Сухарев Ю.М. Новопышминская земская больница и часовня при ней. 24.03.2022 г
В статьи внесены изменения 14.04.2023 г
24 марта 2022 г члены Рефтинского отделения УИРО Копырин А.Л., Рубцов В.Н., автор этих строк, в сопровождении сотрудника Сухоложского краеведческого музея Камаевой Т.А., посетили интересную площадку в с. Новопышминском.
Предыстория такая. Летом прошедшего года почти в том же составе, вместе с председателем УИРО Елькиным М.И. и инициатором – Кораблевой Т.Ф. (канд. философских наук, действительный член УИРО, г. Москва) мы совершили турне по древним селам Белоярского, Богдановического и Сухоложского районов.
По предложению Татьяны Камаевой заехали на территорию бывшей Новопышминской земской больницы, где сфотографировали деревянное здание, абсолютно похожее на часовню. Поскольку мы оказались там без приглашения, то тем и ограничились.
Публикация снимка вызвала интерес. Дело в том, что деревянных часовен дореволюционной постройки в области сохранилось крайне мало. Большинство (5 единиц) в музее Нижней Синячихе. Председатель Уральского церковно-исторического общества Колесов А.В. обратил на это внимание. Понятно, что требовалось дополнительное обследование, чтобы понять время постройки и развеять сомнения.
В феврале меня нашла внучка собственников объектов этой площадки — Валерия Колегова. Площадка сейчас используется главным образом как фермерская, а также ведется и некая экскурсионная деятельность. Появились у хозяев и вопросы по истории этих зданий-сооружений. Валерия любезно согласилась принять нас и показать все, что нас заинтересует.
А интересного (и неизвестного большинству жителей Сухоложья) здесь много. Начнем с земской больницы.
1.Больница
По данным камышловского краеведа П.П.Кошкина (1905-1989), «к постройке Новопышминской больницы приступили в 1891 г., а в эксплуатацию она вошла (по словам местных старожилов) в 1896 году». На самом деле Адрес-календарь Пермской губернии на 1895 год уже показывает врача Новопышминского участка Селиванова Андрея Вениаминовича. Впрочем, он мог вести работу в еще недостроенном здании.
«Больница строилась на десять коек. К 1912 году коечный фонд больницы составлял 19 коек и 5 запасных (по-видимому, инфекционных, размещающихся в отдельном здании). В 1917 году коечный фонд больницы остался без изменений, а штат состоял из одного врача, одной акушерки, двух фельдшеров и зав. аптекой. В пристрое здания больницы размещались, отгороженные перегородкой, амбулатория с приемным кабинетом, по обеим сторонам которого находились две небольших комнаты: перевязочная и аптека».
Самое интересное, что здание сейчас в том самом виде. Единственно, чему описание не дает объяснение – назначение второго этажа пристроя. Возможно, там размещалась в то время квартира врача.
Да, здание деревянное. Наличники, железное покрытие кровли – все, похоже, с времен постройки и не испорчено новоделом, «евроремонтом», пластиком.
Внутри, в больничном отделении, поражает своей величиной … сейчас, это называется, наверное, холлом. Огромный.
Огромные двери в палаты. В коридоре – несколько печек «голландок».
Еще те. Топятся со стороны коридора, а теплоотводящая часть – в палатах.
Короче – идеальный и неиспорченный музей «Земская больница конца 19 века».
Характеризуя работу Новопышминской больницы, П.П.Кошкин в своей статье приводит такие цифры за 1909 год: амбулаторный прием врача составлял 98 человек в день, одна койка приходилась на 3289 человек населения. По отчету врача этой больницы за 1913 год зарегистрировано 2566 случаев инфекционных заболеваний, в том числе, натуральной оспой 237, скарлатиной 240, тифами 851, дизентерией 436, дифтерией 375, туберкулезом 467.
Как оказалось, попытки организовать в Новопышминском врачебную помощь предпринимались еще за 20 лет до постройки больницы. Уже после публикации этой статьи автора нашел Э.А. Черноухов, профессор кафедры истории России УрГПУ, доктор исторических наук. По его сведениям Новопышминский или северо-западный участок Камышловского земства существовал с 1876 г. Врачи здесь работали, но с большими перерывами:Рязанов (1876–1877) – Третьяков (1886–1888) – Боченков (1891–1892). Скорей всего текучесть и перерывы были связаны с ненадлежащими условиями для работы, что и обусловило строительство больницы.
Из перечисленных докторов что то можно сказать о Третьякове Александре Николаевиче, 1860 г.р., лекарь с 1885 г.. После Новопышминского он продвигал лечение минеральными водами, в 1916 г служил в Перми.
