Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Карасев Н.С. Родственные связи церковнослужителей Маминых и Поповых

В ходе исследования генеалогии рода Маминых выяснилось, что одна из представительниц этой семьи, дочь священника Анна Дмитриевна Мамина, была замужем за священником Владимиром Ивановичем Поповым, служившим в разные годы в селах Невьянском, Акинфиево и Верхней Синячихе. Это обстоятельство побудило меня попытаться собрать и как-то систематизировать сведения о семье Поповых, служивших в указанных храмах.

Данная задача осложнялась двумя обстоятельствами: во-первых, моей удаленностью от региональных архивов, в которых могли бы сохраниться необходимые сведения, что ограничивало мой поиск только доступными электронными источниками; и во-вторых – тем, что фамилия Попов была одной из самых распространенных в среде церковнослужителей большинства российских епархий, в том числе Пермской и (с 1885 г.) Екатеринбургской.

Тем не менее, по публикациям епархиальных ведомостей и адрес-календарей, а также благодаря материалам других краеведов, размещенным в сети Интернет (прежде всего – на Форуме уральской генеалогии и на сайте Марии Игнатьевой http://oskolki.moy.su/), удалось эту задачу частично решить. Предлагая вниманию читателей данный материал, одновременно обращаюсь с просьбой по возможности дополнить его отсутствующими в нем сведениями.

В Сретенской церкви села Мурзинского Верхотурского уезда (ныне с. Мурзинка в Горноуральском городском округе) в середине XIX века служил священник Лука Алексеевич Попов. Прослужил он в этом храме около 35 лет, с 1840 г. до своей кончины в 1875-м. У Луки Попова было четверо сыновей, которые к 1877 г. окончили семинарию и служили священниками:

Иван (1868 г.) – в Верхне-Синячихинском заводе;

Михаил (1871 г.) – в Невьянско-Экономическом селе;

Алексей (1872 г.) – в Нижней Салде;

Гавриил (1873 г.) – в Баранчинском заводе.

В скобках указан год окончания семинарии по данным Адрес-календаря Пермской епархии за 1877 г. Точных сведений о годах рождения братьев Поповых у меня нет, но можно ориентироваться на то, что возраст выпускников семинарии на год окончания обычно составлял около 22 лет. О дальнейшей судьбе братьев Поповых удалось выяснить следующее.

Михаил Лукич около 10 лет служил священником Богоявленской церкви села Невьянско-Экономического, или Монастырского (ныне с. Кировское Алапаевского района). В 1883 г. он переведен к Алексиевской церкви Алапаевского завода, где прослужил более 20 лет, из них 11 – настоятелем; был председателем комитета по постройке в Алапаевске Александро-Невской церкви. В 1904 г. назначен настоятелем Богоявленского собора г. Ирбита. Был благочинным 2-го округа Верхотурского уезда (с 1893 г.), позднее – 1-го округа Ирбитского уезда. В 1904 г. возведен в сан протоиерея. Умер в январе 1909 г., похоронен за алтарем Свято-Троицкой церкви в г. Ирбите (могила сохранилась).

Фото Н.А. Медведевой

Алексей Лукич служил священником Николаевской церкви Нижне-Салдинского завода, умер в 1888 году. Настоятелем этой же церкви в 1876-78 гг. был, как известно, Наркис Матвеевич Мамин, отец Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Нижняя Салда. Храм Святого Николая Чудотворца (1890-е гг.)

Фото: http://uraloved.ru

Гавриил Лукич в 1875-93 гг. служил в Покровской церкви Нижне-Баранчинского завода (ныне пос. Баранчинский Кушвинского района). В 1893 г. переведен на Нижне-Салдинский завод, где ранее служил его умерший брат. В 1896 г. Гавриил Попов стал настоятелем Николаевской церкви; был благочинным 4-го округа Верхотурского уезда. Последнее обнаруженное упоминание о нем в Епархиальных ведомостях – информация о том, что священнику Гавриилу Попову в ноябре 1916 г. преподано благословение Святейшего Синода с грамотой «за особые труды по обстоятельствам военного времени». Дальнейшую судьбу Гавриила Лукича мне выяснить не удалось.

 

В контексте исследования родственных связей Поповых и Маминых, интересна судьба семьи старшего из сыновей мурзинского священника, Ивана (Иоанна) Лукича Попова. Он родился около 1846 г.; по окончании в 1868 г. Пермской духовной семинарии был рукоположен в сан священника к Успенской церкви Верхне-Синячихинского завода. В этом храме Иван Лукич прослужил более 40 лет, до выхода за штат в 1914 г. Есть также сведения, что он служил в Верхней Синячихе и позднее, в 1920-е годы; в воспоминаниях жителей посёлка «отец Иван» упоминается как последний священник (см. статью М. Игнатьевой «Успенская церковь Верхней Синячихи» на сайте oskolki.moy.su).

