Копырин А.Л. Лесные находки
Прошедшее лето и осень, которая сейчас стоит на дворе, мало сказать хорошие. Как говорят синоптики, аномальные. Дождей почти нет сухо, но из-за этого в летний период частые лесные пожары. А сейчас в октябре месяце с пожарами вроде бы стало поспокойнее.
И вот мы наметили очередной выход в лес, но сначала проверили погоду. Конечно, в первую очередь посмотрели на барометр, потом сориентировались по компьютерным данным и уточнили по другому сайту на современном телефоне.
Все приборы показали на завтрашний день погода будет хорошая и выход наметили на раннее утро.
На улице еще темно, а мы уже попали в лес. Двигаясь по пересечённой местности в один из уголков соседнего района, мы даже не почувствовали что на улице сильно похолодало. С утра, когда мы собирались, было относительно тепло. А возможно, нам показалось тепло, от того что мы только что вышли из квартиры.
Часам к десяти, когда мы оставили позади большой сосновый лес, почувствовали прохладный ветерок и явная отрицательная температура, которая выразились снежной крупой. Сначала пролетели отдельные снежинки, затем снег на несколько минут пошел обильными осадками и все прекратилось. Это были первые предвестники, которые потом заставили нас, очень сильно пожалеть, что не взяли теплой одежды.
После нескольких снежных зарядов небо прекратило сыпать на нас снежную крупу, но отрицательная температура давала себя знать. Мы двигались по лесной дороге, увеличить темп движения не позволяли завалы из упавших деревьев, но на ходу уже согрелись. А через час энергичного хода «с препятствиями» стало жарко, пришлось расстегнуться.
Но погода погодой, а поглядывать по сторонам не забывали. Этот район мы конечно посещали неоднократно, он изрезан старыми лесными дорогами. Несмотря на это на конфигурацию дороги мы особенно внимания не обращали, а зря. Многие дороги извилистые, с полузаросшими колеями, это от техники лесозаготовителей. Но есть и другие дороги, которые идут довольно прямо, с плавными поворотами. Они пересекают квартальные просеки, а иногда и выходят на просеки. Раньше здесь видимо ездили на покосы, потому что на квартальных остальных заметные колеи и на поворотах, на деревьях сорвана кора.
А есть едва заметные просветы в лесной чаще, которые и дорогой назвать нельзя, но вот они то оказались и наиболее интересными в плане информационного начала. Все дороги пересекают небольшие болота и лесные ручьи, которые в этом году все сухие, из-за жаркого летнего периода. А мы идём и внимательно смотрим по сторонам.
В стороне от дороги буквально в нескольких метрах увидели какие-то необычные предметы торчащие из земли. Ни чего удивительного, те кто часто бывает в лесу может вспомнить, что неоднократно принимали за птицу, косулю или другого лесного обитателя, необычной формы пенки или крупные ветки с приличного расстояния.
Подойдя ближе, с удивлением увидели узкоколейную рельсу торчащую из земли. Первая самая надежная и опробованная методика, ногой перевернуть ее и осмотреть, что это такое. Как оказалось рельса не длинная, около двух с половиной метров, загнутая поэтому она и торчала из земли. Вытащив и внимательно осмотрев железное изделие, мы не нашли ни какого клейма и не года изготовления.
Но само присутствие узкоколейного рельса, который валяется посредине леса, наводит на определённые мысли. Только как она могла сюда попасть? Мы знали, что на этом участке леса были жилые посёлки, когда-то работали лесозаготовители, сборщики сосновой смолы и где-то в этом углу леса проходила дорога, которая шла в направлении Сухого Лога.
И со стороны деревень Мокрая и Ряпосова было много заездов в лес. Вели эти лесные дороги к небольшим посёлкам, как их называли в то время, выселки. Здесь были лесные кордоны и лесозаготовительные участки. На старых советских картах написано: землепользования сельхозартели имени Тельмана. Возможно это следы деятельности от них. Но не от старшего поколения в устных беседах, не в документах нигде не было информации, что в этом районе была узкоколейная линия железной дороги.
Любая находка вызывает интерес и не только интерес, это отправная точка для поиска, для внимательного осмотра местности для ориентации и сопоставления на местности просек и дорог. И когда на это всё внимательно смотришь, а предварительно у вас есть небольшой объём знаний относительно узкоколейных железных дорог, а также видов деятельности, которые были на территории наших лесных участков, значит можно сопоставить и предположить что узкоколейка затянулась и сюда.
