Сухарев Юрий

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Макарова О.Ю. Духовная связь поколений через творчество…

     

Из детей Натальи Алексеевны Колтовской (урожд. Турчаниновой) в истории остались только внебрачные сыновья: Павел (6.10.1798-2.03.1870) и Владимир (1802-13.05.1884) Соломирские. Их отцом называют то Д.П. Татищева, а то и самого императора Павла I [9; с.150,151].

       Младший сын Колтовской писал стихи, но многие современники считали стихи Владимира Дмитриевича Соломирского бездарными. По словам Л. Н. Майкова, Соломирский не чужд был литературных интересов, писал стихи, но, кажется, ничего не печатал [41; с. 421].

Его сын Эммануил (Мануил) (1863), как и отец писал стихи. 14 апреля 1895 г. Эммануил Соломирский познакомился с Н.К. Рерихом, о чем Рерих записал в студенческом дневнике: «Познакомился с Эммануилом Владимировичем Соломирским, удивительный субъект – психопатичный, но и талантливый. Многие из его стихотворений мне понравились ужасно. В духе А. Толстого.» Свои сочинения Эммануил Владимирович в 1897г. показывал известному литературоведу А.Н. Пыпинк. «Позвольте мне просить Вас, — писал Э.В. Соломирский 7 ноября, посмотреть, кстати, и эти прилагаемые стихотворения. Может быть, они будут иметь значение для окончательного выяснения, есть ли у меня данные, чтобы достичь известного совершенства в поэзии» [31; с. 291]. Ястребцев В. В. же в своих воспоминания писал, что «за ужином (на юбилее Н. А. Римского-Корсакова) провозглашались многочисленные тосты за здоровье юбиляра… Наконец, поэтом Э.В. Соломирским был прочитан юбиляру стихотворный привет:

Устами скромного поэта

Бессмертные богини света

Поэзия и красота

И их сопутница – мечта

Благодарят тебя за дружбу…

За верность, искренность и службу…» [42; с.175]

Эммануил Соломирский отличался и музыкальным талантом, пробовал себя как композитор. Его произведения были изданы в 1901 г. в Санкт-Петербурге в нотном издательстве Ю.Г. Циммермана. Это сборник романсов на слова русских поэтов – Н.Ф. Щербины, Л.И. Пальмина, Л.И. Косуновича и др., а также знаменитых немецких поэтов Г. Гейне и Ф. Шиллера, перевод стихов которых он осуществил сам [10; с. 441]. Этот сборник хранится в фондах Российской государственной библиотеки. Там же имеется произведение русского композитора Александра Николаевича Шефера «Не унывай» на слова Э.В. Соломирского, написанное в популярном в то время жанре мелодекламации.

       Старший сын Н.А. Колтовской Павел Дмитриевич Соломирский, получив разрешение у московского военного генерал-губернатора Д.В. Голицына, 1 июля 1835 г. женился на дочери Московского почт-директора А.Я. Булгакова фрейлине Екатерине Александровне (1811-1880) [30;с.639]. Поскольку семейство Булгаковых регулярно
давало приемы, на них всегда звучала музыка и очень часто музыкальными талантами блистали на этих вечерах сами члены семьи Булгаковых. Екатерина Александровна обладала очень приятным голосом и хорошо пела. «Вчера, – сообщил отец Екатерины А.Я. Булгаков своему брату в письме от 21 марта 1829 г., – провели мы очень приятно вечер дома. Давно к нам просится поэт Пушкин в дом; я болезнью отговаривался, теперь он напал на Вигеля, чтобы непременно его к нам ввести. А вчера был очень любезен, ужинал и пробыл до 2–х часов. Восхищался детьми и пением Кати, которая пела ему два его стихотворения, положенные на музыку Геништою и Титовым. (Следует заметить, что Соломирские были в родстве с Титовыми через родную сестру Колтовской Елизавету.)  [22; с.208].

       У Екатерины и Павла Соломирских было много детей: Ольга, Дмитрий, Екатерина, Лев, Александра («Фютюлечка»), Мария, Александр и Наталья [31; с. 270].

В начале 1840-х годовЕкатерина Александровна и Павел Дмитриевичс детьми переехали на Урал, в усадьбу при Сысертском заводе[31; с. 292]. Обосновавшись в Сысертском заводе, Соломирские стали организовывать музыкальные вечера, которые большей частью предназначались для членов их семьи. Ими был основан и домашний театр (40-50-е годы XIX в.), Соломирская сама готовила костюмы к постановкам [22; с. 208]. «Без театра нам скучно, — пишет она отцу. — Это сделалось страстью у нас у всех». Спектакли давались по поводу домашних праздников, именин членов семьи и их ближайших родственников. Репертуар был продиктован исключительно симпатиями, привязанностями самой устроительницы. Художником и постановщиком спектаклей была сама Соломирская. Были у театра и свои афиши, которые Екатерина Александровна регулярно высылала в Москву отцу.Кроме самих Соломирских, в спектаклях принимали участие их ближайшие родственники и друзья, например, жена управляющего заводами Хвощинского» [20].

В 1866 г.П. Д. Соломирский написал мелодию к народному тексту «Ах, не солнышко затмилось». Песня была напечатана в Петербурге у М.Бернарда (ноты хранятся в Российской национальной библиотеке). О музыкальном образовании Павла Дмитриевича не сохранилось никаких свидетельств, скорее всего оно было домашним [22; с. 208].  Однако, в своих мемуарах граф С.Д. Шереметев вспоминал, что Соломирский был «большим музыкантом и человеком очень приятным…» [21; с. 109].  

