Сухарев Ю.М. Этнические особенности и межкультурные коммуникации российских немцев (Казахстан 80-90-е гг. 20 века)
Введение
Интерес к обозначенной теме объясняется стремительным исчезновением с громадной территории бывшего Советского Союза большой этнической группы, история проживания которой /в указанных границах/ составляет более 200 лет. Так из
Казахстана немцы почти полностью выехали в Германию. Велик их отток и из России.
Таким образом, этническая картина нашей страны лишается одного из важных и заметных элементов.
В данной работе исследуется этническая культура российских немцев в последние годы их проживания на территории Казахстана. В ее основе лежат личные наблюдения автора в местах компактного проживания немцев – в Казахской ССР /с. Новотроицкое,
Чуйского района Джамбульской обл./, а также в Омской обл./2004г./ и в среде переселенцев из СССР в Германии /2001г./
1. История появления немецких поселений в Казахстане.
В 80-е годы 20-го века численность немецкой диаспоры в Казахстане являлась самой большой в СССР и составляла 800 тыс. человек.
Существует мнение, что это стало результатом насильственного переселения во время войны. Это не совсем так. Более полная картина выглядит следующим образом
1. Cуществуют сведения, что уже в 19-м веке были отдельные немецкие колонии на территории Восточного Казахстана и сохранились до 90-х годов 20-го века.
2. Есть данные, что в начале 20-го века в Казахстан переселились /в поисках хороших земель/ некоторые колонии немцев-меннонитов иэ Таврической губернии [ 4 ].
3. Немцы в Омской обл. рассказывали, что их переселили туда /или, как они говорят «эвакуировали»/ во время первой мировой войны из Волынской губернии. Вполне вероятно предположить, что частью они могли оказаться и в сопредельном с Омской областью Казахстане.
4. Очевидно, что в период раскулачивания /в начале 30-х годов/ в Казахстан, как спецпереселенцы, попали и немецкие семьи /обычно они жили зажиточно/.
5. В 39-40-м годах, после занятия Советской Армией Прибалтики, Молдавии, Западной Украины в Казахстан выселялись кулаки и антисоветские элементы из этих районов, среди которых были и немцы /например, прибалтийские/.
6. После начала Великой Отечественной войны сюда направлялись спецпереселенцы немецкой национальности из Поволжья, c юга России, Грузии [ 2 ] и других территорий, близких к линии фронта.
7. На территории Казахстана было много подразделений трудармии, куда направлялись лица немецкой национальности, подлежащие мобилизации.
8. В начале 50-х годов, когда немцам-спецпереселенцам разрешили покидать места заключения, многие из Сибири и Урала переехали на жительство в Казахстан /вернуться в Поволжье и ряд других районов им запрещалось/.Выбор Казахстана был возможно обусловлен тем, что немцы тяготели к степным, нехолодным местностям / характерным для мест их прежнего постоянного проживания – Поволжье, Таврия/.
9. Свободное переселение из других районов страны в 50-е и 60-е годы по экономическим и семейным причинам.
Как пример приведу историю семьи моей жены. В 19-м веке их род проживал в Житомирском уезде Волынской губернии. Согласно энциклопедии Ефрона и Брокгауза в этом уезде в то время было 12 тысяч немцев-колонистов. В начале 20-го века часть семьи уехала в Германию и Канаду, где след их потерялся. Во время первой мировой войны житомирских немцев переселили в нынешнюю Омскую область, где они проживали до окончания военных действий и затем вернулись на Украину. Часть семьи через некоторое время, по личным мотивам, вернулась в Сибирь обратно /кое-кто живет там по сей день/.
Сибирские немцы переселению во время ВОВ не подлежали, однако в послевоенное время, добровольно завербовавшись на лесозаготовки в Тюменскую область, они оказались в одних бараках с поволжскими немцами-спецпереселенцами. Один из братьев женился на спецпереселенке и, когда было разрешено, переехал с семьей в Казахстан /ближе его жену к Волге не подпускали/. Второй брат женился на русской, со спецкомендатурой никаких дел не имел, но тоже, уже в 60-е годы, по приглашению брата, переселился в Джамбулскую область. Такими неисповедимыми путями потомки южногерманских анабаптистов оказывались в Чуйской долине.
