Сухарев Ю.М. 1963 г. Начало начал
В этом (2013-м) году исполняется 50 лет с начала строительства Рефтинской ГРЭС. Это юбилейная дата не только для энергетиков, но и для всех жителей нашего замечательного посёлка. Ведь его история неотрывно связана с биографией электростанции.
В этот год мы обязаны вспомнить хронологию начала строительства, а самое главное – людей, первыми начавших дерзновенный штурм тайги.
Бесспорно, истинным первопроходцем является Кузьминых А.Г.
В наши края он попал ещё в 1958 г с Берёзовской геологической партией. Александр Георгиевич по специальности маркшейдер. Партия разместилась в посёлке Золото и искала одноимённый металл.
Экспедиция успехом не увенчалась – находили только следы золота, недостаточные для промышленной разработки месторождения. И в 1960 г берёзовские геологи свернули работы. Александр Георгиевич уже укоренился на рефтинской земле семейными узами. Он переходит работать в Буланашскую геологическую партию, искавшую здесь же медь (впрочем, тоже безуспешно).
В 1961 году Совет Министров СССР принимает решение о строительстве мощной электростанции на реке Рефт. Проектирование было поручено институту УралТЭП. В лесной глуши появились палатки изыскателей.
С лета 1962 г А.Г.Кузьминых работает геодезистом УралТЭП . Работа изыскателя в тайге – тяжёлая работа. Дорог, в нашем понимании, совсем не было. Использовали и экзотические средства передвижения. Александр Георгиевич вспоминает, что когда работали на Рассохах, то обратно домой в посёлок Золото возвращались на плоту. У Кирилловского кордона был перекат, и приходилось перетаскивать плот по нему своей тягой.
В 1963 г, когда появились первые партии строителей, изыскатели УралТЭП, в т.ч. и Кузьминых А.Г., производил съёмку будущего водохранилища.
В дальнейшем судьба А.Г.Кузьминых неразрывно связана с Рефтинской ГРЭС, где он проработал до 2005 г геодезистом.
Возведение ГРЭС было поручено тресту «Уралэнергострой». К 1963 г уже дала промышленный ток Яйвинская ГРЭС в Пермской области и там начали высвобождаться строители. Именно Яйвинскому управлению доверил трест начать работы на Рефте.
Первоочередными задачами были: строительство временного посёлка (в документах он назывался «перевалочной базой строительства Рефтинской ГРЭС в районе Северного рудоуправления г.Асбест»); расчистка от леса трассы автодороги и коридора ЛЭП Окунево – стройплощадка ГРЭС.
Для этих целей в строительном управлении «Яйвагрэсстрой» был создан участок №8 «Рефтгрэсстрой». С 1-го июля 1963 г в Асбест начинают командировать руководителей, специалистов и рабочих. Существует и альтернативное мнение, что первый десант был в июне, но это документами пока не подтверждается.
Водители и бульдозеристы со своей техникой отправлялись из Яйвы железнодорожными платформами. Таких составов было, как говорят очевидцы, два. В пути они находились три дня. Прочие работники добирались своим ходом «в разнобой». Для них пунктом сбора была определена подстанция «Окунёво».
2 июля прибыли в Асбест специалист геогруппы «Яйвагрэсстрой» Еловиков Юрий Иванович и помощник геодезиста Селезнёва Нина Кирилловна. На следующий день они встречаются на подстанции с начальником участка «Рефтгрэсстрой» Кислициным Александром Васильевичем. Таким образом, 3 июля 1963 г был первым рабочим днём строителей на новой площадке (ещё, впрочем, виртуальной).
Составы с техникой стали прибывать по подъездным путям комбината Ураласбест в район шахты «Северной», очевидно, начиная с 5-го июля. Дело в том, что приёмку прибывающих материальных ценностей осуществляла мастер участка Ануфриева Тамара Родионовна. А она, по её словам, в Асбест приехала 5 июля 1963 г.
Вот первый десант механизаторов.
Водители: Ануфриев Валентин Сергеевич, Ветлужских Николай А., Деркач Николай Яковлевич, Захаров Анатолий Георгиевич, Собакинских Евгений А., Яковенцев Владимир Александрович.
Бульдозеристы: Никишев Михаил Иванович, Гриценко Иван Яковлевич.
