Яшина Р.М. Бараба (главы из рукописи). О географическом расположении села
Этой статьей мы начинаем публикацию отдельных глав рукописи Яшиной Раисы Михайловны «Бараба».
Наше село и близлежащие вокруг него деревни, находились на территории, принадлежащей с 1700 года Каменскому железному заводу. По межеванию, деревня Бараба в ней значилась под № 32. Пространство этой лесной дачи занимало на юге территории, относящиеся сегодня к Челябинской и Курганской областям.
Севернее — от Белоярской слободы простиралось до Калиновской по реке Пышме. Ещё севернее клин дачи несколько сужался, имея ширину от Асбестовых копей до села Ирбитские вершины и впивался острым своим концом в дачу Режевского завода у Белого озера. Общая её площадь составляла 608 304 десятины, из которых 195 000 десятин были заняты лесами. Основной таёжный массив находился севернее реки Пышмы и село Грязновское, с сосновыми лесами, представляло его самую южную точку. На этом лесная полоса на юге Каменской дачи заканчивается. Дальше к югу и ЮВ от неё начинается уже лесостепь с разбросанными по ней берёзовыми лесами и колками, между которыми наблюдаются открытые пашни и луга. Все наши близлежащие к Барабе сёла находятся в этой лесной даче.
На карте 1807г. автор Лосев обозначил её так: «Заключённых оных под пашнями, покосами, под селениями, и выгонами, рекам и речками, озёрами, болотами и дорогами, и между всем оным местами что мелкой березняк и других родов кустарников…»
Карта очень красивая, цветная, выполнена в ручную, с поразительной аккуратностью.
Первое на что хочется обратить внимание, это дороги. Ветка дороги с Сибирского тракта на Ирбит, проходит через Ново-Пышминскую слободу, именно по ней пришёл на озеро Кокуян КОСТКА ЯРИН, по ней пришли и другие жители Ново-Пышминской слободы. От старого тракта или «почтовой дороги» в районе деревни Белейка проходит другая дорога недалеко от наших сёл, через деревню Каменное озеро и дальше до Травяного озера. При основании Белоярской слободы, описание границ территории свободной от поселений, челобитчики начали от сибирского тракта и дальше по этой самой дороге. На карте 1807г. дорога уже устроена от Травяного озера до Каменского завода. У самого завода, в нескольких верстах от него, находился казённый Барабинский железный рудник. Около него было поселение, расположенное около дороги, по которой доставлялся древесный уголь из наших деревень. Это и есть деревня Бараба, о которой говорится, как об окраине г. Каменск -Уральский. Территория Барабинского рудника находилась на горе «Бараба», так её называют сегодня жители г. К-Уральского, это высокий берег реки Каменка. Разработки на этом руднике, велись до и после революции. Сегодня на этом месте остались большие котлованы и Бабья горка — отвал пустой породы. Ближе к заводу, на этом же берегу, было много других разработок, названия которых совпадали с названиями деревень расположенных в этой местности. Как и «Байновский» мост в г. Каменск-Уральский, который строили крестьяне из деревни Байны. «…мужики деревни Байны зарабатывали на Каменском заводе, на мельнице купца Соснина и на постройке моста через реку Исеть…» Разведку о наличии руды тогда, не производили. Копали там, где была обнаружена красная глина, а обнаружить её можно было даже у себя на огороде. Добывали кайлой и клиньями, доставляли на завод бадьями и корзинами. Сегодня на месте, где раньше располагалась деревня Бараба, стоят городские многоэтажки и городской архив Каменск-Уральского. Берег очень высокий, многоводье ему не грозило, почему деревню назвали Барабой, неизвестно. Возможно её основали крестьяне из нашей Барабы, работающие на этом заводе.
Так же на карте обозначено множество крупных болот и озёр. Селились крестьяне в основном на реках и их притоках. Озёра оставались не заселёнными за исключением нескольких деревень. На озёра ездили за рыбой. Какими были раньше реки, сегодня можно только догадываться, глядя на ширину заросшего травой речного русла. Между нашими сёлами Барабой и Куликами тоже было приличное болото, служившее истоком речки Белейки. Местные жители с.Кулики эту речку называют по свойски — Денисовкой. Сегодня болото почти высохло, хотя название своё сохранило — Петушки. Кто и почему дал ему такое название, никто не знает.
С Северной стороны озера, за железной дорогой, тоже было болото. В 90-е годы его частично осушили и до нового тракта, по левую сторону от дороги на Барабу оно засевается. По правую сторону вырос молодой сосновый лес. За новым трактом болото существует.
Было в Барабе ещё одно болото, о котором так много сказано и которое жители села называют – Круглое. Раньше на этом болоте были расстреляны наши красноармейцы. Где- то через него проходила узкоколейная ж/д от станции Грязновская до Сухого лога, проложенная ещё до революции. По ней доставляли каменный уголь, добываемый в окрестностях Сухого лога (Воскресенский прииск) на станцию Грязновская для погрузки в вагоны и для её собственных нужд. В советское, послевоенное время, барабинские мальчишки находили на этом болоте сломаные штыки от белогвардейских винтовок. Находилось это болото где то за железной дорогой в районе улицы Ерши и двух мостов под ж/дорогой Транс.Сиб. магистрали.
