряет свои свойства. Лучше всего для сушки подходят темные, сухие и проветриваемые помещения (чердак, подвал, сарай, кладовка).
Нарезать материал (бересту или бумагу) можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза. Татьяна Петровна пользуется, в основном, ножом и линейкой либо деревянным брусочком. Важно отметить следующий момент – чем ровнее будет нарезан материал, тем удобнее будет при работе с ним.
Набор, число инструмента зависит от того, какой конкретной обработкой занимается мастер. Минимальный набор плетельщика – это ножницы (нож) и зажимы (скрепки-прищепки). При желании упростить процесс обработки материала появляются нож, линейка (рейка), шаблоны для нарезки лент, ленторез. Мастеру могут понадобиться циркуль, карандаш, шариковая ручка, шило, пробойники, чеканы, скобы, стамеска, киянка и т.п. Как правило, у каждого мастера есть какой-то свой особенный инструмент, поэтому перечислить все приспособления не представляется возможным.
И вот, подготовив весь материал и нужные инструменты, можно приступать к самому трудоемкому и интересному – созданию берестяной красоты. Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Прямое плетение при работе сложнее, чем косое плетение. Татьяна Петровна использует косое плетение, потому что так изделия получаются прочнее.
Природное упорство и трудолюбие не подвели, и мастерица с гордостью показывает собственноручно сплетенные солонки, очелья, игольницы, погремушки-шаркунки, куколки, рожки-гуделки. У нее есть даже крохотные лапоточки – впору котенку или щенку.
Рукодельница с теплом и любовью рассказывает о своем ремесле, а ее руки тем временем разглаживают, скрепляют, переплетают полоски золотисто-желтой бересты. Она работает неспешно, кропотливо выверяя каждое движение. Голос звучит негромко, ласково, то ускоряясь, то замедляя темп, подчеркивая важные детали работы. А в глазах Татьяны Петровны горит мягкий огонек, будто впитывающий неяркое свечение березовой коры. И потому отчетливо ощущается, что рождающийся короб или ваза, вобрав эти свет и тепло, передадут его будущим владельцам.
Так бывает у мастеров Урала – любовь к жизни, дому и людям видна в их творениях. И Татьяна Петровна Лукьянова – достойная продолжательница дела древних берестянщиков.
Источники:
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры (товароведение и организация торговли). – Москва : Высшая школа, 1986. – С.71-72.
- Материалы из семейного архива Вознюк-Лукьяновых.
- Федотов Г. Прорезная береста / Прекрасное – своими руками / сост. С.С. Газарян. – Москва : Детская литература, 1987. – С.57-58.