Копырин А.Л. Установка памятных знаков
В период Великой Отечественной войны и до середины пятидесятых годов XX века на территории нашего города были лагеря военнопленных. Об этом знают, наверное, все поколения жителей нашего города. Напоминанием об этом являются места захоронения умерших военнопленных.
На сегодняшний день официально признано два места захоронения военнопленных. Они относительно обустроены и сюда периодически приезжают организованные группы родственников из европейских стран, представители которых покоятся в нашей земле. Одно из кладбищ в народном лексиконе носит название генеральское, потому что там захоронены старшие офицеры немецких, румынских и венгерских войск. На это кладбище относительно приемлемая дорога и само кладбище обустроено по типовому проекту. Второе кладбище более обширное по количеству захоронений, здесь похоронен рядовой и унтер офицерский состав. По национальному признаку, в соответствии с официальной информационной табличкой, здесь числятся немцы, венгры, финны, румыны, итальянцы.
Сюда в летний период ежегодно приезжают представители иностранных государств, для посещения места захоронения своих предков. Мне пришлось поучаствовать в одном из таких мероприятий. Из Германии приехала большая группа родственников бывших солдат немецкой армии и посетила место захоронения. Сначала группа приехала на кладбище, которое находится в Северном карьере, мы называем его солдатским и здесь прошли основные мероприятия. Немецкие граждане провели своеобразную панихиду, включили классическую церковную музыку. Прочитали молитву, минута молчания и небольшой обряд поминовения своих родственников.
От Екатеринбурга был официальный представитель и девушка переводчик. Были представители от нашего города и, естественно, от предприятия комбинат «Ураласбест», на территории которого находится кладбище. Всё бы ничего, мероприятие прошло достойно, организовано, по-немецки педантично, но…
Но на территории солдатского кладбища установлены два памятных знака, один венгерским военнопленным, второй финским военнопленным. Памятники внешне достойные, красивые, территория вокруг памятников приведена в порядок. Рядом на дереве, буквально в пятнадцати метрах, небольшая фотография, если внимательно присмотримся, то оказывается это фото итальянского военнопленного, которое установлено наверняка в частном порядке.
И вот родственники немецких военнопленных, придя на место, обошли все имеющиеся памятники, осмотрели и сфотографировали все таблички и прочитали надписи на двух надгробных камнях. И не нашла памятного знака, или камня, или памятника немцам. Мне показалось, что они даже растерялись. Они быстро переговаривались друг с другом и многозначительно переглядывались. Потом даже высказали сомнение вслух, что их не туда привезли.
И вся процедура поминовения родственниками немецких военнопленных прошла у памятника финским военнопленным. Не знаю как другим, но мне в тот момент чисто по-человечески стало неудобно. У немцев даже промелькнуло высказывание, что они собирались приехать сюда всю жизнь, а тут им, не то что не могут показать могилу родственника, но даже памятника их соотечественникам нет.
В тот период я высказал мысль, что может быть можно установить какой-то памятный знак, или мемориальную табличку, или памятник, или информационный знак, со стандартной надписью, о том что здесь похоронены немецкие военнопленные.
Здесь, наверно, нужно пояснить, что сюда в основном приезжают родственники немецких военнослужащих, и на информационной табличке, установленной представителями военкомата, указано, что основной контингент захороненных, по количеству, это немцы, их здесь лежит на порядок больше, чем солдат других национальностей. Мысль об установке памятного знака была высказана, наверное, много лет назад. В тот период были попытки решить этот вопрос со многими руководителями, обладающими определенным административным ресурсом, а так же с теми, кто мог решить этот вопрос или помочь в организации работ по установке таких памятных знаков.
Но или время не подошло, или не было энергичного человека, или по каким то другим причинам вопрос «завис» на много лет. И вот совсем недавно нашёлся инициативный, смелый человек, с которым мы разговаривали примерно год назад, это директор рудоуправления Александр Петрович Русских, он услышал, обдумал и попробовал претворить эту идею в жизнь.
У нас как все знают, вопросы быстро не решаются, идея должна созреть её нужно обдумать, заручиться поддержкой единомышленников и только после этого приступить к реальным работам, так получилось и у нас.
И вот в конце апреля, собравшись комиссионным коллективом, а это директор рудоуправления А.Русских, начальник геологического отдела рудоуправления Е.Глухих, начальник смены горных отвалов В.Пяталов, корреспондент газеты Асбестовский рабочий Е.Лобова и автор этих строк, выехали на местность для определения соответствующего на наш взгляд камня, который можно установить. И выбрали два камня.
В этот же день камни были привезены на место установки и с большим трудом установлены в определённом месте.
Площадка имеет ограниченный размер и большим карьерным погрузчиком здесь просто так не развернуться, но благодаря мастерству машиниста погрузчика камни были установлены как надо.
Два камня. Первоначально планировалось установить один знак только немецким военнослужащим, но раз уж взялись за дело решили поставить и второй, итальянским военнопленным.
Дело осталось за немногим, изготовить и установить информационные таблички. Через некоторое время мемориальные таблички будут изготовлены и установлены, как на соседних памятниках.
В конце работы мы, конечно, сфотографировались и, отойдя от установленных камней, осматривая проделанную работу, Александр Петрович грустно сказал: «Русские люди польским погрузчиком устанавливают памятник немецким военнопленным»…
После окончания всех работ один из участников этого мероприятия сказал: «Мой дед фронтовик не сказал бы мне спасибо за эту работу»…
В свете происходящих событий в Европе и на территории нашей бывшей огромной страны, наши работы выглядят, наверное, не уместными для некоторых людей. У каждого из участников этой работы в семье были родственники, которые принимали участие в Великой отечественной войне, мы понимали что делали. Но у русского народа есть поговорка: «С мёртвыми не воюем», а тем более с памятниками.
Хочется верить, что пройдут эти тяжелые времена, все встанет на свои места. Возможно, вновь приедут к нам представители иностранных государств и тогда можно напомнить им, посланникам высокообразованной, толерантной и дерьмократической Европы, что когда там у них сносили памятники нашим войнам, здесь в середине России русские люди установили памятники умершим военнопленным.
Лозунг выбитый на многих мемориалах посвященным советским солдатам освободителям напоминает:
Ни кто не забыт, ни что не забыто!
Наш народ помнит все…
Май 2022 г. А.Копырин