Сухарев Юрий

Календарь

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Яшина Р.М. Бараба (главы из рукописи). Церкви и престольный праздник

Приход Прокопьевской церкви  состоял из деревень: Бараба, Кулики, Быково, Тыгиш, Махнёва, К-Озеро, Оверино, Прокопьевская слобода (сегодня село Кунара)

 Деревня Кунара и раньше называлась «Кунярская» по названию реки Кунары, на берегах которой оно расположено. В 1735-м году, в деревне был построен первый храм, деревня стала селом и переименована в село Прокопьевское в честь освещённого храма именем Прокопия Устюжского Чудотворца.

Храм был деревянный, строили его жители девяти деревень, входивших впоследствии в приход, этого храма. Дело в том, что строительство церкви обходилось дорого и велось за счёт средств жителей: пока первопоселенцы обживутся, подкопят денег…  Поэтому построить свой первый храм в 1735 году могли позволить себе, крестьяне девяти деревень, они объединились и вели строительство вместе. Место постройки храма выбрано было не случайно, село Прокопьевское находилось в одинаковой отдаленности от окружающих его деревень. Да и средства собранные для постройки храма, в большинстве своём принадлежали, возможно, крестьянам села Кунары, как самого большего по численности.

 В 1805 году деревянная церковь села Кунары сгорела.

В начале 19-го века церкви строились уже каменные (из красного кирпича). В 1805-м году была построена церковь села Грязновского и придел освящённый во имя в.м. Дмитрия Митоточиваго в 1807 году. В этом же году, отделившись от Бруснятского прихода, село Грязновское с деревнями Голопупово (2версты), Бараба (5 вёрст), Чудово (5вёрст), составили самостоятельный приход. Всего прихожан насчитывалось 1672 мужчин и 1791 женщина. Все православные, русские, земледельцы. Главный престол был освещён в 1830 году во имя Пресвятой Богородицы. В 1863 году был освещён ещё один придел этой церкви, во имя Модеста Иерусалимского. Причта по штату было положено: священник, диакон, псаломщик. Для помещения причта в селе имелось 2 общественных дома и один церковный. После постройки, церковь требовала содержания: прихожане платили определённые налоги и сборы, (поставляли дрова для отопления храма, жилья церковных служителей, зерно и т.д). Деревня Бараба с 1807-го года является приходом Богородицкой церкви села Грязновского, но крестьяне могли посещать и другие церкви. В 1881 году была построена каменная церковь в селе Кулики — Христо-Рождественская.

В 1862 году в Грязновской церкви пребывал в должности священника Александр Ляпустин и диякон Ипполит Феофилактов Арефьев.

 В 1882 году в Грязновской церкви пребывал в должности священника Евгений Александрович Арефьев, закончивший в 1857 году Долматовское духовное училище.

В 1901 году в должности священника в Грязновской церкви пребывал Мартирий Петров. Дияком в это время служил Феодор (Фёдор) Смородинцев.

В 1908 году 27 марта диаконское место получает о. Георгий Азряков. Предыдущая его служба говорит о том, что у него хорошие голосовые данные. Для церкви это не маловажный факт.

30 мая 1909г. владыка Владимир совершил открытие второй церкви в селе Грязновское, в женской общине. Ровно через два месяца отец Георгий Азряков получает новое назначение, сан священника этой церкви.

Сменивший епископа Владимира на кафедре Владыка Митрофан в первый раз посетил женскую общину 16 мая 1911г. Вот это событие: «В 2 часа ночи поезд прибыл на станцию Грязновская. Здесь вагон отцепили от состава и оставили до следующего поезда, проходившего в 9 час. 30 мин. утра. В 6 часов утра, на станцию были поданы лошади для поездки Преосвященного Владыки в село Грязновское и примыкающую к нему женскую общину. Для встречи Его Преосвященства, к 6-и часам утра на станцию прибыли: Благочинный 3 округа Камышловского уезда — Василий Пьянков и местные господа- Земской Начальник и Становой Пристав.