       «Во второй половине XVIII в. провинциальные дворяне обзаводились собственными небольшими оркестрами и слушали музыку за столом или в саду, обязательно звучала музыка во время семейных торжественных событий. Постепенно это увлечение музыкой переросло в потребность и необходимость дать своим детям навыки игры на музыкальных инструментах, некоторые помещики сами осваивали нотную грамоту. Для обучения музыке нанимали специального человека, преимущественно это был капельмейстер иностранного происхождения».

Вероятно, в получении музыкального образования детей Екатерины и Павла Соломирских важную роль сыграл гувернер – Алексей Иванович Кронеберг. Его близкий друг Д.Н. Мамин-Сибиряк отмечал музыкальные способности Кронеберга как исполнителя (пианиста) и композитора [21; с. 133-142]. Личное книжное собрание А.И. Кронеберга включало сочинение доктора философии, профессора Харьковского университета Г.Г. Гесса де Кальве «Теория музыки или Разсуждение о сем искусстве…», в котором, кроме истории и описания разных инструментов, подробно прописаны «основные правила сочинения музыки» [21; с. 133-142].

В начале 1850-х гг. А. И. Кронеберг принял предложение владельца Сысертского горного округа П.Д. Соломирского стать гувернером его детей. Прекрасно образованный, А.И. Кронеберг был подготовлен к этой работе: он владел шестью иностранными языками, серьезно занимался математикой, прекрасно музицировал. В поселке Сысертского завода он несколько лет обучал многочисленных детей Соломирских, женившись на их старшей дочери Ольге (1837-1888). В этом браке родилось 8 детей [33; с. 226].  

В 1880-х гг. дочь Алексея Ивановича Кронеберга и Ольги Павловны, урожденной Соломирской, Варвара Алексеевна Кронеберг (в замужестве Герц-Кронеберг) брала уроки пения у выпускника Петербургской консерватории Петра Феофановича Давыдова, а позднее сама давала частные уроки музыки, преподавала вокал в Екатеринбурге [22; с. 208];[26; с. 65,66]. Согласно данным историко-статистического справочника учительница пения Кронеберг Варвара Александровна, проживала в Екатеринбурге на Вознесенском проспекте, д. 59 [8; с..992]. В 1880-х гг. Варвара Алексеевна регулярно участвовала в концертах Екатеринбургского музыкального кружка [22; с. 208];[26; с. 65,66].

Кронеберг Варвара Александровна

В.А. Герц-Кронеберг была верной помощницей мужа, банковского служащего и преданного служителя муз, Сергея Ивановича Герца (1862–?). В январе 1884 г. он был избран распорядителем хорового отдела музыкального кружка, а позднее стал одним из распорядителей всего музыкального отделения. Осуществляя не только организаторские функции, но также участвовал в концертах и спектаклях в качестве пианиста и дирижера. Став его женой, Варвара Алексеевна часто выступала вместе с ним в концертах и оперных постановках кружка. Подобно многим детям Алексея Кронеберга Варвара Алексеевна отличалась живым характером и интересом к общественной деятельности. Она являлась активной участницей, а позднее и почетным членом Екатеринбургского музыкального кружка. В марте 1884 г. В.А. Герц-Кронеберг и П.Ф. Давыдов на одном из концертов исполнили дуэт из оперы «Русалка» [28; с. 65,66].В 1884–1885 гг. Варвара Алексеевна неоднократно выступала, исполняя партию Маргариты из оперы «Фауст» и партию Наташи из оперы «Русалка», а также другие оперные партии [26; с. 68]. В 1885 г. местная пресса отметила успех «г­-жи Кронеберг, обладающей звучным, чистым сопрано» (Екатеринбургская неделя, 1885 – 11 –22 янв.). С 1893 г. упоминается ее высокое и подвижное колоратурное сопрано [13; с. 248]. В сезонах 1893-1895 гг. в Томске в исполнении сольных номеров участвовали В.А. Герц (сопрано) и В.И. Розеноэр (баритон). Публика с симпатией отнеслась к выступлениям Варвары Алексеевны. В афишах и программах концертов она значилась как «артистка русской оперы» [13; с. 113,220]. «В одном из концертов Томского музыкального общества (сезона 1898-1899г.?) принимала уча­стие г­жа В.А. Кронберг – певица хорошей школы, с прекрас­но обработанным, хоть и небольшим, голосом, – пение её ино­гда положительно чарует слушателя». [11; с. 201] 18 фев­раля1899 г. в Томске в журнале «Сибирский наблюдатель» опубликовано стихотворение Всеволода Сибирского с посвящением Варваре Алексеевне Кронеберг «Когда поёшь ты…». В 1901–1912 гг. оно вновь публиковалось в журнале «Сибирский наблюдатель» и в газете «Сибирские отголоски» [37; с. 415]. По данным справочника 1889г. учитель музыки Герц Сергей Иванович проживает в Екатеринбурге по ул. Большая Съезжая, д. 16 [8; с.992].