На карте 1807г. показан исток из озера Кукуян, впадающий в речку Кунару, северный исток. Оказывается он протекал из озера по улице Ерши и был не как ручей, а как настоящая речка. Протекала эта речка вдоль «гряды» (Боёвский лог), о которой помнят наши старожители, и проходя через круглое болото, впадала в речку Кунару. Сегодня следы этой речки обнаружить трудно, осталась только мокрая низинка у самого озера. Земля — живой организм, со временем и зарастает, и меняется.
С Южной стороны нашего озера на карте также указана речка. Начало своё она берёт в большом болоте около села Некрасово (Шипеловское болото) и впадает в озеро Кокуян делясь на два рукава около самого озера. Если северный исток служил как бы регулятором уровня воды в озере, то южный приток, наоборот, подпитывал его.
Так же на карте 1807г. показан сосновый лес, опоясывающий озеро, но он обозначен как молодой лес. За Сибирским трактом, в районе села Грязновского, стоял старый сосновый лес. Это отмечено на карте и совпадает с воспоминаниями Берсенёвой Лилии Фёдоровны, уроженки нашего села проживающей в городе Екатеринбург.
«…до Асбеста ездили через Красный маяк, по старой лесной дороге. Грозы раньше случались часто и были сильные по сравнению с нынешними. Оказаться на этой дороге во время грозы было не безопасно. Лес был очень старый, сосны мощные, высокие и от удара молнии падали прямо на дорогу…».
Почему сосновый лес вокруг озера Кокуян молодой? Значит, он появился на этом месте немного позже. Прорастанию сосны вокруг озера могли препятствовать мокрые, заболоченые берега или просто вода. Ещё в 70-е годы прошлого века можно было заметить какие болотца встречались по всей длине улицы Ленина. Если озеро в 1941г. разлилось так, что под водой оказались все прибрежные огороды, то, как знать, каким оно могло быть в 16-17 веке. Но, судя по всему, оно было действительно большим.
Возможно именно этот молодой сосновый лес, кроме всего прочего, и привлёк крестьян на поселение. Для устройства жилого дома рубили сосну диаметром не больше 40 сантиметров. Встречались конечно и в два обхвата деревья, например у моих дедов Бабушкиных был общий колодец, устроенный (выдолбленный) из цельного дерева, круглый сруб. (Улица Ленина 51,53)
На карте Белейского каменноугольного прииска купца 1-й гильдии г. Камышлова Ивана Петровича Петрова показана дорога из д. Барабы до Белейки и параллельно ей проходит БОЁВСКИЙ лог. Начинается он, возможно от речки Грязнушки (левый приток р. Исеть) на берегу которой расположена деревня Боёвка. (17 км от города К-Уральский) Там же где-то есть речка Боёвка, вытекающая из озера Боёвское и ж/д переезд Боевский в 2-х км от деревни Боевское.
Лог проходит по лесостепной зоне до деревни Белейка. В районе села Барабы он замечен за улицей Ерши. Вероятно, дорога, указанная на карте, проходит от улицы Восточная, (или от улицы ЕРШИ), а сама улица располагается на самом этом гребне Боёвского лога. Бараба, её старая часть, действительно находится на равнине, которая в свою очередь является возвышенностью, по отношению к уровню воды в озере. Думаю, что ещё многие помнят, насколько выше была улица Восточная, чем улица «Подгрезнуха». Из «зверева» болота тоже был ручей, текущий вдоль улицы Восточная между огородами Мокеевой Анны Михайловны и жителей этой улицы. Возможно, эта гряда была берегом нашего озера в далёком прошлом. Как бы ни было, а Боёвский лог не остался незамеченным жителями села Барабы. Его хорошо помнят старшее поколение, указывают на место его пролегания за улицей ЕРШИ и называют просто — ГРЯДА. На этой небольшой возвышенности был земельный надел родителей Александры Ивановны Лоскутовой, вернее её прадеда Иокинфия Фёдоровича, доставшийся её родителям по наследству. После революции эта земля некем не распахивалась, обросла берёзками и дёрном, и на этой гряде во время войны было очень много сухих груздей. До войны, по старой памяти, мужики выходили на этот лог поиграть в городки (лапту). Пахать ещё рано, а здесь после долгой зимы земля просыхала пораньше и давала им возможность пообщаться и порадоваться весеннему солнышку.
В районе улицы Подгрезнуха, за старыми свинофермами, ж/дорога проходит по двум кирпичным мостам. Мосты на сухом месте не строятся. Под одним раньше ездили на «пятидворку», а под другим было два ключа с родниковой водой. Сегодня из окна электрички можно разсмотреть только один мост, под которым течёт чистый ручеёк, значит, родник жив. Он имеет своё название — «Окинфиев ключ», названый по имени хозяина земли, ранее ему принадлежавшей. По водичку, несмотря на дальнее расстояние, ходили жители села, т.к. она была необычайно вкусной. Таких источников с ключевой водой в районе села Барабы было много. Например, где сходятся автодороги старого и нового трактов был ключ названый — Александровским. Мосты под ж/д были не очень высокими и чтобы проехать под ним нужно было снять с лошади дугу, а затем снова её надеть.
Поделился этой информацией для нас, житель села Барабы Юрий Борисович Громов. Уроженец города Ленинграда. Любитель природы, интересный человек и расказчик, много знающий, много читающий, он исходил, изучил все окрестные территории нашего села. В армии служил поваром. Если бы он написал книгу своих воспоминаний, то она была бы очень интересной.