Преподав благословие присутствующим, Его Преосвященство проследовал в Грязновскую женскую общину».

Эта молодая община в стенах своих насчитывает 98 насельниц разного возраста. Сёстры общины проводят строгую жизнь по монастырскому уставу, безропотно несут трудные послушания, ревностны в трудах и молитве. Взрослые ежегодно во все четыре поста исполняют долг исповедания и святого причастия. В 1908г. при женской общине построен трудами сестёр и жертвами благочестивых людей деревянный однопрестольный храм. Освещён 30 мая 1909г. в честь Покрова пр. Богородицы. Храм оштукатурен снаружи. Бревенчатые стены внутри его нигде не имеют и малейших следов пыли. Видимо сёстры с любовью следят за его чистотою. По прибытию владыки в храм, местный священник Георгий Азряков совершил краткое молебствие. Преосвященный посетил старое кладбище при общине, затем на минуту зашёл в дом священника, купленный для него у крестьянина за 2600 рублей, благословил его семейство и, наконец, посетил открытую в октябре 1910г. церковноприходскую школу при общине. В школе за минувший год обучалось 18 девочек. Небольшое помещение школы содержится в образцовой чистоте. На предложенные вопросы Его Преосвященства, девочки давали толковые ответы. Вообще школа видимо поставлена весьма удовлетворительно. Окончив обозрение, Его Преосвященство благодарил начальницу монахиню Кириенну за тот порядок, в котором он нашёл вверенную ей обитель, преподал благословение всем насельницам и отбыл обратно на станцию ж/д. Сюда же проводить Архипастыря прибыли Благочинный о. Пьянков, священник Георгий и начальница Грязновской женской общины и причт Грязновской приходской церкви. Около 10-и часов утра поезд вышел со станции и через три с половиной часа пути, благополучно прибыл в город Екатеринбург.

Скромно было начало общины. Много напастей и бед пришлось претерпеть первыми насельницами, но велика была вера их в помощь Божию и этого оказалось достаточно, чтобы начатое дело не заглохло. В 1915г. община ещё далеко не закончила своё благоустройство. Из-за невысокого забора виднелись ряд жилых домиков с разными хоз. постройками и высился небольшой деревянный храм. Говорят, что основательница общины долго ходила по белу свету, пытаясь то там, то сям прочно осесть и воздвигнуть обитель во славу Божию, но ей это не удавалось. Наконец она прибыла в с. Грязновское, пришла на старое, заброшенное кладбище и ужаснулась от той картины запустения, какая предстала её глазам. Доброе сердце сжалось печалью и тут же энергичная женщина твёрдо решила в душе своей основать здесь монастырь, убрать с кладбища все нечистоты, соорудить здесь храм, в котором бы возносилась молитва к Небу об упокоении всех здесь лежащих скромных, никому неведомых хлеборобов. Не случайно конечно, произошло всё сие. Забытые людьми давно почившие, не забыты оказались ради чьих-то молитв милостью Божьей, и теперь кладбище это содержится в порядке.

Причт Грязновской приходской церкви в 1912г. состоял:

 Священник Вениамин Хламов, окончивший семинарию в 1886г., имел скуфью, с 1907г. служил в д. Подволошная до 1910г. (Ирбитский уезд) 10 марта 1910г. назначается законоучителем в Грязновское земское училище.

 Псаломщик этой-же церкви Афонасий Грошев, был определён к Грязновской церкви 5-го октября 1911г. До этого служил певчим Архиерейского хора.

 Священник церкви женской общины Георгий Азряков в1915г. проживал в г Асбесте, несмотря на то, что в селе у него был свой дом. Служил параллельно в селе Грязновское и в г. Асбесте в Успенском храме, построенном на деньги хозяев приисков, иноверцев. После революции с 1919г. в церкви он уже не служил, но на Асбестовых рудниках проживал. В документах об изъятии ценностей из Асбестовского Успенского храма фигурирует тов. Азряков, специалист по драгметаллам. К началу 30-х годов его семья ещё проживала в Асбесте. Одна из дочерей в 30-е годы пыталась поступить в Индустриальный институт Екатеринбурга.