     В первом десятилетии XX в.В.А. Герц-Кронеберг приняла участие в постановке ряда опер: в 1906 г. в Екатеринбурге была участницей постановки «Тангейзера» Вагнера [26; с. 66]. «В сентябре 1908 г. С.И. Герц представил екатеринбургской публике свои романсы, симфоническую картину и оперу-феерию “Царица эльфов”, премьера которой состоялась годом раньше в Москве. Он сам дирижировал спектаклем, а в главной партии предстала его жена. Постановка «Царицы эльфов» произвела на горожан прекрасное впечатление, “…хорошо звучал голос г-жи Кронеберг-Герц”».

 В одной из концертных программ прозвучала Ave Maria покойного Алексея Ивановича Кронеберга [40; с. 168,169]. В мае 1908 г.Варвара Алексеевна спела с Г.С. Хржановским дуэт из оперы «Риголетто» Верди и болеро из «Сицилийской вечерни» [26; с. 66]. В.А. Герц-Кронеберг деятельно помогала С.И. Герцу в организации общедоступных симфонических концертов, выступая на них с сольными номерами. В частности, на общедоступном концерте, который состоялся 10 декабря1910 г., она вместе с Г.С. Хржановским впервые в истории Екатеринбурга исполнила дуэт из оперы Гречанинова «Добрыня Никитич» [26; с. 66].

Представители многих известных в Екатеринбурге семей, были инициаторами и постоянными участниками всех концертных и театральных мероприятий музыкального общества. Это Маклецкие, Казанцевы, Ивановы, Тиме, Симановы, Клепинины, Клеры, Кронеберги, Шнейдеры. Более 30 лет В.А. Кронеберг не прерывала своей концертно­-сценической деятельности, чередуя любительскую сцену с профессиональной. В 1900-1910 гг. В.А. Кронеберг-Герц была избрана почетным членом Екатеринбургского музыкального кружка, разделяя это заслуженное многолетними трудами звание с младшим братом — Петром Кронебергом [40; с. 168,169].           

Позднее Варвара Алексеевна Кронеберг-Герц из Екатеринбурга переехала в Москву, предположительно работала (с 1926 г.?) в музыкальном техникуме им. Скрябина [1] и проживала по ул. Знаменка, дом 13 [16].

В 1900-1910-х гг. еще одна дочь Ольги Павловны, ур. Соломирской, Наталья Алексеевна Кронеберг (в замужестве Чиканцева) участвовала в камерных концертах Екатеринбургского музыкального кружка [40; с. 168]. Так, в марте1912 г. пресса сообщила о концерте музыкального кружка, который состоялся в Общественном собрании. В небольшой заметке говорилось: «Романсы поют Наталья Алексеевна Чиканцева (Кронеберг), Д.И. Бебенина, В.А. Герц-Кронеберг и г-жа Меньшикова. Соло на виолончели Медлин, трио скрипка, виолончель, рояль Вульф, Медлин, П.А. Кронеберг» [26; с. 66].

     Семьи музыкантов-любителей, где занятия музыкой становились семейной традицией, бережно передаваемой потомкам и сохраняемой ими, вписаны в историю культуры Урала. Образованность и музыкальная «начитанность» в этих домах достигали профессионального уровня [5; с.17].

Вторая дочь дворянина А.И. Кронеберга (1829–1880) Софья была замужем за Иваном Германовичем Тиме (р. 1864). Он окончил гимназию и музыкальную школу, служил в Нижнем Тагиле в бухгалтерии заводоуправления и был капельмейстером заводского оркестра. Оркестр обслуживал праздники, спектакли заводского театра, летом играл в городском саду, регулярно выступал в Заводском собрании служащих, выезжал для выступлений в другие города Урала. В репертуаре имелись марши, бальные танцы, оперная музыка [6]. В мае 1898 г. заводской оркестр под управлением И.Г. Тиме был распущен, но вскоре вновь возродился как «оркестр бальной музыки». Софья Кронеберг-Тиме приняла участие в постановке оперы «Князь Игорь» Бородина, осуществленной Екатеринбургским музыкальным кружком в 1894 г. – она спела партию Кончаковны [40; с. 168]. Тиме Иван Германович учитель музыки, по данным все того же историко-статистического справочника, проживал в г. Екатеринбург на ул. Дровяная, д. 5 [8; с.992].

В семье Софьи Алексеевны и Ивана Германовича Тиме было шесть детей: Алексей (ок. 1893-1943), София, Евгений, Ольга, Наталья, Герман. [6];[36; с. 6]. У старшего из детей Тиме – Алексея Ивановича (ок.1893-1943) в 1924 г. родилась дочь Ирина [34];[36; с. 6].

       В 1964 году Василий Клейменов (мастер цыганского танца, художественный руководитель и балетмейстер Московского Театра Танца Фламенко) вспоминал, как, поступив в Ростовское культпросвет училище, он учился у выдающегося хореографа и балетмейстера Ирины Алексеевны Тиме (внучка Софьи Алексеевны, ур. Кронеберг). «…Моя крестная мама в хореографии и вообще в искусстве – Ирина Тиме, внучатая племянница Елизаветы Тиме, готовившей танцовщиков и танцовщиц еще в императорском театре» – писал Василий Алексеевич Клейменов. Ирина Тиме первая отметила и развила его балетмейстерские способности [18]. В конце 1960-х — начале 70-х годов она работала во Дворце Ростсельмаш. Последующие годы артистка балета и преподаватель хореографии, заслуженный работник культуры РФ И.А. Тиме жила в Сочи [32];[36; с. 6].