Успенская церковь в Верхней Синячихе: современное состояние

и макет храма из Верхне-Синячихинского музея.

Фото: http://archlikbez.ru

На сайте oskolki.moy.su также приведены выписки из метрических книг Успенской церкви, касающиеся семей церковнослужителей. Согласно этим сведениям, 2 июня 1871 г. у Иоанна Попова родился сын Владимир. Год спустя после неудачных родов в возрасте 19-ти лет умерла жена Ивана Лукича, так что по всей вероятности, детей кроме Владимира у него не было.

В Верхне-Синячихинском музее есть фотография любительского хора, которым руководил псаломщик В. И. Дягилев. Фотография сделана в 1909 г. В центре – священник Иоанн Лукич Попов.

Фото из фондов Верхне-Синячихинского краеведческого музея

Выяснение биографий отца и сына, как уже упоминалось, осложнялось распространенностью их фамилии: в епархии одновременно служило довольно много Поповых, среди которых был и полный тезка Владимира – священник, служивший в Шадринском уезде. Не миновала путаница в именах и Ивана Лукича: в некоторых публикациях содержится ошибочная информация, что священник Иван Попов из Верхней Синячихи был отцом братьев-священномучеников Александра и Константина Поповых. В действительности же их отцом был не Иван Лукич, а его однофамилец Иван Макарович Попов, служивший на момент рождения сыновей в Осинском уезде.

Анализируя опубликованные в «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» (далее – ЕЕВ) разрядные списки духовных учебных заведений, можно сделать вывод, что Владимир Попов окончил Екатеринбургское духовное училище в 1886 г. В списках учеников семинарии он не значится, однако в справочной книжке епархии за 1909 г. указано, что он из 1 класса семинарии. Вероятно, 1-й класс он даже не закончил – иначе упоминался бы в семинарских списках. С 1890 г. (согласно той же справочной книжке) Владимир служит псаломщиком. Данных о его назначении на эту должность в ЕЕВ нет, но можно предположить, что это произошло в сентябре 1890 г.: согласно опубликованным сведениям, 30 июня умер псаломщик церкви Нижне-Синячихинского завода Алексей Арефьев, и это место числится вакантным как раз до середины сентября.

Два года спустя Владимир Попов женится, запись о его браке обнаружена в метрической книге Петро-Павловской церкви села Арамашковского Екатеринбургского уезда (ныне село Арамашка Режевского района): 27 мая 1892 г. Жених – псаломщик Синячихинской Преображенской церкви Владимир Иоаннов Попов, 21 год; невеста – священника дочь девица Анна Димитриева Мамина, 22 года. Поручители по женихе Алапаевского завода Алексиевской церкви псаломщик Александр Димитриев Крутиховский и церкви села Клевакинского Екатеринбургского уезда священник Василий Георгиев Коровин; по невесте Останинского села священник Александр Григориев Кыштымов и церкви села Костинского священник Петр Димитриев Мамин (ГАСО ф.6 оп.5 д.245).

Теперь настало время рассказать о семье невесты. Анна Мамина родилась в 1869 г. в семье священника села Глинского Екатеринбургского уезда Пермской губ. Димитрия Алексеевича Мамина. Впоследствии ее отец был переведен во вновь открытый приход села Клевакинского. В семье, помимо Анны, было три сына – Петр (1868 г.р.), Василий (1872 г.), Евграф (1882 г.р.) и дочери Александра (1874 г.р.) и Надежда (1886 г.р.).

Село Глинское. Храм Святого Николая Чудотворца (не сохранился)

Фото: http://glinskoe.ru

Димитрий Алексеевич принадлежал к церковнослужительскому роду Маминых, окончил Пермскую духовную семинарию в 1866 г. Его отец Алексей Антонович (1820 – 1857) служил священником Николаевской церкви села Коневского Екатеринбургского уезда, а дед Антоний (Антон) Никитич (ок. 1782 – 1849) с 1816 по 1843 гг. был настоятелем Троицкой церкви села Истоцкого. Дату смерти Димитрия Алексеевича пока выяснить не удалось, вероятно он умер в 1887 или в 1888 г. Во всяком случае, после 1887 г. его имя ни в каких известных источниках не упоминается. Информация о его смерти не публиковалась, но осенью 1887 г. на его место в Клевакино был назначен другой священник – Василий Коровин (его, как и брата Анны Петра Димитриевича, мы видим в записи о бракосочетании в числе поручителей).

