Яшина Р.М. Бараба (главы из рукописи) Истории из жизни
Воспоминания пленных русских первой мировой войны.
В плену жилось не сладко. Первое время русские пленные находились в лагерях для перемещённых лиц. Потом мастеровым и солдатам имеющим специальности: бондарь, кузнец, сапожник, и т.д. разрешили подрабатывать.
С 27 ноября по 14 декабря 1918г, в Германии поднялась революция и всех пленных стали отправлять домой в Россию … Путь наш был труден, пришлось голодать и холодать. Добирались как могли. Вначале с Данцинга до Либавы и по Балтийскому морю с Либавы до Двинска. С Двинска до Смоленска. Со Смоленска ехали узкоколейной дорогой вёрст 60, а дальше на лошадях до ст.Ченцы, что на Вятской ж/д и дальше до Перми…
…Сварили суп из вороны. Немец подошёл и съел эту ворону, кости бросил обратно в суп. Солдаты были очень рады, что суп остался. Немец, который съел ворону, не знал, что это ворона — сказал КОРОШО…
Трое в шляпах, фото из Германии, пленные в 1-ю мировую. Слева мой дед- Берсенёв Дмитрий Васильевич. Родственники сказали, что в центре стоит хозяин подсобного хозяйства, где они работали, но я в это не верю, сильно грязные сапоги у этого хозяина.
Воспоминания Марии Дмитриевны Рубцовой.
Было лето1919-го года (август). Мой отец был на фронте, мама на работе на посту. Жили мы тогда на железнодорожном переезде села Барабы. Я вышла во двор погулять. Не далеко от нашего двора, я увидела Константина Васильевича, он с другом что то ремонтировали на ж/д путях. Константин Васильевич подростком, работал тогда на станции Грязновская. Я побежала к ним, мы уступили дорогу проходившему в это время поезду. Состав проходивший мимо нас, немного притормозил и мы не заметили, как нас всех троих закинули в пустой вагон и поезд набрал скорость. Анна Петровна заметила это сразу и закричала, побежала вслед за поездом, плакала. Анна Петровна не имела права покидать свой пост ни под каким предлогом, но она нарушила это правило. Это были отступающие белогвардейцы и колчаковцы. Я конечно всю дорогу проревела. Костя с другом сумели приоткрыть двери вагона, выбрали место по удобней и скатились кубарем в кусты. Я тогда совсем чуть с ума не сошла, кричала изо всех сил. На станции Дубровно, состав встретили красноармейцы, всех освободили, меня отправили к маме. Представляю, что чувствовала тогда моя мама, я сама не могу это забыть до сих пор.
***
Перед войной по деревням ходили приезжие аферисты. В деревне Орлово от них пострадали три семьи. Семья Измоденовых жили зажиточно. Раскулачивания они избежали т.к.глава семьи скончался до этого времени. Но хозяйка получается раскулачила сама себя. Бабушка и ещё двое её знакомых, поменяли золотые монеты на бумажные «Керенки». Когда выяснилось, что их обманули…ей было очень плохо. На эти деньги можно было купить в то время «Старый гастроном» в городе Асбесте вместе с товаром. В 1946 году она скончалась, её укусила собственная свинья. Очень редкий случай.
***
Братья БЕЛОГЛАЗОВЫ- Всеволод Михайлович и Иван Михайлович- уроженцы деревни Орлово. На германскую войну в 1914 году были призваны порознь. Оба служили матросами на Черноморском флоте. Служили на разных кораблях и волею случая встретились в увольнении. На память решили сфотографироваться и послать фото домой своим родителям. Иван Михайлович- младший из братьев, на фото он сидит.
***
Под Куликами, в одном из домов проживала одна женщина с двумя маленькими сыновьями. Отца в семье не было, жили бедно. Питались одними подаяниями, ходили по домам и просили милостыню. Женщину звали Марией. Овец в деревне держали много, в каждом дворе. Пасти их вместе с коровами не разрешалось, поэтому овцы паслись сами по себе. Их выгоняли за огороды, как только появится первая травка и загоняли домой только осенью. В такой вот погожий осенний денёк, дети играли на улице в мяч из бычьей шерсти. Мяч нечаянно попал на чердак дома этой женщины Марии. Дети полезли за мячём и увидели там много разных овечьих шкур. Каждый хозяин, загоняя своих овец по своим меткам, пересчитывал их. Многие тогда недосчитались, решили, что съели собаки. Дети сообщили о своей находке родителям. Наказание было однозначным и незамедлительным. Женщину заставили обмотать себя этими шкурами и повесили ей на шею табличку «я съела этих овец». Её гнали по улице, дети бежали за ней и плакали. Жаль конечно детей, но так поступали с каждым, кто воровал масло, сметану и другие продукты, которые доставались каждому с большим трудом. Старшее поколение помнили её очень долго. Ещё один подобный случай был обозначен в документах 30-х годов. По улице водили мужчину с чуркой на шее за то, что он занимался хищением леса.