Наиболее яркий след в деятельности Екатеринбургского музыкального общества оставил один из самых талантливых детей А.И. Кронеберга и О.П. Кронеберг (ур. Соломирской) – Петр. Он окончил Екатеринбургскую гимназию, а получив высшее юридическое образование в Петербурге, в 1900 г. вернулся в родной город. Сразу же принял участие в торжественном акте открытия концертного зала Маклецкого, аккомпанируя певцам. В том же первом сезоне встал за дирижерский пульт, руководя выступлениями хора и оркестра [40; с. 168].

Многие из концертов тех лет были благотворительными, в частности, в пользу недавно открытой библиотеки им. В.Г. Белинского. Почти все они проходили при деятельном участии П.А. Кронеберга, с 1903 г. входившего в составе Правления библиотеки, о чем говорится в Отчете Екатеринбургской Публичной библиотеки им. В.Г. Белинского за 5-й год ее существования.

Еще более ответственные функции брал на себя Петр Алексеевич как дирижер оперных спектаклей кружка: наиболее серьезной была постановка «Тангейзера» Вагнера, осуществлённая в 1906 г. к 25-летию ЕМК [40; с. 168].

Екатеринбургский музыкальный кружок (ЕМК) в XIX в. был первым, официально оформившимся художественным любительским обществом центра горного Урала. Он работал по Уставу, утвержденному Министерством внутренних дел к 1880 г., имел два отделения (музыкальное и драматическое) и объединял до двухсот членов [40; с. 165].

 С начала XX в. П.А. Кронеберг взял на себя обязанности дирижера музыкального кружка.29 апреля 1901 г. в зале И.З. Маклецкого состоялся концерт «свободной художницы», то есть выпускницы консерватории А.Д. Гуревич-Петровой и ее учеников.  Почти на всем протяжении концерта роль аккомпаниатора исполнял Петр Алексеевич Кронеберг. В конце того же 1901 г. он дирижировал оркестром во время исполнения опер «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Песнь торжествующей любви» Гартевельда.

П.А. Кронеберг нередко дирижировал и хором [26; с. 66,67].В начале января 1903 г. в Общественном собрании Екатеринбурга на сцене выступил Б.Я. Шнейдер в новом и модном тогда жанре мелодекламации, фортепианное сопровождение было сыграно его матерью. Она же аккомпани­ровала в этом концерте хору кружка, которым дирижировал П.А. Кронеберг. [40; с. 171]   

 В январе 1904 г.Екатеринбургскиймузыкальный кружок вручил Петру Алексеевичу Адрес следующего содержания: «Уже несколько лет музыкальный кружок видит вас своим руководителем, и с первого года вашей деятельности вы завоевали прочные симпатии публики, но, конечно, никому не может быть так хорошо известно, сколько трудов и огорчений приходится испытывать вам при постановках опер и концертов, как нам, хору музыкального кружка, с которым более всего вам нужно тратить свое время, труд и знание. Участвуя во всех операх, поставленных вами, мы должны признать, что если мы и достигли каких-либо положительных результатов, то исключительно благодаря вашей энергии и знанию. Позвольте же, глубокоуважаемый Петр Алексеевич, нам, хору музыкального кружка, вручить этот слабый знак признательности и надеяться, что вы и впредь не оставите свой пост руководителя» [26; с. 67].

«…Своеобразной кульминацией в деятельности ЕМК стал 1908 г., когда Петр Алексеевич возглавил музыкальное отделение общества. По информации газеты «Уральская жизнь», музыкальный кружок тогда «впервые выступил с пропагандою уральской музыки». Кроме того, П.А. Кронеберг дирижировал ораторией Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте» и другими сочинениями.  Перед началом этих концертов он выступал «с небольшими лекциями-беседами о композиторах,чьи произведения исполнялись» [39; с. 192]. 

В 1908 г. в грандиозной сборной программе концерта (Екатеринбургского музыкального) кружка, посвященного 30-летию со дня кончины Н.А. Некрасова, среди участников мероприятия фигурируют имена: П.А. Кронеберг, Г.О. Клер, Б.Я. Шнейдер. С этого года все они входят в Совет ЕМК [40; с. 171,172]. В разные годы в советы старшин, руководивших отделениями, входили также Д. Мамин-Сибиряк, Г. Тиме, С. Герц, Л. Гойер, Е. Иванов, Н. Беренов, П. Кронеберг [12; с. 218].

Нередко к услугам П.А. Кронеберга прибегали профессиональные артисты. В феврале 1910 г. в Екатеринбурге прошли концерты скрипача М. Карасика, пригласившего в качестве аккомпаниатора Петра Кронеберга. Члены музыкального кружка ценили Кронеберга как талантливого виртуозного пианиста, но и отдавали ему должное как дирижеру. Дирижировал Кронеберг оркестром так, что местная пресса с восторгом писала: «Оркестр вполне освоился с выразительными движениями своего дирижера, чрезвычайно чутко исполняет его указания…» [26; с. 67].

В работе Екатеринбургского музыкального кружка принимали посильное участие и жены Алексея Алексеевича и Петра Алексеевича Кронеберг: Люция Фоминична и Анна Сергеевна [40; с. 168].