Давайте сейчас о дореволюционных врачах не участка, а уже построенной Новопышминской больницы. Первого мы уже назвали. Cеливанов Андрей Вениаминович, родился 1 августа 1863 году. Его отец Вениамин Иванович потомственный почётный гражданин, работал фельдшером в больнице Пермской духовной семинарии.
Отец присутствует в воспоминаниях семинаристов того времени. Имел прозвище «Эскулап». Учащиеся, зацепившие неприличную болезнь, шли именно к Эскулапу. Он ругал, но лечил и не выдавал начальству (для будущих священнослужителей огласка была бы приговором).
В 1883 г Андрей Вениаминович окончил Пермскую духовную семинарию. Поступил в Томский Императорский университет и 21 декабря 1893 г, по его окончании, советом университета утвержден в степени лекаря. С 1894 г работает в Камышловском земстве врачом Новопышминского участка – до 1906 г.
В 1906 г. – врач Камышловского участка Камышловского уезда. 23 февраля 1907 – назначен врачом Камышловского городского училища. 22 июня 1907 – произведен в надворные советники. С 1908 г. – второй врач Камышловской городской больницы. 22 апреля 1909 – назначен врачом и преподавателем при Камышловской женской гимназии. 1 апреля 1913 – утвержден в чине коллежского советника. В сентябре 1914 года призван на действительную военную службу по мобилизации. Врач 157-го пехотного запасного полка в г. Камышлове Пермской губернии. В 1914 году А.В. Селиванов назначается главным врачом эвакогоспиталя для военнослужащих, раненых на германском фронте.
В 1916 г. Селиванов А.В. — врач 124-го пехотного запасного полка в г. Камышлове Пермской губернии. Видимо, эвакуируется при отступлении Сибирской армии. В 1920 году он врач в г. Харбине (Манчжурия). 1921 г — думский врач там же.
Селиванов Андрей Вениаминович умер 18 декабря 1929 года на чужбине, в Харбине. Похоронен на Новом кладбище. Его жена Любовь Васильевна Селиванова (Антонова), р. 06.03.1871. умерла 26 августа 1926 г, тоже в Харбине.
В семье Селивановых была дочь Нина, 1897 года рождения.
В 1906 г А.В.Селиванова сменил (на должности врача Новопышминской больницы и участка) Фома Фаддеевич Ижицкий – Герман. Он получил диплом лекаря в 1898 г. А родился в 1870 г, судя по всему, в Минской губернии. Проработал в Новопышминском недолго – умер в 1908 г.
Следующий новопышминский врач — Подгурский Карл Карлович (1876 -? ). Получил диплом лекаря в 1901 г. Он служит здесь до 1911 г.
Сменивший его Михайлов Николай Андреевич (1880 -? ) получил диплом лекаря в 1910 г, Служил в Новопышминском, как минимум, до 1917 г.
В справочнике 1908 г сообщается и имя управляющего Новопышминской аптекой – Афанасий Михайлович Атаманов (в чине аптекарского помощника).
Ветеран здравоохранения СухоложьяКатровский Д.Д. сообщал в 1960-х гг: «При отступлении колчаковцев с Урала медицинские работники из района не эвакуировались». Возможно, Н.А.Михайлов служил здесь и после 1917 г.
По состоянию на 1926 г Новопышминская больница имела 25 коек (с инфекционным бараком на 5 коек) и амбулаторным приемом. Коечный фонд подразделялся на 22 соматические и 3 родильные койки. Штат больницы: 2 врача, 1 фельдшер, 1 акушерка, 4 медицинские сестры и зав. аптекой с учеником-помощником.
Но штатных врачей реально не было. Катровский Д.Д. (в январе месяце 1926 года после окончания учебы на медицинском факультете Второго Московского университета направлен работать заведующим Новопышминской больницей): «В связи со вспышкой инфекционных заболеваний (натуральной оспы, скарлатины и незначительного количества сыпного и возвратного тифов) на территорию района из Шадринска в Новопышминскую больницу была командирована женщина врач. Последняя через неделю после приезда штатного врача, возвратилась в г. Шадринск. Помощником врача при больнице работал фельдшер Братушев А.П. это был опытный, добросовестный, пользовавшийся большим авторитетом у населения человек».
Дмитрий Дмитриеви Катровский проработал в Новопышминской больнице 3 года. В ноябре месяце 1929 года Шадринским окрздравотделом врач Катровский переведен заведующим вновь организуемой больницы на строительной площадке Сухоложских заводов. На его место назначен молодой врач Микехин (до этого он работал в заводской больнице).