2.Ценности российских немцев.
Основной ценностью русских немцев является семья. Семья четко структурирована, роли в ней установлены, корректировки невозможны. Очевидно, это вытекает из прежнего хуторского крестьянского уклада жизни немцев-колонистов – благополучие семьи зависит от ее четкой организации.
Род, как совокупность семей, имеющих общие корни, является меньшей ценностью, чем, например, у восточных народов. Влияние рода угасало. Это , видимо, связано с тем, что события века »растрясли» родовые структуры. Однако автору известны случаи, когда под давление родственников разрушались смешанные браки /в 50-е годы/.
Такие понятия, как »народ» и »нация», по моим наблюдениям , ценностью не являлись. Из-за действий немецкого /германского/ народа российские немцы дважды в течение века терпели лишения. Российская же диаспора всегда была разрозненна – географически, религиозно, — и не представляла монолитного целого, хотя имела общую иерархию ценностей.
Подтверждались существовавшие стереотипы о приверженности немцев к организованности и порядку. Следствием ценности »порядок» является ценность »собственность», т.е. воровство – это беспорядок. Впрочем, немцы, как и все советские люди, по мелочам приворовывали на производстве, но это им давалось труднее.
В основном соответствовала стереотипу и роль немецкой женщины – die Kuche, die Kinder, die Kirche /кухня, дети, церковь/,за исключением третей составляющей. Колонисты, в подавляющем большинстве – анабаптисты, и переселились из Германии от ненависти к церкви /как религиозному институту/, по мнению И.Шафаревича [6 ].
В среде »наших» немцев не подтверждается и стереотип об их приверженности к пиву и сосискам. Среди мужчин, кстати, редки случаи пьянства и курения /о женщинах и говорить нечего/.
Достоинства есть обратная сторона недостатков. На мой взгляд, авторитарность и порядок в немецких семьях подавляют навыки абстрактного мышления.
Нужно отметить, что под воздействием внешней среды, у послевоенных поколений приверженность указанным здесь ценностям снижалась.
3.Отношения в семье.
Семьи русских немцев патернальны. Как правило, они однонациональны и многодетны. По сравнению с русскими, немецкие женщины более ориентированы на домашнее хозяйство, нежели на общественный труд. Кухня и дети – вот их основная миссия. Именно мать устанавливает детям дневные задания. Например, обязательным и ежедневным являлось мытье полов и подметание во дворе. В русских семьях детский труд является желательным и поощряемым, в немецких – обязательным и безусловным.
Здесь большая субординация между взрослыми и детьми в семье. До тех пор, пока молодые люди не вступят в брак, они должны обращаться к родителям на »Вы».
Авторитет главы семейства очень высок. Я замечал, что молодые люди, выражая »свое» мнение по какому-то вопросу, дословно цитировали отца.
Мать всячески культивирует и поддерживает авторитет отца семейства.
4.Быт русских немцев.
Домашнее хозяйство русских немцев отличалось особым порядком. Это, кстати, отмечено и в энциклопедии Брокгауза-Ефрона. Пожалуй, порядок являлся для них большей ценностью, чем достаток /богатство/. Чистота во дворе и доме безупречны. И это при том, что большинство содержало домашних животных /свиней, коров/.
В Казахстане обязательной принадлежностью немецкого двора являлась летняя кухня. Немецкая баня – помещение для мытья. Париться в них не принято, и они для этого не приспособлены.
Быт скромный, мещанский / в хорошем смысле этого слова/. Убранство дома – занавески, полотенца, расшитые пожеланиями счастья на немецком языке и прочий продукт женского рукоделия.
В одежде немцы скромны, строги, аккуратны /в отличие от нынешнего коренного населения Германии/. Национальные элементы в одежде не просматриваются. Аккуратен и весь внешний вид русских немцев. Мужчины бород и усов, как правило, не носят.