Как член Екатеринбургской Городской Думы, Петр Алексеевич принял самое деятельное участие в комиссии по организации строи­тельства и открытия нового Городского театра. Благодаря со­вместным усилиям таких энтузиастов, как он, новая Екатерин­бургская опера с первого своего сезона 1912-1913 гг. заняла достойное место среди самых лучших театров России. В 1913-1914 гг. присяжный поверенный по доверенности П.А. Кронеберг состоял в городской театральной дирекции, ведавшей делами оперного театра [39; с. 191,192].

В мае 1919 г. Екатеринбург покинули многие представители интеллигенции, в том числе семья П.А. Кронеберга. Петр Алексеевич сначала оказался в Омске, а затем перебрался в Иркутск. Не пожелав покидать Россию, он остался в Иркутске, где некоторое время под фамилией Орлов служил дирижером в местной опере [26; с. 69-70]. Позднее Кронеберг-Орлов переехал в Уфу, где и прошли последние годы его жизни [39; с. 195,196,197].

   «Старший сын Екатерины Александровны и Павла Дмитриевича Соломирских Дмитрийбыл по образованию юристом: по окончании Московского университета, он служил в Перми, Петербурге, Екатеринбурге». «Далеко не последнее место среди увлечений Дмитрия Павловича занимала музыка, в приобщении к которой немаловажную роль сыграли семейные традиции. В 1866 г.афиша приглашала пермяков в зал Благородного собрания на концерт любителей, на котором среди авторов исполняемых романсов встречается имя Д.П. Соломирского.

Росту интереса юного Дмитрия к музыке, вероятнее всего, способствовали не только семейные музыкально-театральные традиции, но и образование, которое в дворянской среде обязательно включало музыку. С молодых лет Дмитрий Павлович пользовался среди друзей славой импровизатора, сочинял романсы, небольшие произведения для фортепиано.

Д.П. Соломирский в Петербурге в 1872 г. напечатал свой «Альбом», в который вошли восемь романсов и песен на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, А.Н. Всеволожского, А.А. Амосова и др., а также две музыкальные импровизации «Impromptu-polka» и «Polka pour rive»» [23; с. 243,244]. Альбом с романсами Дмитрия Павловича хранится в фонде Российской государственной библиотеки.

Под Родосто на пароходе «Константин» в 1878 г.Дмитрий Соломирский исполнял романс «Я помню все» барона Мейендорфа в обществе высших офицеров русской армии. Впоследствии Соломирский вспоминал: «Не забыть мне, что тотчас по прибытии на пароход «Константин» барон Мейендорф повел меня в общую каюту и усадил за фортепиано. Тут собралось несколько человек и в том числе генералы барон Дризен, граф Комаровский и граф П.А. Шувалов, которые попросили меня сыграть романс Мейендорфа «Я помню все» [22; с. 208].

   В 1884 г.былаопубликована басня Козьмы Пруткова «Пастух, молоко и читатель», положенная Д.П. Соломирским на музыку. А в 1885 г. два его музыкальных сочинения «Воспоминание об одном вальсе» и «Два характера» были напечатаны в журнале «Le Nouvelliste» [22; с. 208].

         В сезоне 1908-09 гг. Екатеринбургским музыкальным кружком 20 сентября в городском театре, напоминаем, прошел концерт, программа которого была составлена исключительно из произведений екатеринбургских авторов. В нее вошли сочинения А.И. Кронеберга (Ave Maria), Д.П. Соломирского (романс «Светит солнышко») [3];[18; с. 36].     

 Владелец Сысертского горного округа Д.П. Соломирский был известен не только как одаренный композитор-любитель, но и как меценат [14; с. 31]. Об этом можно было узнать из сообщений о провинциальной музыкальной жизни, которые перепечатывались в столичной «Русской Музыкальной газете» и тем самым становились достоянием более широкой общественности. Например, «Голос Урала» в 1912 г. поместил информацию о щедром подарке «новорожденному» Екатеринбургскому отделению ИРМО прекрасного концертного зала с классами для занятий, музыкальными инструментами и мебелью (ранее он был известен в городе как зал Маклецкого), сделанном известным горнозаводчиком Дмитрием Павловичем Соломирским.

       Дмитрий Павлович Соломирский, выкупил за 40 тысяч рублей зал Маклецкого, отремонтировал и безвозмездно передал его Екатеринбургскому отделению Императорского Русского Музыкального Общества. Кроме того, он подарил музыкальным классам 1 фисгармонию, 2 фортепиано и 3 рояля, музыкальную литературу: клавиры и ноты, включая издание романсов М.И. Глинки с автографом и примечаниями автора, мебель, портрет П.И. Чайковского. В любом учебном заведении библиотека играет важную роль, а в музыкальном особенно — ведь здесь, наряду с учебниками и другой литературой, хранятся ноты, партитуры, клавиры… Прекрасно осознавал ценность библиотеки для будущего учебного заведения уральский меценат, владелец Сысертских заводов егермейстер Высочайшего двора Д.П. Соломирский. Войдя в совет попечителей ИРМО, он внес значительные средства на счет отделения, что способствовало и открытию музыкальных классов, и организации концертной деятельности. Пронеся через всю жизнь увлечение музыкой, Д.П. Соломирский хорошо понимал значение для культуры Урала тех музыкальных учреждений, созданию которых он всемерно содействовал на склоне своих лет. Памятником его благотворительности является старейшее на Урале музыкальное училище, носящее теперь имя П.И. Чайковского [14; с. 31].

