Копырин А.Л. Эрнст Неизвестный и город Асбест
В августе 2016 года не стало всемирно известного скульптора Эрнста Иосифовича Неизвестного.
Работы Неизвестного экспонируются в лучших музеях мира и находятся в частных коллекциях самых состоятельных людей нашего времени.
Биография:
Скульптор, художник, философ Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в городе Свердловске в семье врача (бывшего белого офицера) Иосифа Неизвестного и биолога и детской поэтессы Беллы Дижур.
Наверно не лишне напомнить читателям нашего города, что Б.Дижур является автором «Легенды о Тиле», которая напрямую связана с асбестовым волокном, его негорючими свойствами и все это обличено в красивую мифическую форму светловолосой девушки и следовательно имеет прямое отношение к нашему городу.
В довоенный период Эрнст Неизвестный посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей. В 1943 г. ушел добровольцем в Красную Армию.
22 апреля 1945 г. был тяжело ранен в Австрии. Получив тяжелое ранение с травмой позвоночника, находясь в госпитале в загипсованном виде, признан врачом умершим.
Санитары, принесшие загипсованные труп, свалили его с носилок. Раненый очнулся и застонал. Э.Неизвестного принесли обратно в госпиталь и там в течении долго времени, он проходил сложный курс лечения.
А по бумагам он был объявлен мертвым и посмертно награжден орденом Красной Звезды. По словам самого Э.Неизвестного, за время войны родители получили на него две похоронки.
После войны в 1945-1946 гг. Э.Неизвестный преподавал рисование в Суворовском училище в Свердловске.
В 1946-1947 гг. учился в Академии художеств Латвийской ССР в Риге; затем в 1947-1954 гг. продолжил свое образование в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова и параллельно посещал занятия на философском факультете Московского государственного университета.
В Советский период Э.Неизвестный много и плодотворно работает, участвует в конкурсах, выставках и экспозициях, в том числе и международных.
Его авторству принадлежат и работы с участием партийных лидеров Я.Свердлова, Ленина, Сталина. За работу исторического направления «Строитель Кремля Федор Конь» автор был выдвинут на Сталинскую премию.
Э.Неизвестный был признан победителем Всесоюзного конкурса на создание монумента Победы в Великой Отечественной войне.
В 1962 году Э.Неизвестный участвовал в скандально известной выставке молодых художников в Москве. Где публично разругался с Н.С.Хрущевым.
А в 1974 году по стечению обстоятельств или усмешке судьбы, Э.Неизвестному пришлось создать надгробие для могилы Н.С.Хрущева, похороненном на Новодевичьем кладбище.
В 1976 г. Эрнст Неизвестный уезжает из СССР «из-за эстетических разногласий с режимом», как он сам определил причины отъезда.
Вначале он эмигрировал в Швейцарию, а затем, в 1977 г. переехал в Нью-Йорк. Там Э.Неизвестный продолжал работать над своими замыслами, преподавал, читал лекции по искусству и философии в Колумбийском и Гарвардском университетах.
В 1989 г. он приезжал в Москву, читал лекции по культуре в МГУ. Был приглашен оформить монумент жертвам Холокоста в Риге и памятник жертвам сталинизма в Воркуте. В 1990 г. он оформил памятник Андрею Сахарову.
В 1991 г. Эрнст Неизвестный приезжал в Россию для работы над мемориалом жертвам сталинизма в Магадане, Воркуте и Екатеринбурге.
Одна из последних работ Эрнста Неизвестного – памятник Сергею Дягилеву, установленный в Перми.
По эскизам Эрнста Неизвестного выполнены: главный приз Всероссийского телевизионного конкурса ТЭФИ — статуэтка Орфея и приз российской независимой премии «Триумф» – статуэтка «Золотой Эльф».
А также призовая статуэтка народной премии «Светлое прошлое» в виде символического изображения Кентавра, которая вручается в Челябинске, знаменитым южноуральцам.
Какое отношение имеет Э.Неизвестный к нашему небольшому промышленному городу, затерянному в дремучих лесах Урала?
До недавних пор, многие жители нашего города думали так же и не только нашего.
Старшее поколение жителей нашего города, которое строило город, победило в войне и которое многое могло рассказать, не только не сомневалось, оно знало, что Э.Неизвестный, (в тот период действительно никому неизвестный), работал в нашем городе.
Его авторству принадлежат две скульптуры «Муза и Наука» у Дворца культуры.
Но время идет, что-то забывается, что-то «слегка» интерпретируется, а кое-что и сознательно умолачивается.
В начале 2-х тысячных годов, я попытался найти документальные подтверждения подлинности скульптур Э.Неизвестного. Этот материал планировалось включить в книгу о нашем городе.
Документального подтверждения не нашлось, кроме устных воспоминаний, к которым многие официальные лица относились скептически.