Еще один признак »немецкости» – кухня. Такие блюда, как кухэ /пирог с сухофруктами/, штрудель /слоеный пирог/, нудель-суп /суп с лапшой/ — известны всякому немцу. Они большие мастера по приготовлению домашних колбас и других изделий из свинины.
Кухня, вообще, для немца больше, чем комната для приготовления пищи. Не случайно слово das Heim имеет два значения — дом и домашний очаг и является основой для слова die Heimat – родина.
5.Язык российских немцев.
Диалект российских немцев основан на южно-германском наречии. Хотя существовали немецкие общины, носители иных диалектов. Особенность языка диаспоры – он консервируется, в то время, когда в стране происхождения он развивается. Таким образом, со временем язык диаспоры становится архаичным.
Очевидно, коренной немец воспринимает язык российской диаспоры также, как русский человек – язык казаков-некрасовцев.
В 80-е годы большинство немцев, родившихся до войны, свободно говорили на родном языке и общались на нем в семье. Женщины старшего поколения часто по-русски говорили с акцентом. Они были меньше, чем мужчины, связанны с внешней русскоговорящей средой и больше замыкались на домашнем хозяйстве.
В послевоенном поколении свободное знание языка не часто. Школа, армия, институт, трудовой коллектив – везде русский язык. Кино, телевидение, печать – то же самое. В общении со старшими, в лучшем случае »понимаю по-немецки, отвечаю по-русски».
Кстати, в Германии, в семьях переселенцев ровно наоборот – быстро ассимилировавшиеся дети обращаются к родителям по-немецки, родители отвечают им по-русски.
Для справедливости нужно сказать, что в Казахстане раньше было много школ, где немецкий преподавался как родной язык. По республиканскому радио и телевидению были передачи на немецком языке.
6.Культура российских немцев.
Рассматривая культуру в узком смысле, также приходится делить немецкую диаспору на »довоенных» и »послевоенных». Довоенное поколение знает /в разной степени/ национальные песни и танцы. Для их детей это уже экзотика. Хотя, считающийся немецким, танец хопса-полька знают многие.
В Казахстане праздновались »немецкие» Рождество и Пасха /которые, как известно, по датам не совпадают с православными/.
Очень широко и многолюдно гуляли свадьбы. При этом использовались как русские, так и немецкие обряды. Вспоминается очень грустный обряд проводов невесты и жениха в первый свадебный вечер. Он символизирует прощание молодых с прежней жизнью. При этом исполняется трогательная, совсем не шуточная песня.
7.Религия российских немцев.
Большинство российских немцев-колонистов являлось протестантами – меннонитами и гернгутерами. Самая многочисленная группа – меннониты. Это секта анабаптистского толка. Адепты этого учения проповедовали необходимость перекрещения взрослых, а также отказывались брать в руки оружие. Они не признавали обе германские господствующие церкви – католическую и евангелическую. В России, в царское время, меннониты были освобождены от службы в армии. Во время первой мировой войны их призывали только в строительные и санитарные подразделения.
Верование меннонитов не требовало наличия духовенства. Для религиозных собраний в немецких поселениях строились молитвенные дома. В 80-е годы в отдельных местах они еще сохранились [4].Существовали и зарегистрированные властью меннонитские общины.
В селе Новотроицком в Казахстане существовала немецкая община, которая собиралась на свои собрания по частным домам. Как правило, религиозными были немцы старшего поколения, чаще женщины.
8.Межкультурные коммуникации российских немцев Казахстана.
В Казахстане в 80-е годы существовало этническое многообразие. Условно, по критерию культурной близости, просматривались две группы.
Первая – »русские немцы». Это следует понимать – русские и немцы. Название это было и общепринятым и самоназванием этой культурной группы. Таким образом, обиходная речь фиксировала консолидацию двух близких культур при столкновении с иной, другой и сильной.