 Во время революции в церкви села Грязновского сохранилось очень мало документов, Есть книга за 1812-й год, за 1822 год затем с 1863-го по 1874 год. В книгах за 1810 и 1819 год, прихожан из Барабы не было совсем.  Возможно эти книги являются копиями, которые церковь должна была отправлять в ЕПАРХИЮ г. Екатеринбурга. Такие книги не всегда переписывались качественно, в основном туда переписывали прихожан самого села, в данном случае с. Грязновского, без деревень. Метрические книги Прокопьевской церкви с. Кунары за 1809г.-1824г. показали, что барабинцы в большинстве своём посещали эту церковь. Сама церковь села Грязновское была готова и освещена только в 1830г, а её придел, возможно, не вмещал всех прихожан, поэтому барабинцы, по старой памяти, посещали Прокопьевскую церковь. Надо отдать должное жителям села Кунары и д.Кулики, они сохранили все церковные книги начиная с 1800-го года по 1935-й год.

Случайно найдена запись за 1720 год, где сказано, что в селе Грязновское была часовенка, в которой служил дияк Иван Иванович Чащин 35 лет. Его жена — Пелагея Савиновна 30 лет, брат Иван, Иванова дочь 15 лет и вдова Марфа Никифорова 70 лет (мать). До этого времени он работал в селе Клевакино- пономарь. Первая жена Ивана Ивановича – Федосия Леонтьевна скончалась в возрасте 25 лет. Ивану Ивановичу было тогда  22года, а их дочери Анне-4 года.

КЛАДБИЩА.

Часто кладбища называют последним приютом усопших. Слово «последний,» в этой фразе конфликтует с Символом веры христиан всех конфессий, ибо 11 и 12 его члены гласят: » Чаю (ожидаю) воскресенья мёртвых и жизни будущего века» — будет день, когда тела умерших людей восстанут из праха, соединятся с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.

Значит, прах должен покоиться достойно. И это обязанность живущих. Этот долг на Руси исполнялся (исполняется) худо. На уровне правнуков уход за могилами уже прекращается. Опустевшие кладбища случаются в основном в заброшенных селениях, где давно не живут люди. Такие погосты довольно быстро заростают лесом и остаются в забвении.   В селе Грязновское есть такое кладбище, находится оно почти в центре села и возможно сегодня тоже заросло лесом.  Образовано оно было примерно в 1807г., в год открытия для прихожан Богородицкой церкви. Село того времени, располагалось в основном вдоль Сибирского тракта и немного по берегу реки Грязнушки. Кладбище устроили в сосновом лесу, недалеко от села. К моменту расширения села в сторону лесного кордона, основанного в 1884г., кладбище было уже не посещаемо. Но жители села сохранили его, не распахали, не застроили, знали, что этого делать нельзя. Таким его и обнаружила монахиня в 1909г. и устроила рядом с ним женский монастырь. Это было довольно мрачное место. Старые, старые сосны, а между ними холмики с частично уцелевшими крестами. К тому же на кромке кладбища стояла катаверная. Туда привозили безимянных покойников, найденых где нибудь на лесных дорогах. Этим особенно славилась старая Грязновская дорога на Асбестовые прииски. Ещё на старых могилах жили совы (рёвы-по нашему), которые кричали по ночам нехорошими голосами.

В дореволюционной России отношения в части содержания кладбищ регулировались уставами медицинской полиции и актами других служб. Погосты находились под опекой, попечением и надзором местной общины. Надзор за содержанием и попечении о благоустройстве кладбищ в селениях, возлагался на церковного старосту. А надзор за нераскапыванием могил для ограбления, лежал на Полиции и обывателях.

Опустевшие кладбища, если таковые находились среди населённых мест, …»то должны быть огораживаемы владельцами той земли, на которой они были устроены, или обводным рвом.» Никаких строений возводить на них не дозволялось. (Статья 916 устава мед. Полиции 13.02.1766год.)