Село Клевакинское. Церковь Флора и Лавра

Фото: https://vk.com/xram.klevakinskoe

Елизавета Мамина, жена Димитрия Алексеевича, в 1888 г. определена на должность просфорни к Петро-Павловской церкви села Арамашковского. Судя по записям в метрических книгах этой церкви, здесь она с дочерями и младшим сыном и проживала. Обычно просфорнями назначали вдов или одиноких незамужних дочерей церковнослужителей – это была своеобразная «форма социальной поддержки». Впоследствии (в 1898 г.) Елизавета Мамина была переведена к церкви села Ярославского Ирбитского уезда, где и скончалась в 1910 г.

Анна Димитриевна до замужества окончила Епархиальное женское училище (в 1885 г.). Два ее старших брата к 1892 г. уже служили священниками – Петр, как уже упоминалось, в селе Костинском, а Василий – в селе Огневском Екатеринбургского уезда. Информацию о Петре и Василии можно найти в публикациях на сайте краеведа Юрия Сухарева (http://sukharev-y.ru/). В селе Костинском служил и умерший в 1890 г. двоюродный дядя Анны – священник Алексей Димитриевич Мамин.

Следует ответить на явно интересующий читателя вопрос о родстве упоминаемых здесь Маминых с известным писателем: клевакинский священник Димитрий Алексеевич Мамин был четвероюродным братом Наркиса Матвеевича, отца Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Следующие четверть века «трудовой биографии» Владимира Попова удалось почти полностью восстановить по хронике перемещений церковнослужителей, публикуемой на страницах ЕЕВ. Сначала его переводят в село Никольское Верхотурского уезда (ныне с. Покровское в Горноуральском городском округе). Дата этого назначения неизвестна. Вероятно, оно произошло в 1893 г. В марте 1895 г. Владимир рукоположен в сан диакона к Богородицкой церкви села Невьянского, а пять лет спустя – в сан священника к церкви села Дрянновского Шадринского уезда (ныне дер. Дрянново в Шадринском районе Курганской области). Здесь он прослужит около двух лет, и в 1902 г. возвратится в родные края, в село Иакинфиевское (ныне Акинфиево в Городском округе Нижняя Салда).

Интересно, что фамилия «Мамин» имела в Акинфеево и своего непосредственного носителя: согласно данным епархиальной хроники, псаломщиком в селе Иакинфиевском с 1904 по 1907 гг. служил Евграф Димитриевич Мамин, младший брат Анны Димитриевны – жены священника. О нем известны лишь данные о перемещениях по службе: в 1907-м он определен в село Мостовское Ирбитского уезда, затем служил в селах Никито-Ивдельском Верхотурского уезда, Верх-Ключевском, Черемисском и Катайско-Ильинском Камышловского уезда. Уволен за штат в 1916 г.

Если Успенская церковь Верхней Синячихи в большей степени связана с о. Иоанном Поповым, прослужившим в этом храме более полувека, то его сын Владимир дольше всего служил в Акинфиево. В опубликованном на страницах ЕЕВ «Дневнике путешествия Преосвященнейшего Митрофана, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, для обозрения церквей Верхотурского уезда в ноябре 1910 г.» можно найти сведения о посещении архипастырем обоих храмов:

29 Ноября. <…> В этот день предстояло проехать 86 верст по грунтовой дороге мимо заводов Нижне-Синячихинского и Верхне-Синячихинского и села Иакинфиевского. <…> В предутренней темноте миновали Нижне-Синячихинский завод и при первых проблесках рассвета прибыли в Верхн. Синячиху.

Этот завод основан в 1769 г. алапаевскими заводовладельцами. Каменный храм, построенный здесь в 1796 – 1804 гг., существует по настоящее время. <…> Прихожан числится при храме 2664 обоего пола. <…> Настоятель храма священник Иоанн Попов – почтенный старец, энергичный и опытный руководитель прихода. Несмотря на ранний час, он успел уж оповестить своих духовных чад о предполагаемом приезде Архипастыря и когда Его Преосвященство прибыл сюда, то сияющий огнями храм был уже переполнен собравшимися. <…> Преподав всем присутствующим благословение, Его Преосвященство посетил дом священника и затем выехал далее.

