Сухарев Юрий

Календарь

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Копырин А.Л. Узкоколейки в районе «Чайки»

Осень в этом году решила слегка побаловать нас своей температурной составляющей. Пока нет большой слякоти, нудных осенних дождей, мокрого снега чередующего оттепели с заморозками. И вот, выбрав просвет в сводках синоптиков с пасмурными днями, мы решили немного пройтись по лесу. Для нас самое главное, что бы сверху не было атмосферных осадков в любом виде, а ночные заморозки нам на руку.

   Для пешеходных маршрутов, которые мы проводим по лесным массивам, при отрицательной температуре замерзают небольшие лужи, подмерзает верхний слой почвы и кое-где в болотах замерзает вода и толщина льда на некоторых участках достигает 3 — 4 см. А это достаточно для того чтобы осторожно пройти в сапогах по льду и не провалиться.

   В очередной раз нас интересовала тема узкоколейных железных дорог, которые находились в лесных массивах на территории Асбестовского района в военный период. Опираясь на рассказы старожилов и сверившись  с архивными документами, которые мы смогли прочитать на сегодняшний день, можно сказать, что на период 1945 года за современным северо-пролетарским отвалом существовала развитая сеть узкоколейных железных дорог. Все это лесное пространство, которое было принято называть «за речкой Пещеркой», на данный момент разделено на две части современной автодорогой, идущей в поселок Рефтинский.

   Южную часть от автодороги уже обследовали в прошлом году. А вот северная часть, представляет большой интерес. Хотя основная трасса узкоколейки нанесена на картах, но, по опыту прошлого года, с уверенностью можно сказать, что кроме основной трассы узкоколейки здесь найдется еще много ответвлений.

   Предварительно мы изучили архивные материалы, посмотрели старые карты, изучали территорию в современном цифровом варианте на экране компьютера, с космических спутников. Все это позволяют определить некоторые моменты, которые потом на местности можно осмотреть и проверить. Пройдя по лесным дорогам и вырубкам можно своими глазами увидеть, где были старые трассы узкоколейки, как они проложены и куда они шли.

   Свой маршрут мы начали с автодороги, которая идет на базу Чайка. Вот этот прямой участок, который идёт с автодороги, это и есть часть узкоколейной железной  дороги, которая была построена в военный период. По ней мы углубились в лес и, внимательно осматривая территорию, двинулись дальше.

   Буквально в трехстах метрах от дороги, которая повернула на запад, на трассе узкоколейки мы обнаружили насыпную дамбу шириной около трех метров. Высота дамбы на болотистом участке около полутора метров.

  

   Это дамба была отсыпана в болоте, где протекает ручей Теплый ключ. На местности в данный момент он шириной всего около метра, но заболоченный участок с обоих сторон ручья представляет определенную трудность для передвижения на любом виде транспорта. Поэтому через ручей был сделан небольшой мост. Останки  которого видны на местности до сих пор.

   Двигаясь дальше, мы сверяемся с картой, на которой  трасса узкоколейки поворачивает вправо и уходит в Восточном направлении. Шагая по трассе, внимательно  смотрим по сторонам, чтобы определить где были ответвления влево и вправо. В официальных документах они значатся погрузочными тупиками, а в рассказах тех, кто работал в лесу в тот период, они назывались усами.

   На местности ситуация конечно изменилось кардинально и неудивительно — с тех пор прошло более семидесяти лет, но тем не менее трассы узкоколейки хорошо проглядывается и вырубки, которые были сделаны в тот период, конечно, тоже заметны. На всех площадях, где в военное время велись большие лесозаготовительные работы, на сегодняшний день растет преимущественно березовый лес.

   Вот именно в этих местах, где растёт березняк и осиновые деревья и были сплошные рубки сосновых боров. Во время войны отсюда вывозили древесину по узкоколейной железной дороге. Старшее поколение жителей нашего города рассказывало, как они добирались сюда по железной дороге в зимний период. Даже для  школьников была норма 3 кубометра. В беседах с ветеранами, когда пытались узнать, где были участки для заготовки древесины, они не могли сориентироваться и точно сказать, говорили что в районе речки Пещерки и что ехать туда очень далеко.

   Двигаясь по лесу, смотрим по сторонам и когда замечаем что-то интересное или необычное, всегда внимательно осматриваем и конечно фотографируем.