Дмитрий Дмитриевич Катровский родился 12.06.1894 в Пензенской обл., Салтыковский р-н, с. Чернышово . Во время войны призван на фронт. Служил в полевых госпиталях. Военврач 2 ранга (майор медслужбы). Награды: медаль «За боевые заслуги» (2), Орден Отечественной войны II степени, Орден Красной Звезды. После войны работал в Сухоложском районе.
К началу Великой Отечественной войны Новопышминская больница имела 35 коек (из низ 5 родильных) с амбулаторным приемом. Имелась и аптека. В 1949 г родильных мест стало 8. В 1959 году установлен и оборудован рентгеновский аппарат при этой больнице.
Закрылось старейшее медицинское учреждение района в 1990-е годы (примерно 1996 г)…
2.Часовня.
Наибольшее наше внимание привлекла часовня. В силу нынешнего уникального существования. Первое, что волновало: не есть ли это стилизацией под часовню?
Один из признаков: ориентация по сторонам света. Она, как и церковь, должна быть повернута на восток. Как раз садилось солнце. Садилось оно ровно против дверей часовни. Запад – где закат… Значит часовня лицевой частью повернута на восток, как и положено. Проверили и по компасу – все правильно, разбег градусов 10, не больше.
Второе: местоположение. Часовня у проезжей дороги на д. Казанку, рядом с больницей, вблизи (метров 300) от кладбища… У Блока: «..улица, фонарь, аптека…». У нас : дорога, кладбище, больница… Место для часовни самое подходящее.
Прямо под часовней – подвальное помещение. Отдельный вход, ступеньки. Вместительное. Слово «катаверная» возникло на устах у всех сразу. Внизу ледник, катаверная. Вверху часовня, для отпетия усопших. Все логично.
Сомнений не стало. Фундамент под часовней и стены подвала выложен кирпичом и камнем, связка известью. Это указывало на возраст часовни: задолго до появления цемента.
Сняли размеры. Двери: высота 265 см, ширина 120 см. Размеры сруба снаружи: 420 см (лицевая сторона) на 431 см. Высота сруба (от верха фундамента) 340 см. Высота часовни по слому шпиля (креста) 723 см.
Неизвестно, как использовала часовню больница в обозримые годы. После больницы здание всегда использовалось в хозяйственных целях (дрова хранили). Последние лет 10, и сейчас, там живут хозяйские животные: гуси и утки.
Больничные начальники планировали ее куда то переместить. Бревна сруба и даже потолочные доски пронумерованы. Но не случилось.
Остается вопрос: как именовалась часовня? В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 г, упоминаются две часовни в селе Новопышминском (Флора и Лавра и Крестовоздвиженская). Флор и Лавр — покровители лошадей по народным и церковным канонам.
Никак они для этой часовни не подходят. Вообще больница и часовня не в селе Новопышминском (оно в 19 веке располагалось на правом берегу Пышмы, а больница на левом, рядом с селом Поваренковским). Новопышминской именовалась больница, т.к. обслуживала Новопышминскую волость, к которой относилось и Поваренковское. В Поваренковском указанный источник также упоминает часовню (без названия). Есть указание о ней и в епархиальных справочниках за 1902, 1903, 1904, 1905, 1906 гг., а позднее – не стало. Короче, вопрос остается.
3. Непонятное кирпичное здание
На площадке есть непонятное большое кирпичное здание. Также кирпичи положены по-старинному, на известковый раствор. Оконные проемы закругленные вверху. Явно здание не позже начала 20 века. Назначение непонятно. Больница использовала его в конце как прачечную.
Татьяна Анатольевна Камаева предположила, что здание имеет отношение к пивоварне Третьякова, верней к деятельности потомков Третьякова.
Профессор Тимухин (родом из Новопышминского), в книге «Тимухины – триста лет рода» пишет, что на месте поварни Третьякова позже появилась больница…
Может что то в этом есть. Но на Плане генерального межевания начала 19 века на этом месте ничего не показано… Тот же Тимухин пишет, что после 1760 г следов поварни не выявлено…
Вообще больничное место находится рядом с «острожным». Новопышминский острог (перенесен сюда в 1684 г) располагался несколько ближе к Пышме (примерно на территории б. пионерлагеря).
Рядом с этим зданием замечательный глубокий просторный погреб.
Свод погреба куполообразный! Тоже памятник старой архитектуры.
Вообще, вопросы остались.
Совместно пожелали себе (с разрешения и позволения хозяев) осмотреть и «прошерстить» местность в летнее время. Хозяева указывают на найденные остатки фундаментов на площадке и рядом.