Вот здесь то и обращаем внимание на плавные повороты прорубленных когда то дорог, на просеки которые не виляют между стволами деревьев, а плавно заворачивают в какую-нибудь сторону. Ну и конечно здесь нужно внимательно осматривать профиль.
Лесные дороги по которым в далекие времена ездили на конных повозках, могут быть очень извилистыми, по ним впоследствии ездили на автомобилях.
А вот если здесь была лежневка, это деревянная дорога предназначенная для движения груженых лесом автомобилей, значит дорога должна быть почти прямая с плавными радиусами поворота. А вот если здесь была узкоколейная железная дорога, тогда должны быть через небольшие ручьи или лесные речки, деревянные мосты на сваях или на толстых лагах.
Еще мы знаем что узкоколейные железные дороги, построенные в лесу, применялись для вывозки древесины на платформах конной тягой. Подобная технология при лесозаготовительных работах, применялась в районе Шпалзавода.
Принимая все это во внимание, мы внимательно осматриваем местность и нам улыбнулась удача. Мы нашли еще присутствие железнодорожных путей только в одном месте. Прямо посредине леса увидели остаток железнодорожного полотна. Возможно мы бы его и не заметили, но рельсы торчали из земли наружу.
Сразу же посмотрели в обоих направлениях от найденного узкоколейного пути вдаль и увидели, как уходила просека в направлении предполагаемой железной дороги.
Еще раз внимательно осмотрели местность и всё подтвердилось. Видимо звено узкоколейной железной дороги было оставлено прямо на трассе узкоколейки. В западном и в восточном направлении шли ровные просеки. Поэтому мы начали более внимательный осмотр местности. Не будем вдаваться в подробности методики и наши физические затраты, а так же количество затраченного времени, но скажем о результате. В этом месте была найдена часть железнодорожной узкоколейной стрелки. Значит здесь, был не один железнодорожный путь, а была какая-то разминовка или стрелка, то есть два пути уходили влево или вправо, а возможно и в обратном направлении.
При последующем расширенном поиске, в полукилометре от предполагаемой нами трассы узкоколейной железной дороги, были найдены ещё два звена узкоколейной железной дороги. На которых сверху стояли, колёсные пары, железнодорожных вагонеток. Так что наши самые смелые догадки подтвердились, здесь была узкоколейка.
Кроме этих находок, в наши руки попала какая то металлическая тележка, скорее всего сочлененная рама, сделанная очевидно кустарным способом, но тоже по ширине подходящая что бы ее транспортировать по узкоколейным путям. По краям осей видны круглые посадочные гнезда под колеса и на концах осей резьба под гайку, а в оси шплинтовочное отверстие. И с одной стороны тележки часть прицепного устройства.
Но вот парадокс, ни один ветеран и ни один житель города и близлежащих поселков видимо этого не знали. Возможно забыли, а возможно эта узкоколейная железная дорога была построена намного раньше, скорее всего в довоенный период или в тяжёлой военный период и люди, те кто помнил эту железную дорогу, их уже не осталось на этом свете. Хотя такое маловероятно, народ знает многое, помнит почти всё и могут рассказать много такой информации, которой нет ни в одном архиве.
Осмотрев и сфотографировав все найденные нами детали узкоколейных дорог, мы конечно измерили ширину колеи, это основной показатель узкоколейки. Ширина путей составила 78 сантиметров. Высота рельса 8 сантиметров, а длина целого узкоколейного рельса 9 метров.
Все это представляет определенный интерес. Кроме того мы изучили все металлические предметы на наличие клейма, года выпуска и штампа завода изготовителя.
Заводы изготовители оказались разные, годы выпуска также с разницей в полвека. После определенной обработки и анализа фотоснимков, об этом можно будет сказать, более подробно и аргументировано. А пока можно сделать предварительный вывод.
Рельсы дореволюционного выпуска были использованы на узкоколейке, вместе с рельсами выпуска 50-х годов ХХ века, следовательно узкоколейка была построена и работала уже в послевоенный период. Но…
Здесь наверно надо сказать, что в прошлом году нашими товарищами в следующем лесном квартале, были найдены корпуса двух горных вагонеток. И вагонетки старинные клепаные, формой похожие на коппелевские, почти такие как у нас, только грузоподъемность у них не одна кубическая сажень как применялись на горных работах асбестовых приисков, а в две кубических сажени. Вот это и есть неоднозначная информация к размышлению.