Технику размещали сначала под открытым небом, а потом приспособили под гараж близлежащий свинарник, который принадлежал ранее лагерю НКВД, находившемуся рядом с выбранной площадкой до 1956 г (пос. Северный).
С первой партией прибыли супруги Мишины — Геннадий Артемович и Тамара Васильевна. Он – механик, она – в недалёком яйвинском прошлом водитель грузовой машины. А на строительстве Рефтинской ГРЭС — диспетчер автопарка, нормировщик. Сохранился приказ № 1 от 29 июля 1963 г. «Прибывшую в командировку Мишину Тамару Васильевну зачислить рабочей 4 разряда с исполнением обязанностей диспетчера автобазы и тяжёлого парка участка №8 «Рефгрэсстрой» с 8/7-63г».
Среди первостроителей выделялся Кудрявцев Андрей Васильевич, старший прораб. «Был в начале строительства первым человеком, всё на нём», сообщает Еловикова (Мартова) С.Л.
Большим авторитетом пользовался и мастер Силуков Иван Александрович, участник двух войн (финской и Отечественной), прошедший плен и концлагерь.
Скоро начали прибывать вагоны со сборно-разборными щитовыми домами, называемыми также бараками. На площадке недалеко от шахты «Северной» (будущий посёлок Опушка) началась их сборка. Здесь первым человеком был Омелькович Максим Петрович, бригадир плотников. К зиме возглавляемая им бригада построит временное жильё для строителей.
Почти сразу начались работы по трассе автодороги.Тем же приказом №1 от 29 июля 1963 г « в связи с расширением строительства перевалочной базы, гаража, подъездной автодороги к Рефтинской ГРЭС» были приняты на участок № 8 «Рефтгрэсстрой» 38 рабочих из состава, как говорили, «местного кадра», т.е. жители Асбеста и прилегающих посёлков. Ещё 21 человек (большей частью водители, плотники, разнорабочие) зачислены в штат 9 августа 1963 г (приказ № 10). Плюс 11 вновь принятых отправлены «временно на Белоярскую АЭС».
Подтягивались и кадровые энергостроители с Яйвинской ГРЭС. К сентябрю 1963 г уже существовало строительное управление Рефтинской ГРЭС. Приказом №23 от 12.09.1963 г по строительному управлению Яйвинской ГРЭС указано: « перевести с Яйвагрэсстрой на Рефтгрэсстрой для постоянной работы» рабочих и ИТР общим количеством 73 человека, в том числе и поименованных выше первостроителей, ранее считавшихся командированными.
А к 1-му октябрю 1963 г уже существовало штатное расписание строительного управления Рефтинской ГРЭС. Приказом № 64 Кислицын А.В. назначен «временно и.о. главного инженера с 1 октября с.г.». Ю.И. Еловиков – старший прораб строительства. Этим же приказом урегулировано положение т.н. «подснежников», числившихся на одной должности, а работавших по другой, как это часто бывает при организационной неразберихе, сопровождающей начало строительства.
Приказ подписан Малевинским, «начальником строительства Рефтинской ГРЭС». Об этом человеке нужно сказать несколько слов.
Сергей Николаевич Малевинский – руководитель, сформировавшийся в сталинские времена. Мало данных о нём, но человек, безусловно, неординарный. Известно, что с 1955 г он был начальником строительного управления Белоярской ГРЭС (приказ по тресту «Уралэнергострой» № 197 от 30 августа 1955 г). «ГРЭС» — не опечатка, так как электростанция сначала строилась, как тепловая, а не атомная. Дирекция и Управление строительством БГРЭС находилось тогда в с. Мезенском.
А в 1959 г он уже возглавляет строительство Яйвинской ГРЭС. «26 сентября 1959 года на строительстве Яйвинской ГРЭС-16 был уложен первый бетон в фундамент главного корпуса ГРЭС. Митинг, посвященный закладке фундамента главного корпуса, открыл начальник строительства Малевинский», сообщает источник.
Миссию по организации строительства Яйвинской ГРЭС С.Н.Малевинский выполнил успешно и к 1963 г 1-й блок этой электростанции был в сети. Начало Рефтинскому энергогиганту было положено тоже при его участии и руководстве. До 1966 г (когда он сложил свои полномочия), была построена бетонная дорога до промплощадки, построено 2 дома (ул.Гагарина №№ 3 и 1). Самое главное – с нуля, с «чистого поля», было организовано строительство.