 Бывшие в городах и предместьях прежние кладбища должны оставаться «площадьми ко благолепию церквей и содержаться в чистоте, обноситься оградою и обсаживаться деревьями.» (Указ Св. Синода от 15 июля 1775г.)

По старому, кладбище есть место отведённое обществом города или села для погребения усопших. Обязательная принадлежность для этого — церковь. Малым поселениям вплоть до 1920г. иметь свои кладбища не полагалось. Например, в г. Асбесте, на асбестовых приисках в 1911г. была эпидемия тифа унесшая несколько десятков жизней. По этой причине было разрешено устроить местное кладбище. К этому моменту на прииске уже была с января 1911г. — своя Казанско-Богородицкая церковь и с 1912г. жители «Кудельки» стали хоронить своих усопших на местном погосте в нескольких км от города. До этого, покойных увозили в родные сёла, ведь большенство работников — крестьяне сезонники. Постоянных работников «Кудельки» хоронили в ближних сёлах Белоярском и Грязновском. Один из хозяев рудника Павел Корево, умерший в 01.03.1908г. на Говорухинском прииске от тифа, был похоронен на католическом кладбище в городе Екатеринбурге.

Кладбище деревни Бараба считается новым, хотя, по воспоминаниям жителей села, захоронения на его месте уже проводились в конце 18-го века. Это были каторжане, которых вели по старому Сибирскому тракту и которые, не выдержав мучений, умирали на ходу. Такие захоронения проводились во многих сёлах расположенных вдоль этой дороги. Жители деревни Барабы до войны 1941г. свои захоронения проводили на кладбище села Грязновское. Покойных везли сначала в церковь для отпевания, а затем на кладбище. До 1807г. д. Бараба была приписана к Прокопьевской церкви села Кунары, основанной в 1735г. Значит жители деревни Бараба, хоронили своих на кладбище села Прокопьевское (сегодня это село Кунара). Состояние Барабинского кладбища сегодня радует, чистое, ухоженое, яркое, за исключением, конечно, некоторых могил, фамильный род у которых, возможно, закончился.

Примечание* Сельский обыватель, это человек проживающий в селе, но не состоящий в крестьянском обществе. Он заводской рабочий, вышедший на «заслуженный отдых» и занимающийся в основном, каким- то своим промыслом

 

                         ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК СЕЛА БАРАБЫ

Наши предки верили и говорили:» Не стоит город без праведника»

Каждый город, каждое село, имели своего небесного покровителя. В честь его освещали церкви, в честь его устраивали праздники. У нашей деревни Барабы небесным покровителем был    Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый Устюжский чудотворец. Празднование этого Иванова дня приходится на 11-е июня (по старому стилю- 24 июня). В этот первый весенний праздник и такой значимый для селян приезжало очень много гостей «со всех волостей».

В начале, все красивые и нарядные, вместе со своими гостями шли на молитву в часовенку, а затем расходились по домам. На улице в этот день было многолюдно и весело. Столы накрывали в каждом доме. Угощали каждого, кто заходил поздравить хозяев с праздником. А вечером когда солнце сядет, всё вокруг стихнет и далеко над озером заслышится красивое, чистое пение. Пели раньше в каждом доме, и мужчины и женщины.  Пели русские народные, казацкие застольные, пели на 2 на 3 голоса, это очень красиво. (А еще это прекрасный отдых для души). Жаль, что сегодня эта славная традиция почти утрачена. Манера пения старинных песен (без музыкального сопровождения), была позаимствована у старообрядцев.

 Сегодня день села празднуется в июле месяце, а то и в августе, позабыв про нашего небесного покровителя, Иоанна Устюжского. Но я уверена, он и сегодня покровительствует нашему селу, которое живёт и процветает по сей день, преодолев все тяготы жизни выпавшие когда-то, на его долю.

 

ВОСПОМИНАНИЯ МАРИИ ДМИТРИЕВНЫ РУБЦОВОЙ.