<…>

Следующая остановка происходила в селе Иакинфиевском. Это село ранее было деревнею прихода Нижне-Салдинского завода и только в Октябре месяце 1902 года от него отделилось, образовав самостоятельный приход. Церковь в нем деревянная, построена в 1868 году. Ныне пришла в ветхость, вследствие чего прихожане строят здесь новый каменный храм в честь Успения Божией Матери. Численность прихода: 868 душ мужского пола и 873 женского <…> В приходе две земских школы с общим числом учащихся в 125 человек. Церковное попечительство, существующее при церкви, деятельно трудится над созиданием нового храма.

Прибывшего Владыку встретило почти все село, но маленькая, низенькая, ветхая церковь могла принять только небольшую часть толпы, большая же половина жителей так и осталась на улице, лишенная возможности принять участие в молитве со своим Архипастырем. В храме Его Преосвященству представился Благочинный о. Гавриил Попов.

По окончании молебна Владыкою прочитано дневное евангелие и преподано назидание. Во время благословения народа Его Преосвященство производил испытание учащихся в знании Закона Божия. Ученики отвечали хорошо.

Из храма Владыка проследовал в квартиру священника о. Вл. Попова, где подробно ознакомился с ходом постройки нового храма, теми средствами, коия имеются на лицо для окончания постройки и выразил пожелание скорейшему окончанию дела.

(ЕЕВ. Неоф. Отдел. 1911. №12, 20 марта. С.293-296; №13, 27 марта. С.316-318)

Из этого текста видно, что Владимир Попов был первым священником самостоятельного прихода в Акинфиево, и именно он руководил постройкой каменной Успенской церкви, освященной в 1912 г. Сведения об освящении храма также можно прочитать на страницах ЕЕВ:

Донесение Архипастырю об освящении храма.

26 Декабря 1912 г. Его Преосвященством, Преосвященнейшим Епископом Митрофаном, получена была телеграмма следующего содержания: «23 Декабря благословением Вашего Преосвященства освящен храм в Иакиифиевском селе. Многочисленными молящимися во главе духовенства вознесены молитвы о Царствующем Доме и Вашем Преосвященстве в ново-освященном храме, скорейшему созиданию коего много потрудился иерей местного храма Владимир Попов. Благочинный Замятин, священники – Рысев, Чирков, Кузнецов, диаконы – Топорков, Комаров, псаломщик –регент Мартынов, от лица, молящихся учитель Данилов».

По поводу сей телеграммы резолюция Его Преосвященства, от 26 Декабря 1912 года за №10204, последовала такая: «Радуюсь и благодарю Господа Бога за то, что столь необходимое дело, как окончание устройства и освящения храма в с. Иакинфиевском, благодаря усердию досточтимого о. Владимира Попова, совершилось. Благодарю всех, кто пожелал разделить эту радость освящения храма с своим Архипастырем, и призываю всем им, как и трудившимся на пользу храма, Божие благословение. Епископ Митрофан».

(ЕЕВ. 1913. Неоф. Отдел. №2, 13 января. С.58)

Успенская церковь в селе Акинфиево

(фото: Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. Екатеринбург.: «Квист», 2009. — http://quist.pro)

О. Владимиру Попову, как следует далее из епархиальной хроники, было преподано Архипастырское благословение «за его пастырские труды и заботы по созиданию нового приходского храма, закончившиеся ныне освящением храма».

Прослужив двенадцать лет в Акинфиево, в начале 1914 г. Владимир Попов сменит отца в Верхней Синячихе. Несколько странно произведено это назначение: согласно епархиальной хронике, в январе «перемещены взаимно один на место другого священники церкви Верхне-Синячихинского завода, Верхотурского уезда, Иоанн Попов и священник церкви села Иакинфиевского, Владимир Попов»; а месяц спустя – «уволен за штат, согласно прошению, священник церкви села Иакинфиевского, Верхотурского уезда, Иоанн Попов». Можно предположить, что такая уловка была необходима именно для того, чтобы сын мог занять место отца – ведь официально практика наследования церковнослужительских мест была отменена еще в 1867 г. Впрочем, Владимир Попов прослужил в своем родном селе недолго – в августе 1916 г. он был почислен за штат в возрасте 45 лет. Вместо него в Верхнюю Синячиху был назначен священник Николай Юшков, вскоре умерший – в апреле 1917 г. Данных же о дальнейшей судьбе о. Владимира, как и каких либо сведений о его семье, мне пока обнаружить не удалось. Нет и ни одной его фотографии.

Всего лишь каких-то два десятилетия прослужил верующим Успенский храм в селе Акинфиево: в 1930-е годы он был закрыт. Такая же судьба постигла и одноименный храм с более чем вековой историей в Верхней Синячихе – впрочем, как и многие другие. Канули в лету и некогда служившие здесь пастыри…

Комментарии запрещены.

Полезные сайты