Старый Шадринск глазами отдыхающего
Десятки раз проезжал через Шадринск — на поезде, автобусе, машине, мотоцикле. Всегда обращал внимание на большее количество зданий постройки того времени, когда этот уездный город назывался хлебным. Появилась возможность осмотреть его в формате короткой экскурсии. И то — слава Богу.
Ночвинская больница. Построена на средства шадринского жителя Ночвина Александра Петровича в 1913 г. Сам благодетель умер ещё в 1896 г, и умер далеко от любимого города, но завещал свои деньги на строительство больницы в Шадринске. Лет 60-70 она служила по прямому назначению (в последний период как роддом). Сейчас здесь краеведческий музей.
Рядом с Ночвинской больницей скульптурная группа: крестьянка принесла купцу гуся на продажу. Шадринский гусь — это фишка города.
Преображенская (Пионерская) улица упирается в Николаевский храм, построенный в 1802 г.
Градо-Шадринский Спасо-Преображенский собор построен 10 годами раньше, т.е. в конце 18-го века.
Сегодня он, хотя и с изъянами и не до конца, но восстановлен и годен для богослужений. Говорят, что после войны здесь была колония. Маршал Жуков, прибыв в Шадринск для инспекции частей своего военного округа, проезжая мимо храма бросил: «Поеду обратно — чтобы ни одного зэка здесь не было». Перечить никто не посмел. Тем самым уровень поругания храма снизился.
Иконостас центрального алтаря. В храме сохранились от старой росписи два фрагмента фресок.
С 1916 по 1929 гг настоятелем храма был протоиерей Николай Буткин, расстрелянный в 1937 г. Его память хранит небольшой стенд, где выставлена биография страдальца, его фотографии, материалы следственного дела, страница его письменных творений.
В храме имеется икона с весьма редким сюжетом — св. Симеон Верхотурский со свмч. Пантелеимоном.
Между Спасо_Преображенским собором и рекой совсем недавно установлен памятный знак скульптурной формы. Он указывает, что здесь в 1662 г был построен острог «на месте Шадринской заимки». Вроде как, до этого здесь стояли сараи тюменского охотника Шадрина, в коих он разделывал шкуры добытого зверья.
Скульптура изображает архангела Михаила. Местные интеллектуалы образом не довольны — горожанам обещали, что высший ангел будет с распростертыми крыльями. Начальство приструнило шибко грамотных: не время ещё крылья распускать…
Вид на Исеть с острожного места.
К решетке, отделяющей острожное место от речного берега, брачующиеся пристегнули сотни замков, символизирующих прочность их связи. Надеюсь, это не единственное, что скрепляет пары.
Архангел Михаил — небесный заступник города, и первые времена даже присутствовал в названии поселения. Посреди острога стоял первый деревянный храм его имени. Спасо-Преображенский собор построен, практически, на месте его. Один из приделов собора освящен в честь архангела Михаила.
На этой же Преображенской (Пионерской) улице старинный дом под № 40 — бывшая Городская Александровская богодельня.
Старинные ворота у этой богодельни.
Рядом (дом № 38) — богодельня им Ф.А.Соснина.
Николаевская церковь.
В списке памятников архитектуры Шадринска 122 объекта. Ещё сотни домов не включены в список, но и они — памятники истории, передающие колорит «хлебного города». Вот например:
Фронтон этого дома.
Другой дом.
Тоже замечательное строение «хлебного» периода.
Памятник скульптору Шадру (Иванову) из красного камня. По бокам — работы Шадра: «Булыжник-оружие пролетариата» и «Сезонный рабочий».
В окрестностях Шадринска имеется древний курган. Его раскапывали несколько раз за минувшие века. Неизвестно, нашли ли там ценности, но захоронения древних людей нашли точно. Курган расположен у крутого приречного обрыва.
Некоторое время назад здесь установлена деревянная скульптура идола. Нижняя часть ее обгорела, но это только придало идолу шарма.
На шею идола, а также на окрестные деревья шадринцы вешают разноцветные ленточки. Вряд ли это идолопочитание. Скорее, та же история, что и с замочками на решетке.
Кстати о деревьях, точнее о соснах. Вдоль Исети — ленточный сосновый бор. Деревья здесь растут аномально. Шадринцы это не замечают, а мы, приезжие, сразу определяем — сосны, как пьяные. Некоторые имеют наклон прямо от комля. Другие от земли растут вертикально, а дальше их загибает неведомая сила. Ветры тут не причем, потому что рядом стоящие сосны могут иметь наклон в разные стороны. Хотя есть группы деревьев с одинаковым направлением уклона. Много сосен сросшихся у комля, и по две, и по три.
Такую табличку тоже не приходилось видеть раньше.
Небольшое кладбище интернированных немок (1946 — 1948 гг). Количество захороненных не указано.
Рядом с новой металлической оградой — остатки жердей от ограды прежней.
Юрий Сухарев