А в тот период в средствах массовой информации, как раз развернулась широкая компания, о создании в Екатеринбурге музея Эрнста Неизвестного. Подразумевалось направить из Екатеринбурга в Америку к Э.Неизвестному, официального представителя.
Раз «без бумажки…» наши скульптуры не хотят признавать творениями великого мастера, я во всех инстанциях, при встрече с официальными лицами, в устной форме, предложил написать официальное письмо или запрос о наших скульптурах и отправить его к Э.Неизвестному вместе с представителем.
Мои интересы были немного шире, хотелось бы узнать об авторстве «старого скверика» на улице Советской, около здания горного техникума. По рассказам старожилов, это так же работа Э.Неизвестного, его дипломная работа.
Но к моему удивлению, даже заинтересованные лица, которым по статусу и должности следовало бы этим интересоваться, не будем говорить знать, не захотели этим заниматься.
Одни в открытую улыбнулись, «…какой Э.Неизвестный в Асбесте, Вы что…», «…да и зачем это…», «…сказки все это…» Другие высказались более радикально, в том числе и тогдашний министр Культуры Свердловской области.
И даже при наличии кратких опубликованных воспоминаний В.Н.Сабурова, подтверждавших авторство, а он работал директором Дворца культуры, как раз в период установки статуй, все с усмешкой отмахивались.
Но нашелся настойчивый и энергичный человек, бывший военком города Асбеста С.В.Липачев. Он проявил инициативу и за подписью Главы города, на тот период В.А.Суслопарова, официальный запрос был оформлен и отправлен официальному представителю Э.Неизвестного в Екатеринбурге М.А.Петрову.
В результате мы имеем документальное подтверждение с печатью и подписью, а также видеозапись беседы, записанной на квартире Э.Неизвестного.
Выдержка из беседы С Э.И. Неизвестным.
Петров М.А.: «Эрнст Иосифович, у жителей Екатеринбурга есть интерес к вашим работам в Асбесте. Могли бы Вы пару слов об этом сказать?»
Неизвестный Э.И.: «Конечно могу рассказать.
Однажды к нам, в Академию художеств, в Суриковский институт, приехала группа офицеров. Я не знаю, к кому она принадлежала – ГУЛАГ, КГБ, или в данном случае МВД – но это были офицеры из системы охраны лагерей для военнопленных. И им нужен был скульптор
«в зону», где сидели особо опасные военные преступники. Там содержались очень высокопоставленные офицеры, генералы.
Военнопленные занимались строительством клубов, школ, поселков. И поскольку это был период сталинского ампира, который опирался на традицию, нужны были грамотные скульпторы, желательно бывшие военные, офицеры, желательно раненые, так сказать, имеющие «счеты» с немцами, которые не могут стать предателями, хотя бы по личным мотивам.
Я подходил под эту категорию. И поэтому меня «завербовали». Так я стал частью, привилегированной частью этого ГУЛАГА, немецкого.
Скульптуры «Наука и Искусство» родились из желания украсить Дворец культуры города Асбест. Помогали мне немецкие военнопленные.
В работе над данными скульптурами я придерживался традиций так называемого ампира, сталинской традиции. Подобные фигуры тогда лепили для высотных зданий, для железнодорожных станций.
И собственно указанные скульптуры — это стилизация под сталинский стиль. Это называлось «сталинский ампир». Не социалистический реализм, а «сталинский ампир».
Насколько я помню, я их делал вместе с немцами
И должен сказать, я был поражен их невероятной добросовестностью в исполнении приказов. Так же они были хорошими учениками, все буквально схватывали на лету.
Были чрезвычайно дисциплинированы. Даже в туалет ходил едва ли не строевым шагом. В отношении начальства соблюдали строгую субординацию.»
06.05.2013 г.
Все это для жителей нашего города принципиального значения не имеет. Наши статуи, как стояли у здания Дворца культуры, так и должны стоять в будущем.
Мы можем гордиться, что в наше городе, есть уникальные произведения искусства Великого мастера, работами которого сейчас гордится весь мир, и появились они не когда он стал знаменитым, а много десятилетий раньше.
Как мы можем этим гордиться?
Невозможно удержаться и не привести маленький пример:
В 1990 году из школы № 8, в город Ленинград в летний период, в туристическую поездку, была отправлена группа школьников. Естественно школьники посетили Эрмитаж.
Женщина экскурсовод, пройдя с лекциями по залам, привела школьников и в зал скульптуры и как многие работники культуры, при работе с подрастающим поколением, она задала вопрос:
— Каких скульпторов знают дети? – один из школьников назвал Э.Неизвестного и спросил:
— А у вас в собрании есть работы Э.Неизвестного?
На тот период в Эрмитаже таких работ не было, о чем и сказала экскурсовод.
— А у нас в городе целых две!
— И в каком городе вы живете? – удивленно спросила экскурсовод…
А.Копырин.