Кроме того, что русский этнос и русская культура доминировали в СССР, в данном окружении это был и наиболее близкий немцам народ – христианские корни, европейцы, давние контакты…
Некоторые исследователи [1] указывают на имевшуюся у русских неприязнь к российским немцам за события Отечественной войны, возлагая на них национальную ответственность за злодеяния германских войск. Факты это не подтверждают. Дед моей жены, Гуга Штоберт, умерший зимой 1942 года, похоронен в одной могиле с русским односельчанином в д. Усовка Омской обл. В деревне не было мужиков, некому было копать мерзлую землю. И русские соседи разрешили захоронить немца в свежую русскую могилу. Это было в самый злой период войны.
Вторую культурную группу составляли мусульманские народности – курды, казахи, чеченцы, турки и др. »Русские немцы» определяли эту группу как »они», »другие».
На данном этапе своего развития этнические немцы не могли оказать заметного культурного воздействия на другие народы. Возможно, какие-то поведенческие традиции распространялись через смешанные браки внутри группы »русские немцы».
Сил этноса хватало только на то, что бы поддержать хотя бы отдельные элементы самобытности.
Немцы, защищаясь вместе с русскими от экспансии »чужих», все-таки не могли избежать воздействия полностью. Например, »русские немцы» попали под воздействие индийского кино. В Свердловске эти фильмы шли при пустых залах, а казахские кинотеатры ломились под напором желающих увидеть очередную »Зиту и Гиту».
Ну ладно, курды, культура которых близка индийской. Тяготение »русских немцев» к этому кино объясняется только попаданием в сильное поле иной, восточной, культуры.
А еще в Казахстане немецкая кухня обогатилась такими восточными блюдами как плов, манты, чебуреки и т.д. И на историческую родину они возвращались уже с казанами и мантицами…
Заключение
Таким образом, испытывая воздействие иных культур в 80-е-90-е годы 20-го века немцы, проживающие в Казахстане, все-таки сохраняли остатки культурной самобытности. Казалось, вернувшись в Германию, они должны окунуться в родную культуру, попасть в мир, разделяющий их ценности. Но все не так…
Они хранили традиции 18-го века. Германия 21-го века имеет иную культуру, иные понятия. Коренные немцы не понимают их диалект. Это язык предков.
Семья в Германии больше не ценность. Кухня – анахронизм. Культура – космополитична.
Вспоминается увиденная картина. Перед хеймом /общежитием переселенцев/ сидят на скамейке несколько старушек в платочках. Весь вид их, позы – чужды окружающему европейскому пейзажу.
Германия ставит целью их скорейшую ассимиляцию. Они не стали немецкими казаками-некрасовцами. Русские немцы оторваны от привычной среды. Жившие в сельской местности, в своих домах они расселяются по городам, квартирам. Жившие компактно, теперь распылены по всей стране.
Они сопротивляются ассимиляции. Пугают местных огромными свадьбами. Со всей Германии собираются на »вечер встречи бывших жителей совхоза »Дружба». Русифицируют немецкие обороты. Вот особенно забавные – »фрейндить»/дружить/,»шварцевать»/работать по черному,т.е. без налогов/,»путцать» /от нем. putzen-убирать, т. е. работать уборщицей, обычное для русских немок занятие/.
Они чужды немецкому обществу. Например, почти нет случаев заключения брака между коренными и “нашими”. Архаичность ценностей плюс “русскость” – вот формула их “инородности”.
Однако, это уже другая страница истории русских немцев.
2004 г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бруль В. Российские немцы в Сибири в 1935-1965гг.Немцы на Урале и в Сибири (материалы научной конференции) .Волот; Екатеринбург,2001
2. Кригер В. Свидетели преступлений. Немцы на Урале и в Сибири (материалы научной конференции) Волот; Екатеринбург,2001
3. Малый энциклопедический словарь. Брокгауз – Ефрон; Спб, 1907
4. Нейфельд Е.Я. Меннонитские поселения на Урале. Немцы на Урале и в Сибири (материалы научной конференции) Волот; Екатеринбург,2001
5. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. Социальная психология. Хрестоматия. Аспект Пресс. М.: 1999
6. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. Есть ли у России будущее? Советский писатель М.: 1991
2004 г