10 февраля 1913 г. Члены Екатеринбургского отделения ИРМО писали: “Вы, глубокоуважаемый Дмитрий Павлович, зажгли этим прекрасный очаг музыкального образования, дали возможность тем, коим дорого музыкальное развитие своих детей, приобщиться к нему. Вы дали жизнь екатеринбургскому отделению, моральный подъем всем, причастным к делу… Ваша беспримерная помощь навсегда останется в памяти нашей и грядущих поколений” [5].

После завершения ремонта здания, приобретенного Соломирским, состоялось торжественное открытие отделения [15; с. 275]. «В феврале 1913 г. на концерте под управлением Д.П. Соломирского в переложении для оркестра В.С. Цветикова были исполнены две его фортепианные пьесы — “Одиночество” (“Ein Samkeit”) и “Шведская народная песня” (“Skanzen”)».

И еще об одном представителе этой многочисленной семьи хочется рассказать… Дочь младшего сына Павла Соломирского Александра – Анна вышла замуж за Г.В. Олсуфьева. У Анны Александровны и Григория Васильевича Олсуфьевых родились дети: Ольга (1903 [-1986]), Николай (1905-1988). Василий (1910-1982). [17; с. 286,287]. «Старшая сестра Ольга была очень красивой и талантливой женщиной» [29], по всей вероятности, ей передались музыкальные способности деда, о котором ее прабабка Екатерина Соломирская писала: «Маленький Сашка будет чудесный музыкант. Несмотря на свои два года, он радостно дрожит, когда видит пианино и всегда желает постучать на нем» [33; с. 208].

      Алла Зимина (Ольга Григорьевна Олсуфьева) – поэтесса, литературный работник, актриса. В 1936 г. она была арестована в Москве, получила 3 года “за подготовку террористического акта”, отбывала срок в Воркутлаге. Освободившись, не получила права жить дома и потому жила в Воркуте с мужем И.А. Богоразом, тоже репрессированным в 1930-е годы. С 1952 г. они жили в Игарке. В конце 1950-х оба были реабилитированы [38].

 Алла Зимина


       Всю жизнь Алла Зимина (литературный псевдоним) писала стихи; в 1940-1950-е годы стала сочинять к ним музыку, исполняла свои песни под собственный аккомпанемент на гитаре [27; с. 13-14]. Нина Абрамовна Воронель вспоминала: «Аллочка часто и охотно пела в дружеском кругу песни собственного сочинения, аккомпанируя себе на гитаре. И делала это мастерски! Песни у нее были нетривиальные, — живые, полнокровные, сверкающие юмором и смехом, хоть жизнь она прожила весьма драматическую… Аллочкиными песнями мы заслушивались и без точного знания ее родословной… На суд истории я могу представить только то, что сохранилось в моей памяти. Там хранится песня о графине-бабушке, «розе девятнадцатого века», которая, нежно перебирая клавиши старинных клавикорд, напевала по-французски «сочиненный ею дедушке романс», завершавшийся словами: «Адью л-амур! Адью л-амур!». В песне был такой куплет:

Дорогая, ты вела меня за ручку,

Меж платанов в тихом сумраке аллей,

Чтоб сквозь жизнь твоя изнеженная внучка

Шла дорожкой бабушки своей.

Увы, из замысла бабушки ничего путного не вышло, и изнеженной внучке довелось хлебнуть всех горестей и радостей ее смутного и грозного времени. В семнадцать лет (с двумя младшими братьями на попечении [27; с. 13]) революционная волна занесла Аллочку из разоренного графского имения в разоренную голодную Москву, и только ее исключительная красота и артистизм помогли ей выстоять и выжить.

Справка Аллы Зиминой

    Каких только работ она ни перепробовала, в каких только компаниях ни побывала: и пирожки с лотка продавала, и канкан отплясывала в опереточных спектаклях, благо ноги у нее, на зависть современницам, были исключительно длинные. Именно там, в оперетте, или, как она говорила «в оперетке», Аллочка обнаружила в себе песенное дарование, которое провело ее по жизни надежнее, чем бабушкина охраняющая рука. Правда, не меж платанов в тихом сумраке аллей, а по этапам и лагерям, но все, же провело по дорожкам ада, и вывело наружу, и не допустило, чтобы сгинула. А ведь вполне могла сгинуть – как многие, не столь даровитые и живучие» [4].  

 В своих воспоминаниях Лариса Иосифовна Богораз-Брухман пишет: «В воркутинском театре, самодеятельном поначалу, не было текстов пьес, либретто оперетт. Их просто неоткуда было взять. Алла Григорьевна (вообще-то ее звали Ольга Олсуфьева… (Зимина по прежнему мужу)) писала скетчи, небольшие пьески, восстанавливала по памяти либретто, что-то, вероятно, присочиняя от себя. Она и танцы ставила…» [2]. В ссылке руководила детской хореографической студией [27; с. 14].

 Летом 1974г. «в Тарусе и последующие годы на улице можно было встретить старичков Богоразов: Иосифа Ароновича, отца Ларисы Богораз, автора самиздатской прозы, и Аллу Зимину, автора замечательных песен, самая известная про «Братьев Монгольфье». Гинзбург очень ценил ее авторское исполнение и несколько раз записывал Аллу на диктофон» [34].