***
Первые помидоры были выращены на нашей территории, в посёлке Белокаменном, агрономом из г. Тверь (Калинин) РЫДАНОВЫМ М.М.
***
В бильярдном зале играл молодой и весёлый парень Михаил Якимов. Унего была поговорка «Моё правительство так решило». Вот за эту поговорку, его и арестовали. Из Кудельки по старой Грязновской дороге гнали колонну арестантов под охраной солдат. У Михаила развязался шнурок. Он вышел из строя, сел на обочину и начал завязывать свой шнурок. Подбежал конвоир и приказал немедленно встать в строй. Михаил спокойно ответил- «Завяжу и пойду дальше». Конвоир не дожидаясь, на глазах у всех заколол его штыком.
***
На ж/дороге от Боровой будки в сторону села Белейки и сегодня видно, что дорога делает заметный поворот. На этом повороте, после войны, упал с рельсов вагон с хлебом (зерном). Барабинцы быстро на это отреагировали и прибежали кто с чем, кто с вёдрами, кто с мешками и зерно всё собрали.
Полевая кухня в 1954-1955 годы.
***
До войны ж/дорога в районе села Барабы была одной веткой. Во время войны было организовано строительство второй ветки. Вели такую работу рабочие «трудармии». Стояли на поселении почти в каждом доме по два человека. Работали даже зимой, а морозы в те годы были крепкими. Одеты плохо, телогрейки и на ногах тряпошные обмотки. Кормили то же плохо. Во фляшку наливали суп без картошки, вода да крупа. Спали на полу. После все разъехались кто куда, в основном работники были из Украины и Белорусии. Русских было очень мало. Двое мужчин женились и остались проживать в Барабе на улице Ленина под Грязнухой.
Контора колхоза им. Кирова. 1953г. Слева на право. 1-й ряд с верху.
Бирючёв Дмитрий Никитич. Строитель, (в 1930-х был в комиссии по раскулачиванию.)
Измоденов Андрей Павлович-лесник.
Берсенёв Фёдор Алексеевич кладовщик.
Рыбаков Николай Александрович-председатель колхоза им. Кирова.
Сидят слева на право. Шушаков-зоотехник, Булитов-ветфельдшер, Петровский Николай Владимирович – агроном.
Сидят 3-й ряд. Бирючёв Фёдор Леонтьевич-бригадир, Лоскутова Александра Ивановна-кассир и Громова Надежда Ивановна, из г. Ленинграда эвакуированные – бухгалтер.
***
Школьников в военные годы учили копать окопы. Тренировались на «зверевом болоте» со стороны нового магазина самообслуживания.
***
Где то в 60-е годы, летом в селе Кулики случился большой пожар. Загорелся конный двор, который находился рядом с церковью, в центре села. Огонь распространялся стремительно. Надо было спасать лошадей, которые чюя запах дыма, не желали покидать свои стойла. Мужикам приходилось бить их жердями, что бы хоть как то заставить их выйти. Лошади ничего не понимая, вставали на дыбы с пеной у рта. В такие моменты находиться рядом с таким животным было очень опасно. С этим пожаром тогда не могли справиться пожарные машины, вызванные из г.Богданович. От сильного пламени могли пострадать соседние усадьбы. Не известно чем бы это всё закончилось, если бы не одна мудрая старушка. Она нагая, с иконой в руках, обошла конный двор три раза. Икона была большая, её несла на вытянутых руках, читая молитву. Огонь вскоре затих и больше не воспламенялся. Диво дивное. Эту икону женщина сберегла возможно в то время, когда раззоряли их церковь.
***
ХИБАРА- это жилище имеющее засыпные стены. ХАЛУПА- жилище из досок или жердей, оштукатуренное с обеих сторон. Штукатурили смесью глины, песка, опила и травы.
КАЮТА – жилище в одну комнату. (Архангельск 18-й век)
МАЗАНКИ – это то же, что и халупа, но в одну комнату. Пол глинобитный. Это пришло с Украины.
БАЛАГАНЫ – строили из жердей, ставили их вертикально и обкладывали с наружи дерном. Дёрн укладывали толщиной в один метр. Если есть в балагане печь, то свободно можно жить и зимой
Из таких вот Хибар и Халуп были построены все фабричные посёлки города Асбеста до войны и существовавшие длительное время после неё
На Кудельке, в кругу рудничной интелегенции, существовало модное в то время общество спиритизма. По вечерам часто проводили сеансы по «вызыванию духов». По рассказам участников, сеансы проводились на квартирах членов общества. Чаще всего вызывали дух А.С. Пушкина, который общался с присутствующими как правило, не нормативной лексикой. Так же часто вызывали дух Лермонтова, который в основном читал стихи
Пленные немцы, в Асбесте, работали очень плохо. Они создавали видимость, пилили дрова пилой зубьями вверх.