Это был человек крупного телосложения («как Ельцин»), крутого нрава. В кабинет к нему (размещавшийся в вагончике), подчинённые входили с трепетом. Женщины убирали помаду с губ (шеф считал косметику буржуазной и неприличной). На столе Малевинского, справа, всегда лежал пистолет в кобуре.
Этот пистолет был персональной слабостью начальника строительства. Сочетание со второй, уже не персональной, а присущей и Малевинскому «русской национальной» слабостью, могло и до беды довести. Во всяком случае, в его избе в Яйве, как говорят очевидцы, в потолке были замечены следы от пуль наградного маузера – шеф палил в известном состоянии.
Кем и когда был награжден Малевинский пистолетом, не могу сказать. Может по линии НКВД. Эта структура в сталинский период доминировала в строительной отрасли. Другие говорят, что был награждён, «как старый большевик».
В быту Малевинский был непритязателен. На Окунево жил в избе. «Избушка была. Потом её один шофёр купил. И в Яйве была такая же».
Карьера старого большевика закончилась на минорной ноте. СУ РефтГРЭС, как и другие предприятия, оказывали помощь колхозам-совхозам. Каким-то образом от такой помощи образовались наличные неучтённые деньги, и кто-то из подчинённых передал часть Малевинскому. Тот не отказался.
И сумма то была небольшой. Но дело вскрылось и С.Н.Малевинскому пришлось срочно уйти на пенсию. Позже он присутствовал на одном из юбилейных мероприятий треста «Уралэнергострой», пытался выступить. Но зал не позволил…
Говоря о первом периоде строительства, о его темпе, приведу такой пример. Подготовка трассы дороги (рубка деревьев, корчевание, расчистка) велась практически круглосуточно. Разметка трассы производилась по участкам. Стелла Львовна Еловикова (Мартова) вспоминает: «Ночью Юрию Ивановичу звонят: закончили расчистку участка, нужно размечать следующий. И он садился на мотоцикл и ехал с теодолитом ночь-полночь, в любую погоду, на трассу».
1963 – год начала строительства. Но можно ли говорить о нём, как годе основания Рефтинской ГРЭС и, как следствие, посёлка Рефтинского? Судите сами. В юбилейном буклете «Рефтинская ГРЭС 1970-2010» (Екатеринбург, ИД «Автограф»,2010), подготовленном градообразующим предприятием, прямо указывается, что первый колышек на площадке строящейся ГРЭС был забит в 1963 г.
Представляет интерес фотография из архива Еловикова Ю.И (фото №1). На ней изображён процесс установки такого «колышка». Не понятно, правда, где это происходило (и спросить, увы, уже некого). Но присутствие начальства говорит, что момент был не рядовой. На обороте фотографии надпись: «1963 г. Зима. Начало начал».
Автор благодарит за помощь в подготовке публикации первостроителей Захарова А.Г., Мишину Т.В., Селезнёву Н.К., Еловикову (Мартову) С.Л., Старцева А.С., Шульпина С.Ф., а также заведующую архивом ГО Рефтинский Никонову Е.Н. и почётного гражданина посёлка Рефтинский Иванова Ю.В.
Сухарев Ю.М.
Фото №1. Зима 1963 г. Начало начал. (Из архива Еловикова Ю.И.)
Фото № 2. Надпись на обороте «Первый десант» С гармонью Собакинских Е.А. На струнном инструменте играет Хазов Ю.А. В пиджаке (руки в карманах. задний ряд, крайний слева) Кудрявцев А.В. (?). Правее гармониста, в кепке сидит — Санталов.(Из архива ГО Рефтинский).
Фото № 3. 1963. Июль. Первое профсоюзное собрание строителей. Докладчик слева Силуков И.А.(?). Стоит 3-й слева Ветлужских Н.А., сидит рядом с ним Никишев М.И. Крайний справа (в майке) Гриценко И.Я. Сидит на крыле машины (в клетчатой рубашке) Захаров А.Г. Женщина в платочке – Селезнёва Н.К.
Опубликовано; Сухарев Ю.М. Начало начал // Тевиком Асбест. 2013. № 22. 30 мая.