   С левой стороны от узкой трассы узкоколейки замечаем сооружение с яркой зеленой крышей. Мимо пройти невозможно, конечно нужно посмотреть, что это такое. Подойдя ближе, увидели построенную охотниками подкормочную площадку и солонец.

На большой площадке, это скорее всего старый покос, посажен овес вперемежку с клевером и горохом. Отдельно на пологом склоне устроено порхалище для лесных обитателей. Там насыпан речной песок и мелкие кварцевые камешки. Это для боровой птицы, которая живёт в лесу. А сверху над порхалищем сделан навес из современного профильного листа, ярко зеленого цвета. В летний период это сооружение, возможно, не так заметено, а в период, когда на кустах опала листва, все это видно очень далеко.

    Осмотрев, идем дальше, по трассе узкоколейной железной дороги, выходим на большие заброшенные покосы, которые наверняка использовались и раньше.

По кромке покосов идет дамба от узкоколейки, на сегодняшний день она заросла густыми кустами. А вот сразу за покосами, в правую южную сторону, видны два ответвления узкоколейной железной дороги. Пройдя немного дальше, буквально через двести метров, еще одно ответвление, но уже в левую сторону.

   В северном направлении все дороги и трассы узкоколейки, которые были раньше, выходят на кромку коридора высоковольтных линий, который идет с Рефтинской ГРЭС. А дальше по всей вероятности они переходят эти линии и имеют продолжение на другой стороне, но мы туда не идём, чтобы не терять времени, нужно двигаться дальше, а ответвления за линией ЛЭП оставим на потом.

   Двигаясь по трассе узкоколейки, видим много отходящих дорог, как в левую сторону так и в правую, что бы убедиться что это старая трасса узкоколейки, проходим метров двести и осматриваем площадь и состояние местности, проверяем уклоны и наличие насыпей.

   Шагая по лесу, наблюдаем еще несколько лесных просек, которые так же плавно отходят от основной линии, но некоторые из них выражены не очень ярко. Чтобы установить, что это такое — дорога или трасса узкоколейки, надо пройти по ней хотя бы метров триста. По плавности поворотов, как говорят специалисты по железным дорогам, по радиусам кривой, можно определить или это вырубка или это как раз трасса узкоколейной железной дороги. Объясняется все просто. На любых железнодорожных путях перекрёсток не может быть перпендикулярным, паровоз не может повернуть как автомашина, для этого требуется радиус поворота. В разных случаях он разный, где-то радиус очень крутой это объясняется рельефом местности и наличием болот, а где то плавный.

   И здесь на местности можно увидеть, что ответвления были и в противоположную сторону, как бы назад. У специалистов путейцев это называется врезка обратной стрелки. И самое интересное во многих местах, где нами было принято единое мнение о наличии ответвления, на старых березах есть уже оплывшие затески. Эти знаки сделаны с нескольких сторон, так что это еще один элемент подтверждающий, что именно в этом месте было ответвление железной дороги.

   На следующем отрезке пути выходим к пересечению с высоковольтными линиями электропередач. В Южном направлении видны садовые домики. Переходим ЛЭП и видим справа от трассы узкоколейной железной дороги, стройными рядами посадки сосны, которые производились, скорее всего, в конце XX века.

   А мы выходим на очень интересный участок трассы узкоколейки, который пересекает высоковольтную линию и выходит на северную часть.

Дальше трасса делает крутой поворот в обратном направлении и вновь пересекает коридор высоковольтных линий передач под острым углом. И выходит на территорию садов расположенных под ЛЭП. А совсем рядом с поворотом трасса узкоколейки пересекает речку Пещерку.

   В этом месте речка имеет небольшое ширину, примерно метра полтора. Но очень бурное течение, это благодаря недавно прошедшим дождям и таянию снега, который выпал недавно и на сегодняшний день можно сказать полностью растаял.

   Здесь на переходе через речку Пещерку, видны остатки старого моста. Лежат здоровенные брёвна остатки асбоцементной трубы большого диаметра и видны старые пеньки.

И рядом буквально в ста метрах от этого мостика, бобры на высоковольтной соорудили большую плотину, а пространство разлившейся воды имеет большую площадь.