Кроме старой узкоколейки в этом же лесном массиве нашли остатки деревянной лежнёвки. Это деревянные дороги, предназначенные для движения груженых лесом автомобилей. Это уже пятидесятые годы XX века послевоенный период. Именно в этот период на этой территории было много жилых посёлков, небольших выселок и выгонов для скота от близлежащих деревень. Кроме того здесь активно заготавливали лес и вывозили его автотранспортом в посёлок 101 квартала. Там был лесной склад, где лес перегружали на вагоны широкой колеи и отправляли в центральную часть нашей страны, а также за границу.
Остатки этих деревянных дорог мы также обнаружили. В двух местах нашли небольшие мосты, которые были проложены через болото. На сегодняшний день почти все болотинки и мелкие речки сухие, даже болотная трава уже пала и вот эти деревянные сооружения, сделанные наверно в середине ХХ века, удалось увидеть.
Больше всего нас интересовали конечно узкоколейки, про деревянные дороги лежневки, мы знали от наших ветеранов. Многие из этих дорог нанесены на старые планы. А вот о наличии узкоколейки в этом районе, да еще в натуральную величину на местности, не знал ни кто, это оказалось для нас большой неожиданностью и сюрпризом.
Пока с большим воодушевлением и энтузиазмом мы переворачивали рельсы, очищали их от травы и земли с переплетенной корнями травы и мелких кустов маскировкой. А потом рассматривали каждый сантиметр металлического изделия на предмет маркировки, мы даже не заметили, как промокли под казалось бы небольшой снежной крупой.
Но это не испортило нашего настроения. Такие находки, да еще в таком количестве и ярко выраженной сохранности, попадаются очень редко. Все эти артефакты в комплексе требуют осмысления и хорошей аналитической проработки, а так же неплохо было бы подкрепить их архивными материалами.
Осмотрев и зафиксировав все на современные цифровые носители, мы двинулись в обратный путь. Но пошли не по той дороге по которой пришли в лес, а пошли по компасу, по кратчайшему расстоянию к высоковольтной. На просторах нашего леса есть не только металлические изделия, но и яркие свидетельства присутствия обитателей нашего уральского леса. Рядом с дорогой нашли большой лосинный рог. Несколько кругов вокруг находки, искали пару, но быстрые поиски не увенчались успехом. Все равно фото лосинного трофея получилось не плохим.
И снова нас ожидала большая находка. На кромке дороге, придавленный упавшими деревьями и заросший высокой травой, лежал угольник или как его еще называли утюг. Это такое металлическое приспособление для прогребания дорог от снега в зимний период. Представляет из себя как бы прицепное устройство к трактору.
В нашем случае это кованное старинное дышло, к которому на болтах прикреплены металлические листы с прикрепленными к ним металлическими уголками. Снизу к ним крепились бревна и все это сооружение тащил за собой гусеничный трактор. Таким способом чистили лесные дороги от снежных заносов и те же самые лежневки.
Очистив угольник от лесного мусора, мы все внимательно осмотрели и конечно сфотографировали. Скорее всего это изделие можно отнести к середине ХХ века. Здесь уже болты с резьбой, остатки стальных тросов и на железных изделиях есть следы сварочных работ. Но все равно находка замечательная, не только по размеру изделия, но и по содержанию. Такое обилие артефактов почти в одном месте, на небольшой по площади территории, говорит, что видимо рядом было жилое место или лесной склад для перегрузки продукции. В любом случае, надо еще поработать с документами и заглянуть в архивные материалы.
Кроме всего прочего можно сказать, что видимо здесь продолжительное время жили люди и не просто сезонные рабочие, а семейные с детьми. Вытаскивая и переворачивая рельсы, мы нашли детскую машинку почти в отличном состоянии, нашли другие детские предметы, которые могут быть отнесены к детским игрушкам.
Так что работа на перспективу есть, не решенные вопросы просят ответа, а это значит что впереди нас ждут новые интересные маршруты и конечно же будем надеяться неожиданные открытия и новая информация.
Октябрь 2021 г. А.Копырин