     «Часовенка в д. Бараба была деревянная, не большая, но очень уютная, с красивым внутренним убранством. Стояла на берегу озера. При часовенке была церковноприходская школа. Сегодня о часовенке никто ничего не знает, как и когда она сгорела, тем более. На её месте была построена кирпичная церковь. Освятили её в честь Иоанна Устюжского, но достроить до конца не успели. Стройматериалы завезённые для дальнейшего строительства во время 1-й мировой войны растащили.»

  Действительно строительство церкви, в 1-ю мировую войну, было приостановлено и, впоследствии, не возобновлялось. Стройматериалы были поделены между вкладчиками. Возможно этот вопрос, решался на сельском сходе, т.к. строительство велось на деньги селян. Если само здание досталось Андрею Ивановичу Белоглазову, то это может означать только одно, что он вложил в это предприятие денег больше, чем другие. И прежде, чем оформить его в собственность, он наверняка рассчитался со своими односельчанами. В этом кирпичном особняке, его семья прожила не долго. Их в 1930г. раскулачили и сослали в северные районы. В их доме сначала было хранилище зерна. После ВОВ, там был организован сельский клуб. Сегодня это здание находится в личном пользовании семьи Мокеевых. 

                                        ***

За порядком и спокойствием селян в Барабе, следил «околоточный». Вечером, в определённое время, он ходил по деревне и стучал в свою колотушку. Что означало, пора на отдых.

ОКОЛОТОЧНЫЙ — сегодня это просто участковый полицейский. А околоток — так называли участок территории, обслуживаемый одним полицейским.

 ЧАСОВЕНКА.

Часовенка, это небольшой храм без Алтаря. В ней читаются молитвы, но не совершаются церковные службы. Такие деревянные часовенки до 1800 года, были почти в каждом селении. Набожные крестьяне нуждались в таком молебном доме, который обязательно был освещён в честь какого-нибудь святого. Имя Святого, в честь которого освещалась часовенка, крестьяне выбирали сами.

В деревне Бараба, часовенку осветили в честь Блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского чюдотворца. Думаю, что о нём в то время мало кто знал. Он был молод. Но о нём самом, о его жизни, чудесах, хорошо знали крестьяне, пришедшие на Верхотурские земли из города Великий Устюг. Крестьян из этого уезда, было очень много, они так же, как и многие, были одни из первых поселенцев. Их потомки  проживали в деревнях Сухоложской, Курьинской и в слободе Новопышминской. Крестьяне, которые не имели фамилий, писались как Устюговы или Устюжанин.

Степашко Устюжанин пашет полдесятины…

Якунка Илин Устюжанин пашет полдесятины…

Семейка Иванов Устюжанин …

В деревне Бараба так же проживали несколько семей Устюговых, которые являются первопоселенцами нашего села.

 В 1812 году (январь) у Фоки Устюгова родился сын Василий.

1810г. в книге среди умерших записан Фока Устюгов в возрасте 73 г.

1822 год. В переписи крестьян деревни Барабинской, составленной по исповедальным ведомостям, значится только одна семья.

Лука Степанович Устюгов — 69 лет. Его жена — Анна Лаврентьевна -62 г. Его сын Савватей — 30 лет. Савватею жена — Домна Хрисандровна-29 л. Их дочь Евгения -5 лет. Его дочь Евдокия Лукеевна — 22 года.

1866г. В это время в Барабе проживали: Ефим Фадеев Устюгов, его жена Евгения Ивановна и Еремей Ефремович Устюгов.

У Ивана Фадеева Устюгова умерла жена после родов в возрасте 32г. 16/19 марта этого же года умер сам Иван Фадеев Устюгов от горячки в возрасте 27 лет.

1873 год. Умер Федосей Фокеев Устюгов в возрасте 70 лет. (1803г.р.)

Проживание крестьян из города Великий Устюг в нашем селе, подтверждается так же переписью проведённой в 1920г. Возможно именно они были инициаторами строительства часовенки, и освятили её в честь своего земляка, чудотворца, Иоанна Устюжского, которого они помнили и чтили.

Использованы фрагменты статей Ю.Сухарева

Комментарии запрещены.

Полезные сайты