   Осмотрев гидротехнические сооружения бобров и  всё зафиксировав на цифровые носители, мы внимательно оглядываемся, рядом в восточном направлении в давние времена на кромке леса был родник. На сегодняшний день весь участок заболочен, а ярко выраженного родника не видно. Зато рядом стоит квартальный столбик, который уже покосился, потому что он установлен на заболоченной территории. А так как современная экономическая модель оптимизировала работников лесного хозяйства, новый столб видимо поставить никому.

   Сады на высоковольтной представляют интересную картину, как, впрочем, и везде. Здесь есть основательные крепкие домики и ухоженные участки, а есть и покосившиеся избушки. Есть и оригиналы с чувством юмора. На заборе одного из участков навешаны старые мотоциклетные шлемы. Многие по конструкции нам знакомы, мы тоже бывшие мотоциклисты со стажем. А вот хозяин участка, на котором висят шлемы, очевидно «жесткий рокер».  

   По кромке высоковольтной линии, с южной стороны, вырублена полоса леса примерно десять метров шириной. Рубка очевидно была весной, а брёвна до сих пор лежат на месте. Как-то это не вяжется с тем, что мы видим по телевизору, там активная борьба с черными лесорубами, которые вывозят лес из нашей страны. А у нас вот здесь, вдоль кромки леса, лежат прекрасные сосновые бревна, срубленные, очищенные от вершинок. Правда, глядя как они бессистемно навалены друг на друга, создается впечатление что они брошены.

   Возможно, это объясняется отсутствием дороги по высоковольтной. Или лесозаготовители ждут зимнего покрова, когда верхний слой земли промерзает и можно будет подъехать на технике.

   Двигаясь по трассе узкоколейки, пересекаем две грунтовые дороги, которые ведут в сады расположенные на высоковольтной. И замечаем, что в одном месте грунтовая дорога частично использует трассу узкоколейки, которая была проложена в старые времена. По этой трассе бывшей узкоколейке, ответвление от основной дороги в северном направлении, на сегодняшний день работает автодорога отсыпанная щебёнкой. А в правую сторону, вдоль этой же автодороги уходит ответвление узкоколейки, которая дважды пересекает щебеночную дорогу, идущую в сад и выходит, почти к современной автодороге, которая идёт на посёлок Рефтинский. Но перед самой дорогой, она теряется в посадках соснового леса, которые были произведены в конце XX века.

   Дальше трасса узкоколейки идет по кромке садов, которые расположены вблизи поселка Рефтинского и поворачивает влево на север. Но здесь территория полностью застроена садовыми участками, распахана, прокопаны канавы, сделаны грунтовые дороги и следовательно рельеф полностью нарушен. А леса нет вообще, а мы ориентировались преимущественно по лесным просекам.

    На территории садов бесполезно искать следы трассы узкоколейки, зафиксировав всё на цифровые носители, мы выходим на автодорогу. На сегодняшний день маршрут закончен, трасса узкоколейки, которая нанесена на картах, пройдена. Материалы, которые мы собрали, будут обработаны и еще раз сопоставлены с архивными материалами, которые имеются в нашем распоряжении.

   Но вопрос до конца не решен и некоторые ответвления, которые идут в глубь леса еще требуют своего изучения. По ним нужно пойти и все осмотреть. В каком направлении они идут и до какого участка леса.  Ответвления, которые идут в правую южную сторону, почти все доходят до современной автодороги. По ним хотя бы по двум или трём, нужно пройти дополнительно и проверить до конца. Точно такое же мероприятия надо произвести по хорошо видимо ответвлением узкоколейки в северном направлении, которые пересекает высоковольтную линию и уходят дальше.

   Кроме того, на речке Пещерке, ближе к охотничьей  базе Чайка, в прежние времена через речку на покосах  был небольшой мостик. В то время, когда мы его видели, внимания на него не обратили. Но сегодня нам пришла в голову мысль, что это останки старого моста и надо его найти и осмотреть. Можно предположить,  что это был еще один из мостов, построенных для узкоколейной железной дороги, для перехода ветки через речку в лесные массивы которые расположены дальше.

Так что темы для исследований у нас еще есть. Выберем время и погоду и в путь…

 

Октябрь 2020 г.                А.Копырин

 

Комментарии запрещены.

Полезные сайты