На стихи Зиминой неоднократно писал музыку дирижер композитор В. Микошо, включая ее в драматические спектакли. Например, песня «Тише, гитара, тише» на музыку А. Стояно, звучала с большим успехом в концертах, начиная с первого исполнения на юбилейном вечере в честь XXVII годовщины Октября. Единственная подборка ее стихов появилась в 1989 году в «Советском школьнике» — журнале для слепых детей [27; с. 13-14].       

       С 1956 г. жила в Москве, умерла в январе 1986 г. в возрасте 83 лет. По воспоминаниям Ильи Токова в последний раз Зимина пела своему смертельно больному мужу И. А. Богоразу осенью 1985-го. Осталось более тысячи ее песен, записанных на магнитофонную пленку, три пухлые тетради стихов, большинство из которых до сих пор не опубликовано [38].

Нам кажется, что талант – это способность ухватить глубокую суть вопроса. Например, видеть в стихах не только ритм или рифму, но глубокое понимание того, о чем говоришь, и тогда ритм и рифма просто накладываются на это понимание. И прав доктор технических наук, заведующий сектором ЯНЦ СО РАН А.И. Левин, говоря, чтосвязь поколений, проходящая через музыку, объединяет людей на высоком уровне, где достигается гармония души.

Статья представлена на 18-ю НПК «Возрождение родословных традиций, 18.02.2023 г, Рефтинский

                 Литература и интернет-источники:

  1. Бикбов Рустам. «Век просвещения» — Репертуар и расписание. [Электронный ресурс] Режим доступа: Репертуар и расписание война.  rbvekpros.livejournal.com›109968.html (дата обращения 10.08.2016г.)
  2. Богораз Л. На каникулы в Воркуту. –Театр ГУЛАГа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Богораз Л. НА КАНИКУЛЫ В ВОРКУТУ. http://www.memo.ru/history/teatr/Chapter8.htm (дата обращения 2.04.2016г.)
  3. Бородин Б.Б. Уральская композиторская организация: история и современность: (монографический справочник) –   Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2012
  4. Воронель Н. А. Алла Зимина. Незабываемые встречи.  [Электронный ресурс] Режим доступа: https://biography.wikireading.ru/178990 (дата обращения 20.06.2015г.)
  5. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 32669.
  6. ГАСО. Ф. 643. Оп. 2. Ед. хр. 2325. Л. 6, 11, 82, 84
  7. Горбовец Л.О. Фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга: История и современность: диссертация … канд. искусствоведения. – Магнитогорск, 2004. – с.17
  8. Город Екатеринбург. Сборник историко-статистических и справочных сведений по городу с адресным указателем и с присоединением некоторых сведений по Екатеринбургскому уезду – Издание Екатеринбургского городского головы И.И. Симанова, Типография «Екатеринбургской недели» (Екатеринбург), 1889 г.– 1272с –C.992
  9. Губастов К.А. Генеалогические сведения о русских дворянских родах, происшедших от внебрачных союзов. / Публ. и комм. Р.Г. Красюкова. –   СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2003. –  с.150,151.
  10. Гусев В.Е. Вступительная статья. // Песни и романсы русских поэтов. Антология – Изд. 2-е. – Ленинград: Издательство «Советский писатель», 1965. –  с.441
  11. Долгоруков Всеволод Алексеевич: сборник материа­лов – Томск: ТОУНБ им. А.С. Пушкина, 2013. – 240 с. – Историко-­краеведческий архив – вып. 4 – С.201
  12. Екатеринбург = Ekaterinburg: энциклопедия / Рос. акад. наук. Урал. отд-ние. Ин-т истории и археологии – Екатеринбург: Академкнига, 2002. –  с. 218
  13. Еременко Е.П. Музыкальная культура Томска второй половины XIX века: диссертация … канд. искусствоведения. –  Петербург, 2006. – с.113, 220, 248.
  14. Жданов И.В. Роль общественно-педагогического движения в становлении и развитии музыкального образования в России во второй половине XIX — начале XX вв.: диссертация … канд. пед. наук. – Саранск, 2003. – с.31
  15. Зима Т.Ю. Русское музыкальное общество как социокультурное явление в России второй половины XIX – начала XX веков. Московский Государственный институт культуры.  — Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологи. –  Москва, 2015. –  с.110,250,251,275,376,277
  16. Знаменка ул., дом 13 [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.apartment.ru/Article/48797591.html (дата обращения 4.06.2016г.)
  17. Иванова Е. Ю., Олсуфьева Е. Н. Дворяне и графы Олсуфьевы // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. [Т.] IX. – Москва: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1999. –  с. 286,287.
  18. Искусство и искусствоведение: теория и опыт: сборник научных трудов – Кемерово: Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств, 2003. –  с. 36
  19. Клейменов Василий Алексеевич // Земля Сулинская: Краеведческий раздел сайта / Межпоселенческая центральная библиотека Красносулинского района Ростовской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sulinlib.ru/gordost-zemli-sulinskoj/604-klejmenov-vasilij-alekseevich (дата обращения 4.07.2016г.)
  20. Костерина-АзарянА.Б.Театральная старина Урала: монография. Екатеринбург: Издания научно-исследовательского Демидовского Института, 1998. 219, [3] с.: ил. Особенности крепостного театрана Урале. –  Глава 4 Театр Соломирских: Любительский театр
  21. Ларионова М.Б. Библиотека Пермского общественного деятеля А.И. Кронеберга // История библиотек: исследования, материалы, документы. Вып.9. -СПБ.: изд-во РНБ, 2012 — с.133-142.
  22. Ларионова М.Б. Музыка в повседневной жизни дворянского семейства (на примере семьи П.Д. Соломирского). // Урал индустриальный. Бакунинские чтения: материалы конф. – Екатеринбург. Издательство: ООО «Издательство УМЦ УПИ», 2014. –  с.208
  23. Летфулова М.Б. Дворяне и дворянские усадьбы в истории Пермской губернии // Страницы прошлого: Избранные материалы краеведческих Смышляевских чтений в Перми. –  Пермь, 1999. –  Вып. 2. – с. 243,244.
  24. Мемуары графа С.Д. Шереметева. –  Изд. 2-е. – Т. 1. – Москва, 2004. –   с. 109
  25. «Мемориал» — Красноярское общество. Зимина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.memorial.krsk.ru/memuar/zimina.htm (дата обращения 12.05.2015г.)
  26. Микитюк В.П. Участие российских немцев в общественной жизни. // Немцы на Урале XVII – XXI вв.: Коллективная монография / В.М. Кириллов, Л.А. Дашкевич, В.П. Корепанов, В.П. Микитюк и др. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2009. –  с. 65,66,67,68,69,70
  27. «Мои стихи для всех времен…»: биобиблиографическое пособие / Сост. И.В. Колесниченко. — Воркута: Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина, 2009. — 40 с.: ил. — С.13-14
  28. Невоструев Н.А. Образование и развитие элементов российского гражданского общества на Урале во второй половине XIX — начале XX вв.: автореферат дис. … доктора исторических наук. –  Ижевск, 2006. –  51с.
  29. Ольга Григорьевна Олсуфьева (Богораз)- Родовид. [Электронный ресурс] Режим доступа: Ольга Григорьевна Олсуфьева http://sr.rodovid.orgwk/Посебно:ChartInventory/1052321(дата обращения 2.05.2015г.).
  30. Остафьевский архив князей Вяземских. / Под ред. и с примеч. В.И. Саитова. – 1. – Санкт Петербург. –   Шереметев. 1899-1913. — Примечания. 1908. — с. 639
  31. Пирогова Е.П., Неклюдов Е.Г., Ларионова М.Б. Род Турчаниновых: Культурно-исторические очерки. –  Екатеринбург: ИД «Сократ», 2008 – 352 с.: ил. –   с. 270, 291, 292
  32. Письмо администрации ГБПОУ СПО Ростовской области «Ростовский колледж культуры» от 10.06.2016г.- фонды ГАУК СО СОКМ Сысертский краеведческий музей
  33. Попп И.А., Черноухов Э.А. Алексей Иванович Кронеберг: провинциальный неудачник или успешный общественный деятель? // Известия Уральского Федерального Университета. –  Т. 87 | № 1 | Серия 2 : Гуманитарные науки. – Екатеринбург, 2011. –  с. 226
  34. Помазов В.В. Духовной жаждою томим. // Яков Кротов. Богочеловеческая комедия. Вспомогательные материалы: Россия, 1960-1980-е гг.; диссиденты. [Электронный ресурс] Режим доступа: Помазов Виталий Васильевич — Библиотека Якова Кротова http://krotov.info/library/16_p/om/azov_01.htm (дата обращения 20.08.2017г.)
  35. РГИА. Ф.1343. Оп.36. Ед. хр.25056
  36. Рыхляков В.Н. Представители рода Тиме на Урале. // Из истории рода Тиме. – Б.м.: Б. и.с.6[Электронный ресурс] Режим доступа: Работы… Рыхляков Представители рода Тиме на Урале. http://ugo10.narod.ru/…memuary…rykhljakov…roda_time…urale…(дата обращения 4.07.2016г.)
  37. Стихотворения / Всеволода Сибирского [псевд. В.А. Дол­горукова]; [«Предисловие издательницы», с. 3–4]. – Изд. 2­е М.П. Долгоруковой. – Томск: Тип. Приюта и Доматрудолюбия,1912. – 521, IV, [2] с. – С. 415
  38. Токов Илья. ВЖ. Алла Зимина // Стихи.ру. Свидетельство о публикации №116090809710. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.stihi.ru/2016/09/08/9710 (дата обращения 19.09.2016)
  39. Усманова Р.Р. Основные этапы становления и развития адвокатуры на Среднем Урале (1874-1997г.г.) // Проблемы истории России. – Вып.2: Опыт государственного строительства XV-XX вв. Сб. науч. тр. Исследования. –  Екатеринбург: «Волот», 1998. –  с.191,192,195,196,197.
  40. Шабалина Л.К. Культурные традиции старого Екатеринбурга (о семейном участии интеллигенции в музыкальной жизни города) // Вторые Чупинские краеведческие чтения: материалы конф. — Екатеринбург, 2004. –  с. 165,168,189,171,172,173.
  41. Щукинский Сборник. [В 10-и вып.] – вып. VI – Москва, 1907 – VI, 493, [3] с. – с. 421.

42.Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Том 2. – 1886-1908: Воспоминания В.В. Ястребцева. – Ленинград: Музгиз, 1960. –

Комментарии запрещены.

Полезные сайты